Паломнические пути
средневековой Европы
Практика христианского паломничества имеет почти такую же долгую историю, как и само христианство. Ее развитие напрямую связано с совершенной в 326 году поездкой византийской царицы Елены на Святую землю и произведенными ею раскопками мест евангельских событий. Произошедшее впоследствии распространение обретенных христианских святынь по самым разным странам и городам христианского мира, определило ее основные мистические и туристические центры и способствовало появлению многочисленных паломнических путей, со временем окутавших всю средневековую Европу.
Конечно, первым и основным центром общеевропейского паломничества становится Святая земля. Собственно, даже само слово «паломник» этимологически связано со словом «пальма» — в связи с утвердившейся среди богомольцев практикой привозить из Иерусалима пальмовые ветви. О Палестине, как древнейшем объекте христианского паломничества, говорят и первые европейские путеводители по святым местам — итинерарии или «дорожники». Самые древние из дошедших до нас путеводителей посвящены описанию именно Святой земли: это «Бордоский путник» 333 года, описывающий путешествие неизвестного паломника из Бордо по Иерусалиму, а также «Хождения Сильвии» конца IV века, описывающие путешествие испанской паломницы по Палестине. Со временем география паломничества начала расширяться и к Иерусалиму добавились города, которые становились местами пребывания различных христианских реликвий. В связи с чем, в Средние века начала разделяться практика великого и малого паломничества. Великое паломничество — peregrinationes primarie — предполагало путешествие к святыням Святой земли или хранящимся в Европе реликвиям, относящимся к Христу, Богородице или апостолам. Тогда как малое паломничество — peregrinationes secundariae — предполагало поклонение каким-то небольшим святыням местного значения, находящимся в самых разных местах Европы. А через некоторое время сформировались и общеевропейские паломнические маршруты — легендарные пути средневековой Европы, пересекающие границы сразу нескольких ее стран, по которым-то и бродили толпы пилигримов, облачавшихся в паломническую одежду: темный плащ, калиги, греческую шляпу с широкими полями, красным крестом на шляпе и плаще и клюкой и сумой, ставшими их непременными атрибутами.
В средневековой Западной Европе паломничество по христианским святыням очень быстро стало массовым явлением, что привело к возникновению целой паломнической инфраструктуры: ведь постепенно все основные паломнические пути начали застраиваться всеми необходимыми для странствующих пилигримов заведениями — постоялыми дворами, приютами и странноприимными домами, харчевнями, колодцами и больницами. Со временем, основные паломнические дороги взяли под свою опеку рыцарские орден: Орден госпитальеров, история которого и началась с расположенного в Иерусалиме госпиталя для пришедших в Святую землю паломников; и Орден тамплиеров, рыцари которого считали своим долгом охранять эти дороги и защищать идущих по ним пилигримов. А впоследствии, в разных городах Западной Европы начали появляться профессиональные цехи по организации таких паломничеств: так, в Венеции появился цех судохозяинов, которые, по условиям заключенного с ними контракта, обязывались переправлять паломников в Иерусалим, сопровождать и защищать их на протяжении всего пути, оплачивать всевозможные пошлины и расходы. Интересно, что со временем в католической церкви появилась практика назначать Великое паломничество к святыням Святой земли или хранящимся в Европе реликвиям, относящимся к Христу, Богородице или апостолам, в качестве епитимии для отпущения грехов, что, вероятно, также способствовало росту их массовости.
Одним из основных центров паломничества средневековой Европы был город Ахен. Этот город являлся столицей империи Карла Великого — короля франков и императора Запада, основателя династии Каролингов; а Ахенский кафедральный собор — главным храмом столицы, возведенным Карлом Великим в начале IX века, в котором на протяжении 600 лет короновали всех германских императоров. В кафедральном соборе Ахена со времени его основания хранилось несколько очень почитаемых христианских реликвий, которые были переданы Карлу Великому папой Львом III, посланники которого, в свою очередь, привезли их из Иерусалима и Константинополя. Это, во-первых, «четыре великие ахенские святыни»: одеяние (туника) Девы Марии; пелены Богомладенца Христа, повязка с чресел Иисуса Христа, пелена, на которую была возложена глава Иоанна Крестителя. А также «три малые ахенские святыни»: тканый пояс Богородицы, кожаный пояс Иисуса Христа и кусок веревки, которой Христос был привязан к столбу бичевания. Сначала, с 800 по 1238 год, «четыре великие ахенские святыни» не выставлялись для поклонения паломникам — перед ними молились лишь новые императоры в день их коронации. Но с 1239 года, после того как император Фридрих II подарил храму новый реликварий для их хранения, эти святыни начали выставляться для народного поклонения. А в 1349 году император Карл IV, во время собственной коронации, после окончания бушевавшей по всей Европе чумы, установил семилетний цикл «Ахенского паломничества». И с тех пор раз в семь лет все хранящиеся в Ахенском соборе святыни выставлялись для всенародного поклонения; а «Ахенское паломничество» очень быстро приобрело массовый характер.
