Вы здесь

«Я не знаю, кому и
зачем это нужно»

Архиепископ Александр (Драбинко) о предсоборных слухах, новых членах Синода и своем отношении к «местоблюстительству»

Проведение Собора Украинской Православной Церкви всего лишь второй раз за последние двадцать лет и без того выглядит несколько запоздалым. Однако у целого ряда оппонентов Церкви, тем не менее, оно вызвало претензии и раздражение, которое в изобилии выливается на страницы СМИ.

Эту наэлектризованную атмосферу можно объяснить попыткой примешать к христианству политику, чьими-то раздутыми амбициями или гордыней оппонентов Украинской Церкви. А можно — отсутствием информации.

Для того, чтобы прояснить недоумения и пролить свет на ситуацию, портал «Православие в Украине» обратился за разъяснениями к секретарю Предстоятеля Украинской Православной Церкви архиепископу Переяслав-Хмельницкому и Вишневскому АЛЕКСАНДРУ (Драбинко).

Архиепископ Александр (Драбинко)— Владыка, скажите, почему было принято решение провести Собор Украинской Православной Церкви?

— Собор, созыв которого инициировал Предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир, собирается, чтобы утвердить все те законодательные и нормативные решения, которые были приняты со времени последнего Собора УПЦ. Как известно, он проходил 26 июня 1992 года в Киеве в Трапезном храме — там, где, собственно, пройдет и этот Собор.

В 1992 году УПЦ утвердила постановления Харьковского Собора, который сместил прежнего Предстоятеля и избрал на Предстоятельский пост Блаженнейшего Митрополита Владимира.

— Выходит, что УПЦ не собирала Соборы 19 лет...

— Да. За это время, естественно, накопилось немало различных решений, требующих утверждения. Эти годы показали очень высокую динамику роста Церкви. В связи с увеличением количества приходов было создано немало новых епархий. Были рукоположены новые архиереи. Созданы новые синодальные структуры, которые, по аналогии с государственными министерствами, занимаются решением тех вопросов, которые ставит современность перед Церковью и народом Украины.

— Оппоненты УПЦ указывают на то, что Собор был созван якобы очень поспешно. Чем Вы это объясняете?

— Решение о проведении Собора было принято еще три года тому назад, поэтому говорить о какой-то поспешности просто неправильно. Другой вопрос, что какое-то время заняла подготовка, и когда она подошла к концу, было объявлено о проведении Собора в плановом режиме.

Этот Собор еще называется Юбилейным. В прошлом году мы праздновали 20 лет независимости и самостоятельности в управлении УПЦ; в этом году отмечаем 20 лет независимости Украины, в следующем — 20 лет Предстоятельского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира. То есть, прошел некий период, достаточный для того, чтобы подвести итоги.

Кстати, в Москве происходят похожие процессы. Святейший Патриарх Кирилл также объявил этот год юбилейным — речь идет о 20-летии бытия Церкви, этому посвящена юбилейная Х церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь», к участию в которой и мы приглашены.

Ну и наконец, самое главное: 9 июля мы отмечаем дату — 45 лет архиерейской хиротонии Блаженнейшего Митрополита Владимира. Что может быть бóльшим подарком нашей Церкви нашему Предстоятелю, как не соборная молитва в юбилей нашего ангела Церкви?

— Были ли возражения о созыве Собора? Например, со стороны Одесской или Донецкой епархий?

— Нет, возражений ни от кого не поступало. Речь идет лишь о подведении итогов и об утверждении уже принятых ранее решений. Поэтому никаких возражений и не может быть.

— Кроме Собора планируются ли еще какие-то мероприятия?

— Да. В этот день также пройдет собрание наместников монастырей под руководством главы Синодального отдела по вопросам монастырей УПЦ митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом.

А 9 июля, в день памяти Тихвинской иконы Божьей Матери, мы планируем совершить Божественную литургию на площади перед Успенским собором в Лавре, чем засвидетельствуем соборность и евхаристическое единство нашей Церкви вокруг единой Чаши Христовой.

