Вы здесь

Митрополит Кирилл:

«Все, что мы делаем, да будет основано на крепком камени святой веры православной»

Доклад Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви

[1]  [2]  [3]  [4] 

Возлюбленные во Христе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры!

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Водимые Самим Господом, мы — иерархи, пастыри, монашествующие, миряне — прибыли сюда из многих стран и регионов, чтобы принять решения, которые во многом определят пути Русского Православия в XXI веке. Нам предстоит избрать шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Нам надлежит дать оценку последних восемнадцати с лишним лет, ставших временем Второго Крещения Руси. Мы призваны поразмыслить и о том, какой должна быть наша Церковь в ближайшем будущем.

Полагая начало соборным дискуссиям и решениям, будем хранить в сердцах наших слова святого апостола Павла: «Братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15, 58). По слову святителя Патриарха Тихона, «приступим к церковному строительству без злобы и лукавства, как соработники Божии. При этом каждый пусть смотрит, из чего он строит. Если строить будем из материала крепкого, то и строение будет крепкое и прочное, а если строить будем из материала хрупкого, то и дела наши будут непрочны. Будем строить на твердом основании, еже есть Христос, на основании этой святой книги — Святого Евангелия, на основании апостольских, соборных и святоотеческих правил и церковных преданий, а не на своем измышлении».

Совсем недавно мы совершили сорокадневное поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Молились мы и сегодня о упокоении его души в Небесных обителях, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». На настоящем Соборе мы будем вспоминать многие и многие дела, свершенные за годы церковного возрождения. И эти дела неразрывно и навеки будут связаны в истории с именем почившего Первосвятителя. Они совершались по его благословению, а в значительной мере — благодаря его его мирному духу и мудрости, его каждодневной заботе о Церкви. И сегодня мы можем сказать о Святейшем Патриархе Алексии апостольскими словами: подвигом добрым он подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится ему венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия, в день оный (см. Евр. 4, 7–8). Великая и вечная благодарность Святейшему Патриарху за все, что сделал он для народа Божия, для его духовного возрождения!

Через все годы своего архипастырского и Первосвятительского служения он пронес попечение о единстве Церкви. В трудное время он защищал Церковь от грозных волн штормившего житейского моря. В новейший же период истории, когда в церковную среду пытались внести раскол по национальному и политическому признаку, когда оживились силы, стремившиеся превратить разномыслия в распри, — Святейший Патриарх делал все, чтобы Тело Христово, в котором необходимы разные члены, жило как единый организм. Уже в своей интронизационной речи в 1990 году он сказал: «Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их. <…> Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой. <…> Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства Святой Православной Церкви».

Служение примирения и объединения почивший Первосвятитель пронес до конца своего Патриаршего поприща. Церковному единству был посвящен состоявшийся в прошлом году Архиерейский Собор. Слово, сказанное на нем Святейшим Патриархом Алексием, и соборные решения, принятые под его руководством, стали духовным завещанием Первосвятителя. И пусть лучшей данью его памяти, почитаемой верующим народом, будет твердое хранение нашего единства.

Всечестные участники Собора! Минувшие восемнадцать лет стали для миллионов людей, живущих на пространстве от Белого моря до Черного и от Калининграда до Тихого океана, временем приобщения к неизменным истинам Христова Евангелия, временем возвращения к подлинным духовным и культурным традициям своих народов. Все большее число верующих приобщается к таинственной и духовной жизни Церкви, совершается духовное просвещение миллионов людей, ширится свидетельство внешнему миру о Православии.

Средоточием жизни Церкви Христовой являются святые Таинства. Участвуя в них, человек вступает в самое тесное общение с Господом, духовно обновляя собственное естество. И этот дар, эту преображенную жизнь Церковь предлагает всем «ближним и дальним», созидая храмы, где присутствует Божия благодать, и выходя из них навстречу людям, к чему многократно призывал Святейший Патриарх Алексий.

