Путь терпения и покорности
Епископ Вениамин (Милов)
В своих посланиях апостол Павел призывает нас поминать наставников наших, которые проповедовали нам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражать их вере1. Для многих прихожан храмов Саратовской епархии (впрочем не только саратовской), таким наставником безусловно является Епископ Вениамин (Милов). В день его памяти, 2 августа, на саратовское Воскресенское кладбище к могиле архипастыря приходят сотни верующих, чтобы молитвенно помянуть своего ходатая перед престолом Божием и испросить помощи в своих житейских нуждах.
Впервые Виктор (такое имя епископ Вениамин получил при Крещении) попал в Саратов после окончания Казанской духовной академии в возрасте 32 лет. Перед отъездом из академии он, по совету своих наставников, побывал у слепого старца свияжского монастыря, ученика известного схиархимандрита Илиодора2. Старец поддержал горячее рвение юноши посвятить себя на служение Господу и благословил его провести ближайшее лето в Оптиной пустыни.
Но Виктор ослушался старца и отправился к родителям, в Вятку. Последствия этой поездки были очень плачевны — разгоралась Гражданская война. В результате полуторагодовых скитаний выпускник академии оказался в Саратове. Вот как описывает в своем «Дневнике»3 свое первое пребывание на саратовской земле владыка Вениамин:
«...Несколько успокоиться удалось в Саратове, где меня приняли на работу в военную канцелярию и дали красноармейский паек. Моя работа была в счет военной службы и состояла в выписке ордеров на продовольствие. Месяцев шесть я добросовестно трудился на поприще, определенном мне Богом. Свободные часы посвящал церкви. Ходил чаще всего в Ильинскую церковь4, расположенную недалеко от военной канцелярии, и в кафедральный собор. Там пела превосходная капелла, не распавшаяся еще. Хор занимал почти треть зимней кафедральной церкви, похожей на пещеру. Каких-либо развлечений и отдыха от службы, кроме храма, я не знал.
Много времени уделяя письменным работам, я как-то раз заметил, что близорукость моя усилилась до крайности. Военный врач посоветовал мне проситься на комиссию. Я последовал его совету, признан был инвалидом по зрению и получил совершенное освобождение от военных обязательств.
Мне выдали бесплатный литер (документ, дающий право на льготный проезд). Однако душа почувствовала потребность опереться на солидный авторитет в осуществлении своих планов. Искать его я решил в иноческой среде и первым долгом счел необходимым двинуться в загородный Саратовский Преображенский мужской монастырь. Иноки его не дали мне просимого, но указали, где я могу получить исчерпывающий ответ. Лицом старчествующим и способным к руководству они назвали затворника скита отца Николая5, спасавшегося верстах в двух от Преображенской обители. Прихожу я в скит утром на первой неделе Великого поста, спрашиваю затворника. Мне показывают коридор и келью, в которой он живет. Переступаю порог, ведущий в коридорчик старца, и на шум моих шагов выходит какой-то нестарый монах в заплатанном подряснике. Я попросил доложить обо мне старцу. Проходит несколько минут. Вдруг вижу, как дверь крайней кельи в конце коридора бесшумно приоткрывается и у самого пола показывается чья-то голова. Затем дверь также тихо закрывается. В ту минуту келейник выходит ко мне и говорит: «Затворник никого не принимает. Не может принять и вас».
...Я отправился помолиться в Крестовую церковь архиерейского дома. В ожидании богослужения прошелся по архиерейскому двору. Смотрю на идущую в церковь публику. Между богомольцами, обратившими на себя особое внимание, были два проходивших мимо меня человека: один — высокий мужчина с саквояжем в руках, другой — горбатенький кроткий монах с пронзительным глубоким взором. Поравнялся этот монах со мной и, неожиданно обращаясь ко мне, говорит: «Раб Божий! Вы, кажется, были у меня вчера. Если угодно вам, то заходите ко мне завтра». Оказывается, монах с громадным горбом и был прозорливый затворник, иеромонах отец Николай. Он вышел причащать больного игумена, жившего в архиерейском доме.
