Вы здесь

Священник Даниил Сысоев19 ноября 2009 г. в московском храме апостола Фомы был убит священник-миссионер Даниил Сысоев. Он умер за Христа, умер на линии между алтарём и жертвенником, тело его упало рядом с Распятием. На следующий день на месте его гибели крест накрест клали букеты, люди целовали ковёр с пролитой кровью мученика.

Отец Даниил, кандидат богословия, был автором книг «Кто как Бог? Или сколько длился день Творения», «Шестоднев против эволюции», «Замуж за неверующего?», «Брак с мусульманином», «Зачем ходить в храм каждое воскресенье?», «Почему ты ещё не крестился?» и других. С последней из них мы предлагаем познакомиться читателям «Мгарского колокола».

 

Почему ты ещё не крестился?

[1]  [2]  [3]  [4]  [5] 

Засуха. Иссохшая земля покрыта трещинами. Последние уцелевшие веточки травы пожелтели, иссохли и вот-вот погибнут. Но яростное жжение солнца утихает. Небо заволакивают тучи и потоки воды заливают землю. Там, где минуту назад были лишь уродливые трещины, сейчас набухают ростки трав, и вот уже наутро пустыня покрыта пёстрым ковром цветов. Как прекрасно пел древний поэт: «Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её; напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её; венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук, источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью; луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют» (Пс. 64, 10—14).

Так происходит в природе. Но то же случается и с сердцем человека, принимающего боготворящее Крещение. Без Бога душа похожа на пустыню. Суета заедает человека, и сменяется она лишь тоской. Наслаждения, казавшиеся вечными, чрез минуту превращаются в муки похмелья. Люди, на которых ты полагался, предают, и предают именно в тот момент, когда они больше всего нужны. Деньги, на которых возлагалось все упование, обесцениваются в очередном дефолте. Да если они и есть, то наступают ситуации, когда не могут принести они никакой пользы. Те идеи, которые ты считал целью своей жизни, не могут помочь тебе ни в день бедствия, ни тем более в день смерти твоей. И оказывается бессмертная душа у разбитого корыта. Как в кошмарном сне, ты бежишь, а все двери закрываются перед тобой, все нити рвутся у тебя в руках, все то, что ты считал важным, — оно-то и губит тебя. Покоя ищет человек, а находит лишь суету, заботу и морок, обольщающий его ложной надеждой, а расплачивающийся истинной скорбью. Грехи молодости вдруг ударяют в старости. Прошлое становится беспощадным прокурором.

Но и все силы человеческого духа разболтаны. Ум беспокойно ищет непоколебимой основы, но видит, что остаётся ему лишь туман, знания, оказывающиеся ложью на следующий день. Воля не знает, на чем ей остановиться, хочет человек одного, думает о другом, а делает третье. Чувства искажены, и как пьяный, ты любишь то, что должно ненавидеть, а ненавидишь то, что надо любить. И ты кричишь: «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня». Но никакой человек не может помочь тебе.

И тогда мудрый человек, понимая, что только из-за пределов мира может прийти его спасение, восклицает: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь» (Пс. 62, 2—4).

Как замечательно бывает, когда человек понимает, что только в Боге может найти себе покой, ещё не дойдя до дна и не испытав всех бед безбожного жития. Но лучше прийти к Богу хотя бы потеряв все, кроме жизни, чем уйти из неё без участия в вечном Бытии.

И вот человек, осознав своё бессилие перед лицом разъедающей его смерти, вдруг узнает, что есть выход в его метаниях. Животворящий поток бессмертия готов омыть его душу и дать ей вкус Вечного Бытия. Бог готов снять с глаз человека покрывало мрака и дать увидеть мир в его настоящем виде без одуряющей атмосферы субъективности. И многие действительно прибегают к водам святого Крещения, справедливо называемого боготворящим, потому что в нем, как в таинственной мастерской, из человека получается сын Бога.

Оно, по словам свят. Григория Богослова, «есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение с Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царства Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих». Принявший его человек получает новые органы чувств души, и у него все становится на свои места. Ум получает силу к целостному мышлению. Сердце очищается от груза прошлого. Душа получает силу к неземному покою и вечной радости. Человек впервые слышит не осуждение, а одобрение совести.

