Вы здесь

Святитель Димитрий Ростовский о возрождении человека к духовной жизни

[1]  [2] 

Христианские добродетели и средства на пути к спасению

Вера

В свободном и сознательном принятии человеком евангельского учения о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, о Божественной любви к падшему человечеству и искупительном подвиге воплотившегося Сына Божия заключается основное содержание христианской веры .

Источником спасительной веры является Божественная благодать, утверждающая человека в Боге . Никто из человеческого рода не может самостоятельно прийти к познанию Бога и уверовать в Его Единородного Сына без благодатной помощи свыше. «Никтоже может приити ко Мне, — говорит Христос Своим ученикам, — аще не Отец, пославый Мя, привлечёт его» (Ин. 6,44). Святитель Димитрий согласно Божественному Откровению учит, что Дух Святый, Источник всякой благостыни, ниспосылает человечеству веру, как «голубицу с масличной веткой». Господь дарует людям веру как средство уразумения Божественных истин, сокрытых от человеческого разума. Святитель даёт следующее определение веры: «Вера есть то, чего твои очи плотские не видят, ни руки твои осязают, сердце же твоё, ум твой несомненно в себе утверждает, что так есть, а не иначе». Верою открываются человеку различные тайны и законы миробытия, в котором человек видит своё место и призвание. «Знать Бога — вот всё счастье христианина, вся духовная утеха, вся надежда на спасение и даже самое спасение... Вера знает Бога, знает, что есть на небе Бог, что вся земля наполнена Им». Вера необходима человечеству, чтобы познать Бога, когда же «достойные придут к Богу, то не нужно будет уже веры, ибо лицом к лицу увидят Того, в Которого они, живя на земле, веровали, не видя Его».

Евангельская вера есть прежде всего вера во Христа как Сына Божия, снисшедшего на землю ради спасения рода человеческого. Поэтому никто не может быть оправданным и получить спасение перед Богом без Христа, без веры в него. «Она... то, чего не видим мы телесными очами, в том несомненно убеждаемся верою и видим то, как бы существующею вещью. Телесно мы не видим Христа Господа, но верою мы несомненно зрим Его повсюду».

Священное Писание, Евангелие призывают человека к Богу и научают следовать учению и жизни Спасителя — идеалу духовного совершенства. Вера является основанием спасительной деятельности человека, началом и двигателем его духовной жизни в Боге: «Вера — это молодость без старости, ибо Енох, восхищённый ею, доселе живёт и не состарился. Вера есть безкровная жертва, ибо верою Авраам принёс сына своего Исаака в жертву живую... Вера есть око умное, ибо знает, как нужно благословить Иакова, и как Исава. Вера — пророк, ибо ею Иосиф предсказал об освобождении израильтян из Египта. Вера — дно морское, проведшее Израиля посуху. О, как много великих похвал святой вере написал Апостол! Посмотрим же ещё со вниманием, как Апостол заканчивает свои похвалы. Вера, говорит он, есть единственное спасение грешнику или грешнице: «Верою Раав блудница не погибе» (Евр. 11,31)».

Совершенство веры имеет взаимосвязь с внутренним, духовным возрастанием человека. Совершенная вера подвигает его жить согласно божественным заповедям, устремляет его волю и силы на исполнение воли Божией. Поэтому духовное совершенство, спасение невозможно без совершенной веры, выражаемой в делах и поступках, ибо «какая польза христианину только веровать Христу, а дел христианских не иметь? Какая польза только молиться Христу, а заповеди Его преступать... Если ты говоришь, что Христос с тобою, а ты со Христом, то покажи мне сие на жизни твоей, как говорит и Апостол: «Покажи ми веру твою от дел твоих» (Иак. 2,18)».

Вера научает христианина сохранять благочестие и быть добродетельным в различных условиях.