После службы добрый служащий иеромонах, вероятно, догадавшийся о том, что я голоден, пригласил меня на трапезу. В конце обеда в трапезной показался келейник старца отец Амвросий и пригласил меня последовать с ним к затворнику...
...Затворив за мной дверь, отец Николай уселся, поджав под себя ноги, взял в руки чулок и начал его вязать, а меня посадил подле и стал говорить: «Раб Божий! Зачем ты пожаловал ко мне?» — «Батюшка, хочу попросить совета, что мне делать дальше. По своему разумению я предполагал уехать к родным, быть учителем в селе. А по Божию — не знаю, как правильнее поступить. У меня уже и литер на субботу есть для поездки в Вятку. Что касается веры в Бога, то я всегда верил без колебаний и хотел бы быть служителем Божиим». Посмотрел старец на меня проницательно и отрывисто начал говорить так: «Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок, пожалуй, меня укусишь. Вот что сделай. Поезжай в Москву, я тебе дам письмо в Данилов монастырь. В Москве тебя постригут и назовут Вениамином. Это совершится недели через две по приезде. Пасху ты пробудешь в Даниловом монастыре, последующее же направление жизни определит тебе Сам Господь. Неправильно ты думаешь об отъезде из Саратова в субботу: ты уедешь в понедельник»6.
Как уже было сказано, в Саратове Виктор был прихожанином Ильинской церкви. В дальнейшем жизнь Епископа Вениамина будет таинственно и промыслительно связана с покровительством этого Святого пророка: в 1946—1949 годах он бывал в Ильинской церкви в Сергиевом Посаде (тогда — Загорске), в 1954 году стал настоятелем Ильинского храма в городе Серпухове и наконец свои земные дни он окончил в праздник святого пророка Илии.
А пока, получив благословение на монашество, Виктор покидает Саратов и едет в Москву, в Данилов монастырь. Здесь на Благовещение 1920 года его постригли в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского (память13 апреля). Сразу после Пасхи, 12 апреля, преосвященный Гурий рукоположил монаха Вениамина во иеродиакона, а через полгода, в день преставления Преподобного Сергия (8 октября), епископ Петр (Полянский; †1937), сам возведенный в тот же день в архиерейское достоинство, рукоположил иеродиакона Вениамина во иеромонаха. Набедренник надел на него Святейший Патриарх Тихон, наперсный крест — епископ Верейский Иларион (Троицкий; †1929). И уже в 1923 году, также в день Благовещения, епископ Гурий возвел отца Вениамина в сан архимандрита. С того времени отец Вениамин был назначен наместником Покровского монастыря, ставший для Владыки «колыбелью по монашеству, родиной сердца»7.
К моменту прихода нового наместника состояние братии Покровского монастыря было плачевным. «Нелегко было бороться с распущенностью иноков в ношении иноческой одежды — хождение без ремней, с непокрытой головой, без священнических крестов,- а также с опозданием к началу служб, колкостью и грубыми выпадами»8. Так что архимандриту Вениамину пришлось вести упорную борьбу за то, чтобы обитель все же походила на монастырь.
Одной из причин такого положения дел были церковные нестроения. В Москве усилилось движение «живой церкви»9 — «живцов», как их именовали в народе. Главной их идей было соотнесение дат церковных праздников с государственным григорианским исчислением времени. Народ противился нововведению. В своем «Дневнике» владыка пишет: «Я специально ездил к Патриарху открыть положение дела в нашей церковной общине. Со словами: „Отца надо слушаться“ Святейший потрепал меня по щеке и не дал разрешения остаться при старом стиле. Он и не мог дать подобной льготы, так как местом обнародования распоряжения о введении нового стиля в Русской Церкви был Покровский монастырь. Неповиновение Патриарху в данном случае подвергало меня опасности быть запрещенным в священнослужении. Каждый день ожидал я в течение почти года официального указа о своем запрещении, служил ежедневно после Литургии молебны с акафистом Боголюбской иконе Божией Матери, пока гроза не миновала»10
Такие терзания не могли не сказаться на здоровье отца наместника.