Сбываются желания, о которых ты и не мог мечтать. Все, что казалось противоречивым, — становится понятным. Тьма невежества начинает рассеиваться, и, как при наступлении зари, постепенно начинают проявляться очертания невидимых вещей. Дух чувствует переполняющие его запредельные силы — и все искушения (которые, конечно, усиливаются после Крещения — позднее ты поймёшь, почему) он встречает так же, как опытный шахматист красивую, хотя и сложную задачу. Ведь борьба за возрождение души к новой жизни — дело трудное, но выполнимое. Битва опасна, но победа за нами. Трубы прозвучали, и войска выходят в бой, а впереди уже взметается салют триумфа. И это неудивительно! Ведь Христос воскрес, и смерть уже погибла. Нам нужно только растоптать уже казнённого врага.

И из сердца спасённого исторгается песнь:

«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!

Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря. Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населённого города; терпели голод и жажду, душа их истаивала в них. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их, и повёл их прямым путём, чтобы они шли к населённому городу.

Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.

Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердца их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной и расторгнул узы их.

Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.

Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.

Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!» (Пс. 106, 1—21).

Даже страшная старуха с косой теряет свой ужасный вид пред глазами христианина. Ведь он видит, что за чёрной завесой смертной тени разгорается безмерное сияние вечности. Он, по словам апостола Павла, знает, какие блага уготовал Бог тем, кто любит Его, хотя и не видел того глаз, не слышало того ухо и на сердце человеку не приходило это, но нам Сам Отец открывает сие Духом Своим. И потому мы говорим, что «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение... имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1, 21, 23). И это не удивительно. Ведь в Крещении мы умерли и воскресли со Христом, и с тех пор наша жизнь скрыта со Христом в Боге. «Когда же явится Христос, жизнь наша и мы явимся с Ним во славе» (Кол. 3, 1—4), но только если будем искать не погибающего мира, а Небесного Царства.

Кажется, что может быть естественней, чем, зная о таких великих дарах и наградах, получаемых в Крещении, как не прибежать к его спасительным водам? Тем более, что от тебя не требуется ничего, кроме православной веры и раскаяния в злых делах прошлой жизни. Ведь даже твои добрые дела (на самом деле чаще всего довольно скромные), которыми ты гордился, вовсе не исчезают и не вменяются в ничто, а очищаются от шлаков тщеславия и корысти и входят в прекрасную симфонию вечной жизни.

Но удивительно (а с другой стороны — и не очень), что многие отказываются от столь великого дара по совершенно абсурдным причинам. Не дивно это потому, что за всеми этими возражениями стоит на самом деле исконный враг, древний дракон, не желающий лишиться своей добычи. А ему по авторскому праву принадлежат все некрещёные. Он изобрёл грех и требует за него в качестве гонорара человеческую душу. Как же он будет допускать, чтобы грехи сгорали, люди освобождались из его коварных ловушек и переходили под могучую Руку Господа? Естественно, он пытается запутать человека в своих коварных сетях.

Однако мы все же попробуем разобрать все возражения, которые выдвигают те люди, которые не желают принимать Крещение. Ведь православное христианство есть религия разума, и облагодатствованный Духом Божиим ум легко разорвёт, как паутину, все ухищрения врага.

Но давайте перейдём к самим аргументам, которыми испорченная воля, околдованная бесами, выдвигает против боготворящего Крещения.

Возражение 1: Я не верю ни в какого Бога и поэтому зачем мне ваше купание? Тем более, что наука доказала, что Бога нет!

Конечно, если ты не веришь в существование Бога, то не может быть и речи о Крещении. Любой честный священник обязан предотвратить это кощунство, если узнает, что крещаемый, не веря в существование Творца, приходит к купели. А такое иногда встречается, когда невежественные родственники пытаются насильно заставить человека принять Крещение. Но само это действие и кощунственно, и бесполезно. По словам свт. Кирилла Иерусалимского, «вода примет тебя, а Дух отвергнет».