Вера утешает в скорбях, помогает в болезнях, укрепляет в испытаниях. Вера — первейшая добродетель и путь . «Поэтому, — говорит святитель, — праотцы именуются праведными, что при своей вере в Бога, какую имели, они не соделали, ни сказали, ни помыслили неправды, никогда никого не обидели, ни оклеветали, ни солгали и отнюдь никакой не сделали неправды ни словом, ни делом своим... Что наши подвиги? Что наши труды против одного их праведничества?». Истинная вера, усвоенная умом и сердцем, является руководствующим принципом жизни христианина. Она оказывает решительное влияние на волю человека в сознательном устремлении его на путь спасения. Только живая и деятельная вера, приносящая плоды христианского благочестия, угодна Богу. Такая вера является основанием настоящей, богоподобной жизни христианина, «голубица» благовестия, предвестницей будущего прославленного состояния в жизни вечной. Указав на значение истинной веры, святитель наставляет: «Вера имеет столько, сколько человек верует. Кто мало верует, тот и мало получает, кто же больше верует, тот и получает больше. Кто верует, что в нём совершится Промысл Божий, это будет, кто же не верует — не будет. Итак, избирай себе всякий, чего ты хочешь получить из рук Господних: лучше же искать вечных, чем временных благ».

Как видно, оскудение веры происходит от нерадения. Желающие наследовать спасение должны сохранять и укреплять веру во Христа, не идти вслед похоти плоти, не прилепляться сердцем к миру, славе, богатству и почестям временной жизни, ибо «нет временного счастья, в котором можно было бы не утонуть. Он (апостол Пётр) спасён был рукой Иисусовой не только от потопления водного, но и от потопления в неверии, и после этого он был уже самым твердым в вере. Видишь, Пётр, что принесло тебе твоё желание... быть лучшим, высшим и святейшим, чем другие, не гордись собою: вот эти люди сидят в ладье, а я хожу по водам». Человек мудрый, жаждущий и ищущий спасения, не ищет временных благ, но стремится к познанию Бога, выше всего поставляет ведение тайн духовного мира, это — высшая философия .

Каждый христианин должен прилагать усилия для укрепления веры, всегда ощущать Божие вездесущие и иметь Его спасительный страх, «ибо где находится вера правая вместе с добрыми делами, там поселяется Бог».

Важным средством, «уверяющим человека в Боге и научающим богоугождению», является слово Божие, чтение Священного Писания, которое насыщает человека пищей духовной, побуждает к бодрствованию .

Из всего сказанного следует, что вера является одной из главных христианских добродетелей, так как без веры во Христа спасение человека невозможно. Вера является движущей силой духовно-нравственного обновления человека, основанием, на котором возрастают многие другие христианские добродетели.

Надежда

В совершении личного спасения и христианского подвига действенную помощь и силу оказывает надежда, «даруемая сердцу человека по Божьему вдохновению и просвещению... добродетель, подаваемая свыше, через которую с твёрдой верою ожидаются блага вечной жизни».

Эта добродетель подаётся верующему в Божией благодати, если он исполняет Его заповеди и соединяется с Господом Иисусом Христом через Святое Причастие.

Христианская надежда имеет очень большое значение для человека, подвергающегося различным испытаниям, и помогает в борьбе против диавола, как «якорь христиан плавающих по морю мира сего в корабле тела». Прочность и незыблемость надежды зависит от веры человека и его духовно-нравственного состояния. Истинные христиане основывают свою надежду в Спасителе, в нелицемерном почитании Бога, проводя жизнь праведную и благочестивую. «Помыслим о том, — рассуждает святитель, — что в каком человеке его праведность и благочестие, в том есть и чаяние утехи Израилевой, то есть будущей жизни святых, заключающейся в насыщении лицезрением Божием... Если праведен кто, то уже есть в сем несумненная надежда, что он получит венец в Царствии Небесном .

Благодать и милосердие Божие так велики, что могут покрыть множество грехов и падений христианина, лишь бы он пожелал исцелиться и принёс покаяние. «Только истинно покайся, — призывает святитель, — и положи в сердце своём обещание не возвращаться, как пёс, на свою блевотину.

