Кролики перед Коллайдером
10 сентября на границе Франции и Швейцарии был осуществлен пробный запуск Большого Адронного Коллайдера (БАК). Проект LHC был задуман еще в 1984 году, а его реализация началась в 2001 году. Большой Адронный Коллайдер представляет собой крупнейший в мире ускоритель частиц, расположившийся в гигантском 27-километровом тоннеле на глубине ста метров. Строительство комплекса в общей сложности обошлось в восемь миллиардов долларов.
В отличие от сотен других научных экспериментов, это событие вызвало большой ажиотаж среди любителей потолковать о конце света. Было даже обращение в Европейский суд по правам человека, который отклонил жалобу группы ученых, требовавших запретить запуск БАК. Те опасались, что эксперименты на ускорителе могут породить так называемые «черные дыры» и привести к «концу света».
Свое название Большой Адронный Коллайдер получил от слова адрон — название вида частиц, к которым относится протон — и английского слова collide — сталкиваться. Именно столкновение частиц, которые должны достигать в коллайдере очень высокой скорости, и вызвало панику среди любителей пофантазировать. Практически во всех СМИ появились опасения, что при столкновении частиц могут возникнуть черные дыры, уничтожающие любое вещество. Следствием этого может стать гибель всей планеты, иначе говоря, конец света. Пуск коллайдера был пробным, в полную мощность агрегат заработает в конце октября. Значит, предстоит новый всплеск апокалиптической паники. Пока она не началась, мы решили обратиться за комментариями к экспертам.
О том, что такое Большой Адронный Коллайдер и зачем он нужен, нам рассказал один из ведущих специалистов в мире по физике элементарных частиц, научный руководитель Института Физики Высоких Энергий в г. Протвино академик Анатолий Логунов. «На самом деле это просто большой ускоритель частиц. Он представляет собой вакуумную трубу длиной в 27 километров, в которой создается мощнейшее магнитное поле, ускоряющее протоны. По периметру трубы ставятся магнитные станции, которые как хлыстом подгоняют частицы. Пучки протонов разгоняют во встречных направлениях, и когда скорость становится очень большой, близкой к скорости света, встречные пучки сталкивают. При этом по теоретическим расчетам должна выделяться гигантская кинетическая энергия и образовываться новые, доселе неведомые частицы с очень большой массой — в 200–300 раз больше массы протона. Цель эксперимента — изучение этих частиц. Считается, что такие частицы — их называют по имени автора гипотезы частицами Хиггса — были в ранней Вселенной, когда она была еще очень горячей. Срок жизни частиц Хиггса должен быть очень небольшим — 10-6-10-8 секунды, потом они распадаются. Сейчас в природе их нет. Цель эксперимента — познание природы элементарных частиц. Опасен ли Большой Адронный Коллайдер? Да, конечно же, нет! Это же не ядерный реактор, за которым действительно необходим тщательнейший контроль и реакция в котором может из-под контроля выйти. Здесь же — выключил электроэнергию, и все прекратилось. Совершенно безопасно!».
Но откуда же тогда берутся разговоры о возможных черных дырах и об опасности катастрофы, причем глобального масштаба? Академик Логунов не только полагает такие разговоры совершенно необоснованными, но и вообще сомневается в существовании черных дыр. «Черные дыры — не более, чем гипотеза, а я уверен, что их просто нет. Что такое черная дыра? Во Вселенной есть громадные звезды с массой в тысячу или в миллион раз больше, чем у Солнца. Согласно законам физики, такие большие тела не могут быть устойчивыми. И вот под действием собственной силы притяжения они начинают сжиматься и якобы сжимаются вплоть до полного исчезновения. На их месте образуется гигантская пустота, не имеющая материальной поверхности, но обладающая гигантской массой и силой притяжения. Она способна втягивать в себя другие объекты, например, соседние звезды или планеты. Вот что называется черной дырой. Однако, эта гипотеза противоречит теории относительности. Ведь во время сжимания этого объекта частицы, вращающиеся на его поверхности, должны постоянно ускоряться и в какой-то момент достичь скорости света. А это невозможно. Как же складывается судьба этих сжимающихся гигантов? Я думаю, многие ученые заблуждаются, говоря, что сила гравитации — это только сила притяжения. В какой-то момент в процессе сжатия сила притяжения должна переходить в силу отталкивания, и тогда эти объекты существуют в виде некоторой пульсирующей системы. А черная дыра — это скорее всего просто фантазия».
