Вы здесь

Протоиерей Максим Козлов:

«Наше время похоже на Константиновскую эпоху»

Центром прихода должно быть богослужение

Протоиерей Максим КозловОтец Максим, какие трудности возникают у молодежи, которая, поверив проповеди, приходит в Церковь?

— Церковь наша есть в абсолютном большинстве собрание новообращенных — это люди, которые пришли в Церковь 5–15 лет назад, принеся с собой непреодоленные страсти, немощи, и, в отличие от верующих советской эпохи, ничего особенно Христу не жертвуя, ничем не рискуя. То есть мы находимся в ситуации, похожей на Константиновскую эпоху, когда после издания Миланского эдикта императором Константином Великим в 313 г., отменившим гонения на христиан, в Церковь пришло большое количество новых людей, бывших язычников. До того Церковь была маленькая и внутренне единая, а стала большая и аморфная, состоящая из очень разных людей по мировоззрению и уровню нравственной жизни.

Очень часто люди с искренним сердцем, с горячей душой, на основании прочтенных книг или значимых жизненных встреч придя в Церковь, знают о Ней теоретически, или не знают вовсе ничего. Но ожидают от нее очень много. Не только от Церкви Небесной, но и от того реального прихода или монастыря, куда они будут ходить. И они видят, что здесь люди не сильно отличаются от тех, которых они видят в обычной жизни. И если на соседей они уже привыкли не обижаться, и по отношению к ним нет завышенных ожиданий, то здесь, из-за того, что эти ожидания есть, столкновение представления о Церкви идеалистически настроенного молодого человека, как о сообществе святых, с тем, что он видит, бывает довольно жестким.

И это сегодня более важно, чем отсутствие молодежных чаепитий, поездок для строительства монастырей, паломнических поездок, катехизаторских школ и так далее. Впрочем, я без иронии, а очень положительно отношусь ко всему этому, хорошо, чтобы это все было и прямой грех, когда этого нет, по лени ли духовенства или по нежеланию что-то предпринять для исполнения заповеди Спасителя, для обращения в Церковь новых чад. Но только программы не заменят главного — качества духовной жизни.

— А как этого качества духовной жизни достичь?

— Центром прихода должны быть богослужение и молитва. Если будет по-другому, если на службу приходят только потому, что потом будут различные кружки, виды общения и деятельности, то это будет неправильно.

Но надо также, чтобы требованием архиерея были обязательные институции на приходе. Библиотека — обязательно! Приходская школа (или межприходская для маленьких приходов) обязательно! Подготовка и катехизации взрослых людей перед крещением — обязательно! Венчание только воцерковленных людей — обязательно! То, что всегда требовалось к исполнению просто начать исполнять. Будет больше ясности и порядка в церковной жизни. И тогда будет легче найти свое место в Церкви вновь приходящим.

Специальные молодежные Литургии не нужны

Какие особенности участия молодежи в богослужении?

— Я думаю, что не надо специально подстраивать богослужение для молодежи. Потому что может получиться так, что приходы разделятся на продвинуто-миссионерские и на косно отcталые. И прихожане первых будут думать, что они «не якоже прочии человецы».

В отношении миссионерской Литургии, я думаю, что здесь может быть выходом добогослужебное объяснение Литургии в течении 15 минут. У нас в храме люди стоят с текстами, на Литургии — со служебниками, на всенощном бдении — с часословами или с толкованиями служб. Можно выпустить комментированное издание служебника, где можно напечатать перевод на русский язык для понятности молитвословий Литургии и другим шрифтом дать комментарий. Его можно использовать для занятий и, если нужно, самому следить за службой.

Главное, чтобы было желание что-то искать и неравнодушие к тем людям, которые пришли в храм и стоят на молитве. А будет неравнодушие, образуется и форма.

— У вас на приходе практикуются такие 15-ти минутные объяснения?

— Нет, потому что у нас прихожане, в основном, либо получающие, либо получившие высшее образование. Большая часть из МГУ, много из других вузов, около половины, те, кто воцерковились в нашем храме.

У нас есть дежурство духовенства, когда шесть дней в неделю, в любое время человек может задать любой волнующий его вопрос, поговорить со священником. Есть школа духовного пения, необходимой частью которой являются вероучительные дисциплины и часть молодых людей ходит только на эти предметы. А потом, всё естественно расходится от человека к человеку. Они же все общаются друг с другом. И тот конспект, по которому готовился, или притча, или рассказ о богослужении, или книга, которая помогла что-то понять, становятся известны широкому кругу людей. Нужно, чтобы было активное ядро. И поэтому у нас на приходе нет людей, которые не знают о богослужении вообще ничего.

Есть еще такие формы, как ответы священника в интернете и закрытый приходской форум, для регистрации на котором необходимы рекомендации двух прихожан. Это дает другую свободу общения и там обсуждаются, в том числе, околобогослужебные вопросы и вопросы, которые нам, духовенству не заметны. В результате есть обратная связь.

— Подводя итог, сформулируйте, какие должны быть основы миссионерской работы с молодежью?

— Нужно, что бы людям было видно, что этот храм и эти люди, здесь собравшиеся, какие они есть, для священника важны и дороги. Нужно, что бы священник понимал, что количество времени, которое он здесь проводит и время, которое он готов уделить своим прихожанам, оторвав от других интересов или семьи, что это количество переходит в качество. Если батюшка послужил, взял портфель и уехал по своим делам, и вы его больше его не увидите, и требы он совершает только в те дни, в которые он совершает богослужения, и больше вы его никогда не дозоветесь, то никакие эффективные программы и проекты эффекта не дадут. А как этого достичь, я не знаю. Это либо есть, либо нет. Это зависит от личности.

Милосердие.Ru