Но почему ты убеждён в том, что Бога нет? Ведь эта мысль совершенно глупа. Если нет Творца, то как мог появиться случайно столь сложный мир? Если тебе скажут, что тот компьютер, на котором я набираю этот текст, возник в результате московского урагана, когда молния попала в склад запчастей, то, конечно, ты скажешь, что это маразм. А если тебя будут уверять в этом со всей серьёзностью, то, вероятно, ты решишь, что или над тобой издеваются, или перед тобой пациент психбольницы. Но тогда как можно искренне думать, будто Солнечная Система, а тем более, человеческое тело возникло случайно, и это при том, что даже для простой расшифровки генетического кода человека потребовались несколько десятилетий работы сотен крупнейших учёных? А какая мудрость требуется для того, чтобы этот код записать, а ты говоришь, что это сделал случай! Как могли появиться законы природы без Законодателя? Ведь если бы верен был атеизм, тогда вообще не возможна была бы никакая наука. Ведь, если человек — есть продукт бессмысленной материи, подчинённой слепому случаю, тогда каждая его мысль (в том числе и сама теория эволюции, да и все виды атеизма) — только порождение случайного соединения элементарных частиц, имеющая нулевую ценность. Для нас тогда должно быть все равно что утверждать, ибо все слова и мысли одинаково ложны. Можно также спокойно говорить (с той же степенью доказательности), что мы — порождение глубоких мыслей холодильника.

Атеизм не даёт объяснения наблюдаемому факту единства законов мира, и даже не поясняет, почему он вообще познаваем. Эволюционизм, необходимый для атеиста, прямо противоречит второму началу термодинамики. (Айзек Азимов так определяет его без помощи математических формул: «По-другому второй закон можно сформулировать так: «Вселенная постоянно становится все более беспорядочной!» Рассматривая второй закон с такой точки зрения, мы видим, что это сказано о нас. Нам приходится усердно трудиться, чтобы навести в комнате порядок, но в беспорядок она приходит сама, и куда быстрее и проще. Даже если мы не будем заходить туда, она станет грязной и пыльной. Как трудно содержать в порядке дом, даже наши собственные тела; как быстро все приходит в упадок. Даже если вообще ничего не делать, все будет приходить в упадок, ломаться, изнашиваться само собой — вот что означает второй закон»). Если же теория эволюции верна, тогда не верны и наши повседневные наблюдения, и расчёты инженеров. Более того, эволюционистам надо обратиться в суд на РАН, за то, что она не рассматривает проекты вечных двигателей со 100% КПД.

Атеизм совершенно невероятен с математической точки зрения. Так случайное появление нашего набора мировых постоянных равно 1 из 10 /3000; случайное появление простейшей бактерии — 1 шанс из 10/40 000; случайное изменение в нужном направлении 5 белков — 1 шанс из 10275 и т.д.

Атеизм не имеет предсказательной способности, не даёт возможности себя опровергнуть экспериментальным методом, и поэтому даже с натяжкой не может быть отнесён к сфере науки.

Атеизм не может объяснить ряд фактов, (жук — бомбардир, эхолокация у летучих мышей, рождение китёнка под водой, росянка), и поэтому не может быть научным. Так что твои слова, что «наука доказала, что Бога нет», — глупы.

С другой стороны, ты утверждаешь, что есть некий смысл жизни, есть разница между добром и злом. Но если ты прав, то все это совершенно не так. У смертного куска бессмысленной материи нет никого: ни смыла жизни, ни морали, ничего, кроме одной могучей Смерти, твоей единственной богини.

Если ты согласен служить Ей, то это твоё право. Ты сам выбрал вечную гибель. Но я должен предупредить тебя. Что бы ты не считал, на самом деле есть и неуничтожимость души, и Бог, и воскресение плоти, и Суд, на котором каждый, в том числе и ты, даст ответ за дела свои. И тебе не помогут разглагольствования: «мол, я не верил, и потому Ты, Боже, судить меня не можешь». Бог скажет тебе: «Если бы ты не заткнул сам своих ушей и не замазал грязью своих глаз, то знал бы Меня. А так ты сам добровольно отверг Меня. И произошло это потому, что дела твои были злы, и свет Откровения стал для твоих больных глаз невыносим. Ты хотел жить так, как будто Меня нет, так живи и дальше. Иди от Меня прочь! Только помни, что Я — Свет, а вне Меня тьма кромешная, Я — Жизнь, а вне Меня вечная смерть, Я — Любовь, а вне меня ненависть, Я — Радость, а вне меня плач и скрежет зубов. Ты сам выбрал это, так получи, что захотел».