«...По совету врача я совершал каждый день прогулки по нашему Покровскому кладбищу, останавливался подолгу перед иконами на могильных памятниках и от всего сердца просил помощи Господней и святых в обращении души к покаянию. Однажды вижу... на одном полузанесенном памятнике огненным светом высветились слова псалма: „Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею и той несть со мною“ (Пс. 37:11). Эта надпись пронзила мое сердце. Я почувствовал близость смерти, необходимость немедленного покаяния.
Смерть я приготовился встретить подробной исповедью. Пригласил к себе на квартиру духовника из Симонова монастыря — игумена Севастиана и постарался раскрыть всю свою греховную жизнь, полную немощей, с самого детства. Хотелось лечь в могилу с мирной совестью. Исповедь, наподобие холодной воды в знойную пору, освежила мою душу...»11
Эта исповедь, по признанию владыки Вениамина стала составляющей его «сердечного переворота». В течении всей последующей жизни он всегда старался сохранить эту «свежесть души», всегда стремился быть готовым предстать пред Божием лицом. Это не сложно ощутить и читая его «Дневник», который стал своеобразной исповедью самого отца Вениамина. К сердечному раскаянию, к покаянию и молитве владыка постоянно призывал во всех своих поучениях и обращениях к духовным чадам. Вот некоторые из них:
«Начало спасения, безусловно, в чистой исповеди. Надо тщательно все пересмотреть в себе в присутствии духовника, все осудить сознательно (ведь прошлая наша жизнь зачеркнута для Бога) — и тогда половина дела сделана. Дальше должна быть борьба с собой. Без борьбы механически ничего не приходит. Благодать Божия идет лишь по пятам наших усилий...»12
«Мы должны принуждать себя к покаянию потому, что постоянно грешим, принуждать к любви, дабы оказывать ближним помощь, принуждать к миру сердечному, чтобы научиться побеждать гнев и злобу и не помнить обид и, наконец, должны принуждать себя к молитве, потому что хотя и скучно молиться, а нужно молиться»13
«Способность пастыря горячо и благодатно молиться, как и у прочих верующих, раскрывается по мере очищения сердца от страстей. Погруженный во всякие страсти и нерадящий о покаянии молиться совсем не может. Напротив, чем чище человеческая душа, тем пламеннее и умиленнее ее молитва»14
28 октября 1929 года наместник Покровского монастыря одновременно получил сразу две повестки: одну — о закрытии последнего монастырского храма, вторую — о его аресте. Уже через месяц архимандрит Вениамин был сослан на Соловки сроком на три года.
Дальнейший жизненный путь Епископа Вениамина выглядит так: с 1932-го по 1938 год — служение в храме во имя великомученика Никиты города Владимира; новый арест и десятилетняя ссылка в Архангельскую область город Котлас; в июне 1946 года — поступление в число братии, только что вновь открывшейся Троице-Сергиевой Лавры и преподавание в Московской Духовной Академии.
В Лавре с особой силой раскрылся проповеднический дар Владыки Вениамина. Как правило, он произносил по две проповеди: одну во время ранней Литургии, которую служил сам в нижнем храме Всех святых, в земле Российской просиявших Успенского собора, другую — за поздней Литургией в Трапезном храме. Его наставления были яркими, сильными, образными, прямо и неразрывно связанными с повседневной жизнью прихожан, многие из которых приходили на службу с тетрадками, чтобы записать самое главное.
Этот период стал наиболее плодотворным для владыки, и как ученого-богослова. В обители преподобного Сергия создан целый ряд значительных работ: «Чтения по литургическому богословию», «Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание во Христе» (по учению преподобного Макария Великого), «Опыт приспособления „Догматики“ митрополита Московского Макария (Булгакова) к потребностям современной духовной школы», собрание лекций по пастырскому богословию за 1947—1948 годы, «Троицкие цветки с луга духовного» (по воспоминаниям преподобномученика архимандрита Кронида (Любимова; † 1937), бывшего наместника Лавры).