Дерзай со страхом, а бойся с надеждою, и причащайся, не сомневаясь в человеколюбии Божием, и получишь оставление твоих грехов».

Отчаяние в спасении — коварное оружие врага нашего спасения диавола. Когда согрешит человек, то он внушает ему, что спасение для него уже невозможно, стремясь повергнуть человека в бездну отчаяния. И только надежда христианина на Бога разрушает диавольскую западню. Она убеждает христианина, что Бог принимает покаявшихся грешников. Немало таких примеров святитель приводит из Священного Писания и святоотеческих творений. Отпали от Господа Иуда и Пётр. «Раскаялся Иуда и исповеда грех свой пред всеми, тече ко архиереом, глаголя: согреших, предав кровь неповинную» (Мф.27,4). Однако его покаяние не принято, а Петрово принято: Пётр спасён, а Иуда погиб. Почему же сие? А потому, что Пётр каялся с упованием и надеждою на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна сия пропасть! Без сомнения нужно её наполнить надеждою на милость Божию».

Надежда содействует человеку в борьбе с грехом, укрепляется же она покаянием, добрыми делами.

Настоящая надежда на Бога требует от человека деятельной борьбы с искушениями и терпения в испытаниях. Все это не даёт человеку отчаяться в своём спасении, укрепляет его силы в уповании на милость Божию.

Любовь

Христианское вероучение ничего так высоко не поставляет, как любовь к Богу и ближнему. Сам Господь Иисус Христос назвал эту добродетель наибольшею заповедью: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22,40). Только любовь способна привести христианина к нравственному совершенству, к единству с Богом. Ради этого был создан человек, для этой цели Господь совершил свой искупительный подвиг, к этому направляет христианина Церковь .

Святитель Димитрий, обращаясь к православным слушателям, говорит о двух способах познания Бога: верою и любовью. «Оба сии способа познания Бога и достижения вечной жизни очень хороши... вера является, то совершенным, то несовершенным, второй способ, то есть любовь, есть всецело совершенный». Любовь же поистине есть правильный способ, ибо «Любы николи же отпадает» (І Кор. 13, 8)».

Все христианские добродетели «не только происходят от любви, но и соединены с нею, как путём правым».

Любовь необходима для христианина, как руководствующее начало христианской нравственности. Веру нужно засвидетельствовать делами любви: «Недостаточно только веровать во Христа, ибо согласно словам святого апостола Иакова «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Какая польза христианину только веровать во Христа, а заповеди Его преступать?». Современники Спасителя видели его чудеса и не могли отвергать очевидность в Нём Божественного величия, но не многие спаслись, так как не имели деятельной любови к Нему.

По своей сущности любовь неопределима человеческими мерками, ибо имеет природу Божественную. Она — дар Духа Святого, распаляющая сердца христиан ответной любовью к Богу и человеку. Что крылья для птицы в полёте, то и совершенная любовь для христианина на пути к Богу. «Как птица не может летать с одним крылом, так и любовь не может до неба долететь с одним крылом любви... Любовь к Богу и любовь к ближнему Дух Святый соединяет вместе, чтобы ни одна любовь не была без другой, ибо Он есть сама любовь Бога Отца и Бога Сына, изливающаяся к роду человеческому. И любовь бывает прекраснейшей, совершеннейшей и похвальнейшей, которая имеется и к Богу, и к ближнему, и обоих сливает воедино». Каждый христианин должен свидетельствовать о своей любви к Богу не только словесно, но и своими делами, всей жизнью, и «никто не познал Бога, прежде чем не вкусит Его».

Главным признаком истинной любви к Богу является отвращение христианина от мира и всего греховного в нём. Любовь нельзя разделить, потому что «не любит она, чтобы кто-либо одной половиной своего сердца любил Бога, а другою любил светскую суету: «Не можете Богу работати и мамоне» (Мф. 6, 24)».