Как нам хорошо известно, на пространстве Святой Руси за последние годы воздвигнуто множество монастырей, храмов, часовен. Дома Божии продолжают созидаться и доныне, что говорит о еще неутоленной духовной жажде народа. Для того, чтобы представить себе масштабы количественных изменений, необходимо привести данные о состоянии церковной жизни, опубликованные в связи с Поместным Собором 1988 года. Тогда в Русской Церкви было 76 епархий и 74 архиерея, 6 893 прихода, 6 674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1 190 монашествующими, 2 духовные академии и 3 семинарии. Сейчас мы видим принципиально иную ситуацию. По состоянию на конец 2008 года в Русской Православной Церкви — 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. Русская Православная Церковь имеет 29 263 прихода. Общее количество духовенства — 30 670 человек, из них священников — 27 216, диаконов — 3 454. Особенно показательна ситуация в Москве, для которой Предстоятель Церкви является правящим архиереем. Количество действующих храмов в столице увеличилось в 22 раза (40/872). До 1990 года был один монастырь, сейчас — 8; существует также 16 монастырских подворий. В черте города действуют 3 семинарии и 2 православных вуза (раньше не было ни одного церковного учебного заведения). Знамением духовного возрождения Русской Церкви после многолетних гонений и преследований стало воссоздание Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, где ныне мы имеем возможность проводить Поместный Собор.

Первосвятительское служение Святейшего Патриарха Алексия было отмечено активнейшим возрождением монашеской жизни, основанной на многовековых православных традициях. Были открыты и восстановлены многие монастыри, имеющие общецерковное значение и особо почитаемые верующим народом. Среди них — Александро-Невская Лавра, Соловецкий монастырь, Серафимо-Дивеевская обитель, Святогорская Успенская Лавра, Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь, Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь и многие другие обители, перечисление которых было бы невозможно в рамках настоящего доклада.

Всего сегодня в Русской Православной Церкви 804 монастыря. Из них в России мужских — 234, женских — 244; в других странах СНГ и Балтии — 142 мужских и 153 женских; в странах дальнего зарубежья — 3 мужских и 3 женских монастыря. 16 мужских и 9 женских обителей находятся в ведении Русской Православной Церкви Заграницей. Кроме того, в нашей Церкви существует 203 монастырских подворья и 65 скитов.

Воплощая в жизнь соборный принцип бытия Церкви, Святейший Патриарх Алексий стремился обсуждать все важнейшие для Церкви вопросы и принимать по ним решения в сонме собратьев-архипастырей. За период его Патриаршества состоялось 8 Архиерейских Соборов: в 1990-м, дважды в 1992-м, в 1994-м, 1997-м, 2000-м, 2004-м и 2008-м годах. Наконец, только что прошел Архиерейский Собор, главной задачей которого была подготовка к настоящему Поместному Собору. В межсоборные периоды церковное управление осуществлялось, в соответствии с Уставом, Священным Синодом, который регулярно собирался на заседания под председательством Его Святейшества.

В рассматриваемый период был учрежден ряд новых Синодальных отделов: по религиозному образованию и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по делам молодежи, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, миссионерский. Кроме того, были созданы несколько комиссий: Богословская, по делам монастырей.

Святейший Патриарх Алексий принимал самое активное участие в руководстве церковной жизнью в регионах. Каждый год его Первосвятительского служения был насыщен визитами в епархии, где он с неизменным вниманием и заботой стремился помочь правящим архиереям, клиру и пастве в созидании Церкви.