В июле 1948 года архимандрит Вениамин защитил диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», подготовленную им ещё до ареста, и, получив степень магистра богословия, был утвержден в звании профессора кафедры патрологии МДА и в должности инспектора академии.
«Владыка Виниамин был удивительным человеком», — вспоминает о своем инспекторе митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров), учившийся в это время в Московской Духовной Семинарии. — «Ему нельзя было ехать в Загорск, у него был „101 километр“, и, когда он просился в Лавру, Святейший Патриарх Алексий говорил ему: „Вам же нельзя“, а он ответил: „Я хочу умереть в Лавре“, — он уже готовился к кончине. Когда наступил Рождественский пост, он служил каждый день раннюю Литургию, потреблял большую просфору и три стакана воды, и больше ничего не ел».
Такое «поведение» батюшки не могло не раздражать богоборческую власть. В июне 1949 отца Вениамина попросили зайти по какому-то маловажному делу в отделение милиции Лавры. Назад он уже не вернулся: без суда и следствия был отправлен в Казахстан в овцеводческий колхоз в районе Джамбула.
Об этом периоде его жизни свидетельствуют многочисленные письма Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелих. Здесь, находясь на положении ссыльного, он работал землемером, сторожем, писарем. «Усталость, болезни, голод, нищета, зачастую отсутствие крова над головой стали его уделом. ...Удивительно, однако, другое: как только обстоятельства становились минимально терпимыми, отец Вениамин начинал заниматься интеллектуальным трудом — если не богословием, то хотя бы филологией. Поэтому в письмах он постоянно просит присылать ему книги. Уже через два-три года ссылки у него собралась такая библиотека, что он не смог перевезти ее на новое место»15.
Через четыре месяца работы в колхозе архимандриту Вениамину разрешили перебраться в район, где он стал служить в Свято-Успенском храме.
Вот какие воспоминания приводит нынешний благочинный Балаковского округа Саратовской епархии игумен Амвросий (Волков), в 1980—1983 годах несший послушания диакона в джамбульском храме: «Его там помнили. Во всех записках об упокоении было имя архимандрита Вениамина. Его поминали так, потому что не многие знали о том, что он стал архиереем. Позже отец Нил Рясенский объяснил всем эту ошибку. Он рассказывал, что архимандриту Вениамину в ссылке уполномоченный по делам религии не разрешал служить, и потому тот был псаломщиком. Но настоятели, отец Александр, а потом и отец Нил, взяли благословение, чтобы он проповеди говорил с амвона — владыка Вениамин был человеком высокой духовности, образованным, и прихожане его очень любили»16.
Сам же архимандрит Вениамин в воспоминаниях о своих прихожанах писал следующее:
«До Джамбула я крестил очень мало людей. А теперь крещу многих — и младенцев, и взрослых. К сожалению, крестятся люди совершенно неподготовленные, сами кумовья даже креститься не умеют, подчас и крестов не носят. Можно по этому признаку судить, как низок здесь уровень религиозного развития. В таком человеческом окружении необходима проповедь — миссионерская, детски простая и непременно чисто практическая»17 (К большому сожалению, эти слова владыки, остаются не менее актуальными и в наше время. Относятся они не только к сегодняшним новокрещенным, тем, которые только начинают свой путь в истинной вере, но к их восприемникам, крестным родителям, тем, кто поручается за «свое дитя», к тем, кто должен духовно наставлять его, должен вводить в церковь и рассказать о ее Таинствах. На практике же такие восприемники и сегодня встречаются крайне редко.)
Казахстанская ссылка завершилась осенью 1954 года. Патриарх Алексий I неожиданно вызвал архимандрита Вениамина в Одессу, где Святейший отдыхал в Успенском монастыре. После беседы отец Вениамин был назначен настоятелем Ильинского храма в Серпухове.
А уже 4 февраля 1955 года в Богоявленском кафедральном соборе архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротонию совершили Патриарх Московский Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и еще семеро архиереев.
«Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного» — таково было напутственное слово Святейшего патриарха Алексия I при вручении новопоставленному епископу Саратовскому и Балашовскому Вениамину архипастырского жезла.
Но, к сожалению, столь радостное событие не могло повлиять на внутреннюю жизнь 68-летнего владыки. Позади были 17 лет тюрем и ссылок. Он предчувствовал, что жить на этой земле ему осталось недолго, и в своей ответной речи при наречении во епископа сказал, что переживает уже «одиннадцатый час своей жизни».
Владыка прибыл на кафедру в праздник Сретения Господня. С этого времени он служил постоянно — не только в праздничные дни, но и по будням. За каждой Литургией обращался к своей пастве с наставническими словами. Благоговейное, сосредоточенное служение архиерея, его «отцовские» советы, быстро привлекли к нему верующих. Храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися.
Накануне своей кончины, Владыка Вениамин торжественно служил панихиду о новопреставленном архиепископе Андрее (Комарове)18, ранее управлявшем Саратовской епархией многие годы. Владыка всегда особо выделял значение церковного поминовения умерших. «Загробное блаженство всякого человека проистекает от восприятия даров искупления Христова. Христос Искупитель дарует верующим в Него и кающимся прощение грехов, помилование, воссоединяет их с Богом Отцом в Духе Святом, а по кончине принимает их в вечное благодатное общение»,19 — писал в своих трудах Владыка.
Владыка Вениамин скоропостижно скончался 2 августа 1955 года — в день празднования памяти святого пророка Божия Илии. Вечером 3 августа в Троицком соборе служился Парастас. Отпевали епископа Вениамина архиепископ Казанский и Чистопольский Иов (Кресович) и епископ Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин). Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I. Во время канона настоятель Духосошественского собора архимандрит Иоанн (Вендланд) произнес слово, посвященное жизни Владыки. В течение ночи собор не закрывался. Верующие непрерывным потоком шли проститься со своим Владыкой. Утром состоялось отпевание Преосвященного Вениамина. Затем гроб с телом архипастыря был обнесен по галерее вокруг собора и перенесен на Воскресенское кладбище, где состоялось его погребение.
Вот, уже более полувека не зарастает травой, не заносится снежным покровом тропа, ведущая к могиле владыки. Особенно многолюдно здесь бывает в день его кончины. До позднего вечера у надгробного креста совершаются панихиды и заупокойные литии. 2 августа сюда приходят и прихожане храмов, которые молились с владыкой во время его служения на саратовской кафедре, и те, у кого память о владыке живет в сердце благодаря его трудам и по воспоминаниям бабушек и дедушек.
Вот, что рассказывает о своем первом знакомстве с саратовским владыкой секретарь епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия священник Максим Плякин: «Меня еще школьником привели на могилу к Владыке. Мое первое знакомство с Епископом Вениамином заключалось в буквальном указании, что здесь лежит наш саратовский святой. Однажды, одна пожилая прихожанка, будучи в своей детской простоте, обращаясь к священникам, на полном серьезе сказала: „Пошли мощи выкапывать“. Вера в то, что Владыка Вениамин — праведник, и что сейчас стоит у престола Божия, в церковном в народе была и остается совершенно непоколебимой»20
В настоящее время в Саратовской епархии осуществляется подготовка материалов к прославлению епископа Вениамина в лике святых.
[1] Апостол Павел, Евр. 13:7
[2] Cхиархимандрит Илиодор (Голованицкий; 1795—1879) подвизался в Глинской пустыни 45 лет, многие из его духовных чад впоследствии стали известными подвижниками, имел переписку с преп. Амвросием Оптинским.
[3] Епископ Вениамин (Милов). «Дневник инока». Письма из ссылки. ― Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. В дальнейшем все цитаты из «Дневника...» приводятся по этому изданию.