И все же еще никто не доказал, что черных дыр нет. А вдруг они все-таки есть, и Коллайдер сможет их породить? Что тогда? «Даже если бы они существовали во Вселенной, никакой Коллайдер не был бы способен их произвести в лабораторных условиях — убежден академик Логунов. «Разговоры о черных дырах в связи с Коллайдером завели люди, мягко говоря, не слишком профессиональные. Они где-то услышали, что речь идет об очень больших энергиях, и возбудились. Когда мы говорим о гигантской энергии, рождающейся при столкновении протонов, мы сравниваем ее с самими протонами. А для образования черных дыр эта энергия ничтожно мала! Что же касается мировой катастрофы, то ее тоже от Коллайдера ждать не приходится: из Вселенной к нам постоянно идут частицы, энергия которых в миллион раз больше, чем у предполагаемых частиц Хиггса — и ничего с Землей не происходит».
Итак, всемирно известный физик считает, что причиной возникновения паники среди обывателей является именно научная неосведомленность. Но в этой истории есть еще и другая составляющая: духовная. Почему тысячи людей вдруг заговорили о конце света? Возможен ли рукотворный Апокалипсис с точки зрения православной догматики? Свидетельствует ли паника вокруг Коллайдера о напряженном ожидании конца света и правильно ли христианину с таким страхом его ожидать? Своим мнением по этим вопросам с нами поделился заведующий кафедрой догматического богословия Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета прот. Борис Левшенко.
«Меня и самого удивляет шум, возникший вокруг Коллайдера — ведь это просто большой синхрофазотрон, обычное явление. Меня больше волнует военное применение результатов таких экспериментов: ведь чем больше узнает физика об элементарных частицах, тем больше возможная опасность их военного использования. Но это уже зависит от контроля над военными. А возможен ли рукотворный Апокалипсис, устроенный учеными? Да нет, конечно. Конец света находится целиком в руках Божьих, и без Его воли, без Его попущения человек своими руками создать Апокалипсис не может. А вот в виде ядерной войны, причем, подчеркиваю, войны, направленной на уничтожение христианского мира, конец света может случиться. Но опять-таки, только по попущению Божьему».
Но как в таком случае реализуется пророчество, данное Самим Христом о том, что конец света будет ознаменован Его пришествием и что «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф 24, 27)? В какой момент это будет: до войны или после? Перед запуском Коллайдера или, может быть, во время запуска? Прот. Борис Левшенко, полагает, что мы об этом ровным счетом ничего знать не можем. «Это знамение будет явлено в одно мгновение, но когда именно, мы не знаем. Ведь мы даже не понимаем и не можем понять, как будет себя вести время в момент конца света! Время можно понимать по-разному: во-первых, время — это периодическое колебание кварцевых частиц. Но время — это также и психологическое измерение. Согласитесь, когда мы вспоминаем о произошедших когда-то событиях, мы чаще измеряем время не по календарю и часам, а по своим ощущениям и по другим событиям, зафиксированных нашей памятью. Это — другое бытие времени и, возможно, именно в таком измерении и надо думать о конце света». А нужно ли вообще думать о конце света и следить за исполнением пророчеств, относящихся к Апокалипсису, видя в каждом окружающем нас событии близкий конец света? «Ощущение близкого конца очень нечетко — говорит прот. Борис Левшенко, — поскольку, по словам Христа, «о дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой». С другой стороны, мы видим множество катастроф, и помня о словах Христа: «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф 24, 7), имеем основание думать, что, вполне возможно, конец близок. Но о чем это говорит? О том, что мы должны не предаваться досужим рассуждениям о Коллайдере как причине конца света, а бодрствовать и молить Бога, чтобы он перед концом дал нам видеть свои грехи и покаяться. Если же к приближающемуся концу света относиться по-христиански, то такое ожидание может быть и благотворным. Многие верующие люди живут в ожидании близкого конца, и так было во все времена. Знаете, какое самое яркое воспоминание на эту тему у меня? Когда я был маленьким ребенком, государство объявило, что в 1941 году будет создано полностью атеистическое государство, в котором не будет ни одного храма. Многих верующих людей тогда не покидало ощущение приближающегося конца света. И вот мы с облегчением увидели, что по воле Божьей этот конец оказался отсроченным войной. А сегодня, если мы думаем о конце света, мы должны прежде всего заниматься собой, а не придумывать какие-то фантазии на эту тему и завороженно сидеть перед ними, как кролик перед удавом».
Опубликовано: 29/09/2008