На рассматриваемый нами период выпали многие знаменательные даты, послужившие размышлениям о прошлом, настоящем и будущем нашей Церкви. Вспомню лишь некоторые из них. Это 2000-летие Рождества Христова, которому был посвящен Юбилейный Архиерейский Собор. Великий юбилей христианства, ознаменовавший собою смену столетий, дал нам возможность оценить историю нашей Церкви в сложном и драматичном ХХ веке и сформулировать церковные ответы на вызовы, которые поставило перед нами начало XXI столетия. Празднование 1020-летия Крещения Руси позволило глубоко поразмыслить над тем, что нами сделано за двадцать лет церковного возрождения и в каких областях нужно усилить церковные труды. Эта памятная дата напомнила нам и об общей истории православных народов, крещенных в Киевской купели. Не случайно Архиерейский Собор 2008 года был посвящен теме церковного единства, а празднование 1020-летия в Москве, Киеве и Минске стало мощным свидетельством общности народов, духовно руководимых нашей Церковью. Нельзя не вспомнить и две замечательные юбилейные даты, связанные с возрождением в Русской Церкви Патриаршего служения, — восьмидесятилетие и девяностолетие восстановления Московского Патриаршего Престола. Отмечая эти годовщины, мы засвидетельствовали консолидирующее значение Патриаршества, благодаря которому труды епископата, клира и церковного народа приобретают целостность и должную направленность. Подобно тому, как в начале ХХ века имя святителя Патриарха Тихона было символом сплоченности всех духовно здравых сил Русского Православия, на рубеже двух тысячелетий Святейший Патриарх Алексий стал объединяющим символом для Православия русской традиции на всей территории исторической Руси и далеко за ее пределами.

На протяжении двух минувших десятилетий были канонизованы более тысячи семисот святых, что стало ответом Русской Церкви на поставленный перед ней обществом вопрос о духовном преемстве с христианами предшествовавших веков и об оценке подвига церковной иерархии, клира, монашествующих и народа в эпоху лютых гонений.

Нашей Церковью были обретены честные мощи многих святых, что было воспринято церковным народом как знак особой милости Божией. Это мощи преподобного Серафима Саровского, святителя и исповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, преподобных Оптинских старцев, святителя Феофана Затворника и многих других подвижников благочестия. На свое историческое место была возвращена Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, а хранящиеся в Третьяковской галерее Владимирская и Донская иконы Божией Матери стали доступны для поклонения в дни памяти исторических событий, связанных с этими образами. Вернулся в Россию и древний почитаемый Владимирский образ Богоматери, перед которым сегодня мы совершили молебен, открывая Поместный Собор. Доброй традицией, установившейся в Русской Церкви в нынешний период, стало принесение в ее пределы почитаемых в мире христианских святынь для поклонения верующих. В частности, нашу Церковь посетили честные мощи святого великомученика Пантелеимона, святого апостола Андрея Первозванного, святителя Спиридона Тримифунтского, святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары и другие.

Начало Патриаршего служения почившего Первосвятителя пришлось на время быстрых и далеко небезболезненных перемен, связанных с прекращением существования единого государства на пространстве исторической Руси и с появлением новых суверенных государств, что нередко сопровождалось ростом межнациональных противоречий. Возникла принципиально новая политическая реальность, в которой Русская Православная Церковь была призвана не только к усердному миротворческому деланию, но и к рассмотрению вопросов о том, какие изменения в каноническом церковном устройстве, в системе церковной администрации позволят наиболее успешно осуществлять пастырское служение многим народам, составляющим ее паству. И прежде всего эти вопросы надо было решать по отношению к Украине, где ситуация была осложнена расколом, возникшим вследствие внесения политической стихии в церковную жизнь. Ответом Церкви стало создание института Самоуправляемых Церквей в лоне единого Московского Патриархата — Украинской, Молдавской, Латвийской, Эстонской. Каждая из них получила внутреннюю самостоятельность в осуществлении своего служения, в решении церковно-административных вопросов. При этом учитывались особенности, связанные с положением в той или иной стране, а также размеры и внутренний потенциал Самоуправляемой Церкви. Вместе с тем было сохранено соборное единство нашего общего Патриархата и самой Святой Руси — нашей общей цивилизации и духовной культуры, нашего общего исторического выбора, восходящего к святому равноапостольному князю Владимиру.

[1]  [2]  [3]  [4]