[4] Храм во имя пророка Божьего Ильи был построен в Саратове в 1818 г. (по другим данным в 1817 г.) на месте старой деревянной церкви, существовавшей здесь с конца XVII века. Находился храм на Ильинской площади. Колокольня возведена позже, в 1832 г. В 1888—1889 гг. здание церкви подверглось значительной реконструкции, в результате которой площадь храма была увеличена. При церкви имелась богадельня, начальная школа и одна церковно-приходская женская школа. Около нее были расположены два кладбища: одно на южной стороне (до ул. 2-я Садовая), другая на северо-восточной стороне (вдоль ул. Белоглинской до берега Волги). Согласно ряду источников возле Ильинской церкви находилось и третье кладбище — немецкое. В 70-х годах XIX века эти кладбища были закрыты. Вплоть до конца 80-х годов XIX века к Ильинской церкви ежегодно (на Ильин день) устраивались крестные ходы. В 30-е года прошлого столетия Ильинский храм был разрушен. В апреле 2011 года на общественных слушаниях по вопросам градостроительной деятельности депутатами гордумы, представителями общественных организаций, горожанами и духовенством было принято решение о восстановлении Ильинского храма в районе одноименной площади.
[5] Епископ Николай (Парфёнов; †1939) родился 20 июня 1879 года в Саратове, в дворянской семье. В раннем детстве перенес перелом позвоночника, отчего у него спереди и сзади появился горб. Окончил Казанскую Духовную Академию. С 1906 году — архимандрит Саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря. 17 марта 1923 епископ Иовом (Рогожиным) тайно хиротонисан во епископа Аткарского, викарий Саратовской епархии. Два года (1925—1927 гг.) провел в затворе. В 1927 году переведен в Киев, где открыто не служил, старчествовал. Из многих городов к нему ехали за духовным советом и утешением. Засвидетельствованы замечательные случаи его прозорливости, силы его молитвы и глубокого рассуждения. Весной 1933 года арестован вместе со схиархиепископом Антонием (Абашидзе). После освобождения через 4 месяца, переведен в г. Киржач (Владимирской обл.). 28 декабря 1936 года Владыка Николай вновь был арестован. 20 января 1939 года его обнаружили мертвым в тюремной камере.
[6] «Дневник инока», с. 78—81
[7] Там же, с. 120
[8] Там же, с. 93.
[9] Живая Церковь, живоцерковничество, обновленчество — движение возникшее после февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию Богослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. Движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР. В начале 1920-х годов — более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур. Тем не менее, обновленчество никогда не было строго структурированным движением. Между собою обновленческие группировки нередко находились в прямой конфронтации. После Великой Отечественной войны движение прекратило существование. Обновленческое духовенство со своими приходами, через покаяние, было принято в лоно Русской Православной Церкви.
[10] «Дневник инока», с. 96—97.
[11] Там же, с. 103—104.
[12] Настоящие воспоминания написаны в декабре 1996 года одним из немногих духовных чад владыки — потомственным художником П. П. По желанию автора его инициалы не раскрываются.
[13] Епископ Вениамин (Милов). «Крупицы Слова Божия». Проповеди 1928, 1946—1949 гг. Слово о принуждении ко спасению. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. с. 190
[14] Слово к выпускникам Саратовской духовной семинарии, «Журнал Московской Патриархии», № 7, 1955
[15] «Дневник инока». Предисловие, с. 22.
[16] Газета «Православная вера» № 3, 2006 год (Издатель — Саратовское епархиальное управление).
[17] «Дневник инока». Письма из ссылки, с. 242—243.
[18] Архиепископ Андрей (Комаров) родился 26 июня 1879 года в селе Андросовка Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Пугачевский район Саратовской области). С 12 января1924 по 26 июля 1926 года — епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. С 29 января 1927 года — викарный епископ Петровский. С 12 декабря того же года по 28 октября 1929 года — епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. Скончался архиепископ Андрей (Комаров) 17 июля 1955 года.
[19] «Чтения по литургическому богословию». Глава XI. Киев, 2004.
[20] Воспоминания из фильма «Сердечное знание епископа Вениамина», снятого в 2009 году на Нижне-Волжской студии кинохроники по заказу Саратовской епархии (при поддержке А. В. Никонова).
Опубликовано: 04/01/2012