Под кроной единой
Задумал Бог под видом старичка сойти на землю и посмотреть, как живут люди, богатые и бедные. Постучал Он в большой и красивый дом. Дверь открыл хорошо одетый, пышущий здоровьем мужчина. Старик попросился переночевать, но тот отказал из-за недостатка места, прогнав за порог: «Иди от моего дома!»
Отправился тогда Бог к самой бедной лачуге. Открыл Ему такой же, как Он, старик и пригласил в дом. Приготовив скудную трапезу, старик со старухой попросили гостя разделить с ними ужин. Утром Бог спросил их, чего бы они хотели иметь в своей жизни: «Просите, все будет по вашей воле». Они ответили: «Мы старики, ничего нам уже не надо. Хотим только умереть в один день и час». «Да будет по-вашему», — сказал Бог. — Когда придет ваше время, выходите на площадь вдвоем и обнимитесь крепко».
И это время настало. Вышли они на площадь и изо всех сил прижались друг к другу. Сверкнула молния, ударив в то место, где стояли старики. Расщепилась земля, и выросло тут оливковое дерево, которое по форме напоминало обнявшуюся пару.
Это притча, но есть и быль.
Господь когда-то избрал еврейский народ, как общность, чрез которую будет исходить Его воля, Его Откровение. Богоизбранность — дар, который можно по нечестию и греховности утерять. Так и случилось. Прогнали Бога с земли обетованной, как и в притче, богатый прогнал бедного старика.
Божьим словом земля живится. Впитала это Слово земля Русская. Приняла она Бога из многих мест и стран гонимого и не только приняла, а и окрестилась «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Племена славянские, милостью Божией, чрез разорения, раздоры и горести стали Русью Святой, Третьим Римом.
Удары врагов, молнии несчастий и стрелы бед претерпела она нерушимо, потому что обнявшись крепко-крепко стояли вместе три народа, три равноправные истины — народ русский, народ украинский и народ белорусский. Распростер над ними Христос крону Своей благодати, Своей Защиты.
Широта душевная, забота духовная и любовь всепрощающая – это отличительные черты любого их трех. Материальное богатство, стремление к комфорту и неге никогда не были, и не будут нашей чертой.
Скажите, где еще в мире вы могли бы увидеть бедные селенья, разбитые дороги, неказистую одежонку и храмы Божие, поражающие своей красотой и богатством? «Не хлебом единым жив человек». Тем паче человек русский. Да и когда обычно у нас строятся храмы Божии — в годы разорений и кризисов. Значит, уповаем мы на Бога, на Его одного надеемся.
Порушили мы крону защиты Божией, оголили заступничество Пресвятой Богородицы годами безбожия, и раскололся ствол. С болью, треском рвущейся живой плоти растянули единое целое в три разные стороны и держим-держим, схватившись, каждый за свою часть, не даем соединиться и обняться. Теперь любая гроза — беда, каждая молния — несчастье.
И кто держит? Те, кто без роду и племени, кто знает различия, но не видит единого. Да и не различия это вовсе, а особенности каждого. Как супруги различны по полу, характеру и виду, а все знают, что «Муж и жена одна...»
Силы наши распыляем на дела ненужные и безбожные. Вот недавно, чуть новый раскол церковный не сотворили, наслушавшись басен о налоговом номере. Вопль бесноватых женщин и неизвестно откуда взявшихся «старцев» приняли за «откровение», а спокойный рассудительный голос всей полноты Церкви Православной отвергли.
На что себя тратим, православные? Кому уподобляемся? Под этот искусственно созданный вопль «Спасайся, кто может», нас тихой сапой лишили национальности. Откройте новые паспорта. Кто мы теперь? Иваны и Остапы не имеющие родства, серая и однородная «общность».
Почему это произошло? Виноватых искать — себя обелять, но все же:
Из заморских стран едут нехристи
И с собой везут нравы срамные,
Всем заморским Русь заполнили,
Так, что духу нет православного.
Знаем откуда нечисти на земле нашей прибавилось, каким ветром занесло ее на нашу сторонушку.
Расщепили ствол, растянули в стороны разные, но вот вырвать — не получится, ибо Русь мы — кондовая, коренная, а корень то — цел. У него и трехсотлетнее иго басурманское хватило силушки пережить и выстоять, а уж «инородцев» из нашего же племени вышедших — переживет.
Все мы дети Руси Святой, и Бог поругаем не бывает. Все вернется на круги своя. Не в силе Бог, а в правде. Врозь мы не народ, а народности. Надо до конца договаривать известную поговорку об одном в поле воине. Она, в действительности, звучит так: «И один в поле воин, коль по-русски скроен».
Впустили мы Бога в дом свой, ведь душа каждого — храм Божий. Накормили Его — исповедью раскаяния. Уложили отдыхать — нашим обещанием не творить более, непотребное, поэтому — выполнит Он наше желание быть во веки вечные, обнявшись, вместе, под единой кроной Его благодати.
Есть еще на земле сыны русские,
Православную веру хранящие.
Сколько мучеников, исповедников
Под Престолом стоят Вседержителя,
День и ночь умоляют с Пречистою
О родной стороне, об Отечестве.
И пока в Церквах Божиих молятся,
Панихиду не правь по Святой Руси.
Иеромонах Роман (Матюшин)
Опубликовано: 05/04/2007