С другой стороны, совершенная любовь ищет Бога не ради награды будущих благ, не ради самого себя. «Кто имеет истинную любовь к Богу, тот кроме Самого Бога не желает ничего: ни неба, ни венцов небесных, сладостей райских. Он только одного Бога и желает, причём желает больше неба и больше всех райских роскошей». Кто любит Бога всем сердцем и стремится духовно соединиться с Ним, того ничто не заставит удалиться «на страну далече». Истинная любовь никогда не помыслит прогневать Его . Чувство благодарности не допустит оскорбить Божие величие .

Говоря о значении любви в жизни христианина, святитель привозит слова святого апостола Павла: «Любовь не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, вся терпит» (І Кор. 13, 4—8) — и даёт краткое их объяснение. Любовь воспитывает в христианине терпение, научает переносить обиды, снисходительно относиться к несовершенствам ближних. Такое благоразумие последователя Христова способствует созиданию мира, врачует недуги окружающих, благотворно воздействуя на их души. Высшим совершенством в любви является добродетель любви к врагам, потому что она выше человеческой природы. Искажённая грехом, природа требует возмездия, а любовь готова всё простить, тем самим врачуя немощь ближнего, и побеждает зло добром . Христианин не должен допустить возгореться гневу и вражде. Посему, заключает Святитель, «любящий врага своего есть чудотворец». В этом же «Поучении», сказанном святителем Димитрием в 1701 году и связи с сообщением о войне России со Швецией, говорится об обязанности христианина защищать свою Отчизну: «Не думай, слушатель мой, чтобы я сказал о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры: таких врагов не только не обязательно любить, но надо сражаться с ними за своё достояние».

Высокий идеал совершенства, начертанный Спасителем в заповеди любить врагов (Лк. 6,27), достигается человеком постепенно, чему содействуют самопожертвование и принуждение, посредством которых он получает от Бога дар любви ко всем людям.

Примером могут служить святые мученики, подвижники, уязвленные любовью Христовой. Истинный христианин со Христом претерпевает страдания, терпеливо и безропотно переносит всё, случающееся с ним по Божьему попущению. Крестные страдания Спасителя, как стрелы, пущенные с Голгофского креста в сердца человеческие Ловцом душ, вспламеняют ответную к Нему любовь . Поистине любовь — совершенный способ познания Бога, тесно соединяющий нас с Ним, как кожу с плотью . Любовь вспомоществует христианину в нелёгкой борьбе с грехом и попаляет благодатным огнем терния страстей. Сердце христианина должно быть подобно жертвеннику, в котором «огонь любви нашей к Богу должен всегда гореть, подогреваемый и поддерживаемый богомыслием». И наоборот, по замечанию святителя Димитрия, «чуждый огонь, то есть мирской, греховный, не должен вноситься внутрь сердца под угрозой, под страхом вечной смерти, чтобы огонь геенский не сжёг нас навеки». У святителя Димитрия целые гимны посвящены любви, предохраняющей от греховных падений и измен Господу, соделывающей человека святым: «О сладость, прелюбезнейшая сладость! Что иное мы можем любить, кроме Тебя, прелюбезнейшаго Господа нашего, которого мы желаем любить во все века? Чем иным усладим горечь нашу, если не Тобою, сладчайший Иисус, которым надеемся насыщаться, всели в нас любовь, которой желаешь. Дай нам, чтобы мы любили Тебя и возлюбили Тебя! Дай нам, чтобы мы желали Тебя и жаждали Тебя! Распали нас в любовь Твою, Слово Божие, Единородный!... Любовь Твоя Владыка, да пленит нас в любовь Твою». Постоянное памятование любящего сердца о Боге, по словам святителя, заключается в чувстве благодарности за его милости к человеческому роду, в молитвенном общении и богомыслии, в непрестанном собирании сокровищ духовных. «Желание неотступного пребывания со Христом является ясным признаком благодарности... Благодарность есть страж всех добродетелей... Душа боголюбивого человека, уподобленная голубице, найдя великое благодеяние искупления Христова, так благодарна Ему, что никогда не хочет отлучаться от этих ран».

[1]  [2] 

www.vladykaantoniy.org