— Будут ли на Соборе подниматься вопросы, касающиеся приходской жизни и отношения Церкви к тем или иным процессам в обществе?

— Нет. Собор не планирует затрагивать такие вопросы. Главная цель Собора — утвердить те изменения в структуре Церкви, которые произошли за последние годы. Утвердить изменения в Уставе об управлении УПЦ.

— Внесение изменений в Устав также вызвало бурную реакцию оппонентов Украинской Православной Церкви. Главное возражение: их якобы должен утверждать глава Русской Православной Церкви.

— Согласно Уставу Русской Православной Церкви (гл. 8, пункт 8), Устав Украинской Православной Церкви утверждается Предстоятелем УПЦ и одобряется Патриархом Московским и всея Руси. Согласно Уставу об управлении УПЦ (гл 3, пункт 9), он принимается Собором епископов УПЦ с последующим утверждением Собором УПЦ. Юридически, в соответствии с законами Украины, на Уставе стоит подпись и печать Митрополита Киевского и всея Украины.

Вопрос об изменении к Уставу находится полностью в компетенции Собора епископов УПЦ. Дело в том, что речь идет о внутреннем Уставе Украинской Православной Церкви, существующей на территории государства Украина. Согласно украинскому законодательству, гражданин другой страны не имеет юридического права утверждать официальные документы Украинской Церкви. Повлиять на решение Собора УПЦ, выразив свое мнение, Патриарх, конечно, может. Но он не будет утверждать сам Устав.

Те, кто говорят о необходимости утверждения Устава УПЦ Патриархом, руководствуются пунктом 13 главы 8 «Самоуправляемые Церкви» Устава РПЦ. Однако об УПЦ, как Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии, речь идет в пункте 18.

— Если конкретнее, то о каких изменениях идет речь?

— Об увеличении количества постоянных членов Священного Синода УПЦ, образовании новых епархий, синодальных учреждений и других решениях, принятых с момента проведения последнего Собора.

— Насколько правомочно и чем обусловлено расширение состава Священного Синода?

— Расширение состава Священного Синода УПЦ обусловлено увеличением количества епископов в Церкви. Собственно, оно и произошло пропорционально увеличению количества епископата. Не исключено такое увеличение и в будущем. Не Устав диктует, как жить, а жизнь Церкви вносит свои коррективы в Устав.

— Тогда почему оно вызвало такую бурную реакцию?

— Сложно объяснить. Синод совершенно правомочен принимать такие решения. Но хочу заметить, что прошлое расширение количества членов Священного Синода с 5 до 7 человек ни у кого не вызывало отрицательной реакции. Странно слышать негативные оценки увеличения количества членов Синода сейчас. Не знаю, кому и зачем это надо.

— Что даст введение эти трех человек?

— Это позволит Священному Синоду глубже и объективней рассматривать те вопросы, которые сама жизнь ставит перед Церковью. В последние годы у нас реально увеличивается количество работы. Например, резкий рост количества монастырей говорит о том, что человек, который отвечает за их работу, должен регулярно докладывать Священному Синоду о состоянии дел, ведь монастыри — это особая институция Церкви.

Это же касается и ОВЦС. Отдел играет особенную роль в жизни любой Церкви, и тем более в Украине, где множество конфессий, и церковно-государственные отношения только формируются. Поэтому участие главы ОВЦС в Синоде не только традиционно, но и крайне необходимо.

А владыка Иларион представит один из наиболее динамично развивающихся регионов нашей Церкви — православный Донбасс.

— Кем представлены другие регионы?

— Центральный регион у нас представлен Предстоятелем и управделами УПЦ. Южный регион в Синоде представлен владыкой Агафангелом, западный — владыкой Онуфрием, Закарпатье — владыкой Марком, а восток Украины — митрополитами Иоанникием и Иларионом.

— Синод Украинской Православной Церкви принял решение об отлучении от церковного общения Валентина Лукияника, который творил безобразия в Кирилловской церкви в Киеве. С чем это связано?