Нескончаемые толпы паломников на протяжении веков ходили в Рим — город двух первоверховных апостолов Петра и Павла, где по приказу императора Нерона в 60-х годах I века они приняли мученическую смерть. Паломничество в Рим началось с тех пор как в IV веке по приказу императора Константина были обнаружены гробницы каждого из апостолов и над ними возведены базилики, ставшие местами пребывания их святых мощей — базилика Святого Петра на Ватиканском холме и базилика Святого Павла на Остийской дороге. А также, после того, как в Рим была доставлена значительная часть евангельских реликвий, обнаруженных царицей Еленой при раскопках в Иерусалиме и размещенных в целом ряде его храмах — прежде всего, в Латеранской базилика Святого Иоанна и известном реликварии базилики Святого Иерусалимского Креста.
И наконец, самым популярным паломническим маршрутом, собиравшим огромный поток пилигримов, являлся «Путь святого Иакова» (El Camino de Santiago) — проложенная через всю Европу дорога к мощам святого Иакова в испанскую Компостелу, по имени апостола получившей название Сантьяго-де-Компостела. По преданию, после того, как апостол Иаков был схвачен во время проповеди в Иерусалиме и умерщвлен по приказу Ирода Агриппы, его мощи были положены его учениками в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Лодка же приплыла к берегу Испании, где его саркофаг, облепленный ракушками, был встречен христианами и перенесены в город Ириа-Флавиа. По прошествии нескольких веков, в 813 году, ковчег с мощами апостола Иакова был обнаружен местным отшельником Пелайо: он увидел указывающую на нужное место путеводную звезду и, после обретения мощей, назвал это место Компостела — Сampus stella или «Поле звезды». Первый храм над гробницей апостола был возведен в конце IX века по приказу астурийского короля Альфонса II Скромного. Мощи апостола были положены в серебряном ковчеге под главным алтарем собора; его алтарь вплоть до нашего времени украшает золотая раковина — символ Иакова, а над его гробницей находится статуя святого, усыпанная драгоценностями. Во времена Средневековья город святого Иакова в некогда незаметной испанской провинции стал одним из центров христианского паломничества, наряду с самим Иерусалимом и Римом. К нему было проложено два основных паломнических пути: Дорога Святого Иакова (Camino de Santiago), проходящая по Северной Испании, через Пиренеи; и Французская дорога (Camino Francs), также называемая Срединный путь. Паломничество в Компостелу получило невероятную популярность и среди европейской знати: в свое время по «Пути Святого Иакова» прошли и Эдуард I, английский король XIV века; и Иоанн (Жан) де Бриенн, иерусалимский король, регент Латинской империи XIII века; и Изабелла Кастильская, королева Кастилии и Леона XV века; а также Франциск Ассизский, католический святой XIII века, Ян ван Эйк, фламандский живописец раннего Возрождения и многие другие.
Со времен Реформации, а тем более после Французской революции, практика паломничества в странах Европы начала угасать, а паломнические дороги и их святыни стремительно забываться. Но в XIX веке совершенно случайно произошло переоткрытие забытого со времен Реформации «Пути Святого Иакова»: он был обнаружен европейскими учеными и искусствоведами, обратившими внимание на проложенную вдали от основных культурных центров Европы, через совсем небольшие европейские городки, дорогу, застроенную за века паломничества выдающимися средневековыми памятниками. Интересно, что в наше время произошло возрождение Французского паломнического пути и даже возникло общество «Друзей святого Иакова», которое следит за сохранностью этого пути и оберегает все его ориентиры в первозданном виде.
Наконец, можно упомянуть о существовании удивительного паломнического пути между тремя странами, связывающем имена четырех святых апостолов. Начинался этот путь в старейшем немецком городе Трире — городе, при Диоклетиане и Константине Великом бывшем одной из столиц Римской империи, в который в IV веке царицей Еленой была привезена часть евангельских святынь: хитон Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, сандалия и гвоздь креста апостола Андрея Первозванного, а также мощи святого апостола Матфия, местом хранения которых стало Аббатство Святого Матфия (St. Matthias Abbey). А из Трира этот путь вел в Рим и Компостелу: у Трирского кафедрального собора Петра был найден так называемый «Крест паломников», у подножия которого имелись указатели соответствующих направлений: от мощей апостола Матфия — к мощам апостолов Петра и Павла и далее — к мощам апостола Иакова.
Между прочим, паломническая практика очень быстро стала популярна и на Руси — буквально с первых же веков русского христианства. Основными местами поклонения русских паломников стали Иерусалим, Константинополь и Афон. Паломнические описания стали одним из самых распространенных жанров древнерусской литературы, среди которых можно вспомнить «Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена» XII века; описание святынь Царьграда новгородского архиепископа Антония XII века и новгородского инока Стефана XIV века; «Хождение митрополита Агрефенья обители пресвятой Богородицы» XIV века; описание Константинополя, Иерусалима и Афона диакона Игнатия Смолянина XIV века; «Хождение инока Варсонофия к Святому граду» XV века и самое популярное паломническое произведение на Руси — «Хождение Трифона Коробейникова» XVI века. Но с середины XV века — со времен падения Византии — русское паломничество на Восток ослабело, у паломников появились жалобы на постоянные неудобства и притеснение со стороны мусульман. Дальнейшие «теплые» отношения России с Османской империей, вылившиеся в череду русско-турецких войн, также не способствовали русскому паломничеству на Восток. И лишь в XIX веке ситуация изменилась благодаря деятельности Императорского Палестинского общества, которое организовывало паломничество на Святую землю и даже издавало специальные паломнические путеводители с перечнем Иерусалимских святынь.
Опубликовано: 25/10/2011