Но если ты все же желаешь получить Жизнь вечную, то крестись и живи по Божьи.

Возражение 2: У меня Бог в душе, и поэтому мне ваши обряды не нужны. Я и так делаю только добро. Неужели Бог меня отправит в ад за то, что я некрещёный? А как же быть с аборигенами Африки или Папуа Новой Гвинеи, которые ничего не слышали о Христе?

Возражение это встречается чаще всего. Но позволь спросить тебя: «Что ты понимаешь под словом «Бог»?» Если речь идёт просто о совести, то, конечно, у любого человека этот голос Божий звучит в сердце. Тут нет никакого исключения. Ни Гитлер, ни Чикатило не являются исключением. Все они знали, что есть добро и зло, и голос Бога пытался остановить их от злодеяний. Но неужели уже потому, что они слышали этот голос, то они уже святые? Да и совесть — это не Бог, а лишь Его речь. Ведь если на магнитофоне или по радиоприёмнику ты слышишь голос, к примеру, президента, то разве это значит, что он у тебя в квартире? Также и наличие совести не говорит о том, что Бог у тебя в душе.

Но если вдуматься в само это выражение, то давай подумаем. Кто такой Бог? Это Всемогущий, Бесконечный, Всеведущий, Праведный, Благой Дух, Творец вселенной, Которого не вмещает небо и небеса небес. Так как же может вместить Его твоя душа, Его, Лицо Которого боятся увидеть ангелы? Да и вправду ли ты считаешь, что эта Безмерная Сила с тобой? Покажи мне, в чем она проявляется. Можешь ли ты или сотворить чудо, например, воскресить мёртвого, или показать ещё чудо любви, подставив другую щеку тому, кто ударил тебя? Можешь ли ты любить врагов, как молился о них перед распятием Господь наш? Ведь, по-настоящему сказать, что «Бог у меня в душе» может лишь только святой. А разве ты свят? Так покажи мне свою святость, а иначе это будет лишь ложь и самообман, пустая отговорка, которой ты закрываешься от Вечного Творца.

Ты говоришь: «я делаю только добро, неужели Бог меня пошлёт в ад?» Но позволь мне усомниться в твоей праведности. Что считать критерием добра и зла, по которому можно определить, что ты или я делаем добро или зло? Если считать критерием самого себя, как часто говорят, что «я сам для себя определяю, что такое добро и зло», то изволь заметить, что тогда эти понятия просто лишаются какой-либо ценности и смысла. Ведь и Берия, и Геббельс, и Пол Пот считали себя абсолютно правыми, так почему ты считаешь, что их дела заслуживают порицания? Если ты имеешь право сам определять для себя мерило добра и зла, так позволь это и всем убийцам, извращенцам и насильникам. Да, кстати, позволь также и Богу не согласиться с твоими критериями, и отправить тебя в ад не по твоим, а по Своим меркам. А то как-то несправедливо получается. — Ты сам себе выбираешь мерило, а Всемогущему и Свободному Богу запрещаешь тебя судить по Своим законам. И это при том, что ты-то права на законодательную деятельность не имеешь. Ведь ты не сделал себе ни тела, ни души, ни ума, ни воли, ни чувств. Всё, что есть у тебя, — это подарок (и даже не подарок, а временно вверенное на сохранение имущество), а ты почему-то решаешь, что им можно безнаказанно распоряжаться по своей воле. А Тому, Кто тебя сотворил, ты отказываешь в праве потребовать отчёта в том, как ты воспользовался Его даром. Не кажется ли тебе это немножко наглым требованием? Разве ты думаешь, что Господь Вселенной почему-то пойдёт у тебя на поводу. Нет! Не выйдет! Ты не выполнил Его прямой заповеди: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38), и при этом считаешь, что Он тебе чем-то обязан? Не глупо ли это?

Вот что говорит по твоему поводу Библия: «Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Моё и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего» (Пс. 49, 16—21).

[1]  [2]  [3]  [4]  [5] 

Журнал «Мгарский колокол»: № 106-108, ноябрь-январь 2011-2012