— События в Кирилловском храме стали не причиной, а, скорее, последней каплей. В результате хулиганских действий, предпринятых Валентином Лукияником в Кирилловке, без ведома священноначалия на территории музея-заповедника был погребен почивший клирик этого храма. Еще раз подчеркну: священноначалие даже не уведомили о том, что он умер!

Конечно, такие действия вызвали конфронтацию между музеем и Украинской Православной Церковью. Теперь музей-заповедник судится с Киевской Митрополией, этим занимается прокуратура. Более того, поднимается вопрос о расторжении договора аренды имущества Кирилловского храма с Украинской Православной Церковью. Но ведь похоронить на территории заповедника — это было не наше решение, а желание одного конкретного человека, который сказал: копайте тут и закапывайте. И все.

Но самое худшее, что это может в последствии негативно отразиться на возврате Церкви других церковных сооружений. Теперь нас спрашивают: «Как мы вам отдадим ту или иную церковь, если вы не можете контролировать ваших прихожан?!» Нам говорят: «Сегодня они копают могилы посреди заповедника, а завтра поцарапают стены, начнут выносить утварь и не придерживаться условий договора». И это в тот момент, когда идут переговоры о восстановлении Десятинной церкви, о передаче иных храмов.

— Как не допустить повторения подобного в будущем?

— Для этих целей в Киевской Митрополии создана специальная служба — дисциплинарная комиссия. Она будет отслеживать и пресекать хулиганские и антиканонические действия. Создание аналогичных структур в епархиях лежит в сфере ответственности епархиальных архиереев. Они могут взять пример с Киевской епархии.

— Почему в Церкви вообще появляются такие движения, как «иннэнисты» и «царебоженики»?

— Я не могу ответить на этот вопрос. Да он мне и не интересен. Почитайте справку к журналу Синода о Лукиянике, выводы Богословской комиссии и Заявления Священного Синода по ИНН.

Для меня намного важнее решение вопросов: чтобы на хорошем уровне начали преподавать Закон Божий в школах; рассказывать о евангельском учении на телевидении, причем, на центральных телеканалах. Тогда, узнав о правильном, евангельском и святоотеческом учении, люди уже никогда не уйдут ни в царебожники, ни в иннэнисты.

— Сейчас многие наблюдатели положительно оценивают омоложение кадров, которое проводит новый глава УГКЦ. Можно ли ожидать, что в ближайшие годы в епископат и священство Украинской Православной Церкви также придет больше молодых людей?

— Епископат у нас тоже достаточно молодой и энергичный. Особенно это касается епископов, которые возглавляют Синодальные отделы УПЦ, на которых лежит исполнение поручений Синода. То есть, у нас решения принимают мудрые, а исполняют молодые и энергичные.

Также приходит больше молодых, образованных священников, которые замещают старых священнослужителей. Последние пришли в то время, когда только открывались храмы, и не секрет, что многие из них не имели образования. К сожалению, тогда у нас не было возможности, как у греко-католиков, получить приток молодых, образованных священников из-за рубежа. Но зато мы обошлись без всякой внешней прививки. Мы рассчитывали только на Господа, а всякий надеющийся на Него не посрамится.

— И последний вопрос. Ответьте прямо: так Вы планируете стать «местоблюстителем» при живом Митрополите, как о том сообщают СМИ, ссылаясь на «достоверные источники в Киевской Митрополии»?

— Хотел бы я знать, из какого источника черпается сия информация... Уверен, что ни одному из сотрудников Киевской Митрополии такое не могло даже прийти в голову. Соответственно, данная информация есть плодом фантазии автора.

Подобное уже встречалось неоднократно, когда мне приписывались те или иные планы, которые в последствии будто бы не воплощались благодаря «ревностному» вмешательству подобных авторов. Кто-то сам создает проблемы, а затем «успешно» с ними борется.

Но в ответ на нынешние нелепые слухи заявляю, что вопрос о местоблюстительстве в УПЦ не ставился, не стоит и на сегодня — абсурден.

Интервью провели Олег Гавриш
и протоиерей Александр Авдюгин
«Православие в Украине»