Правильная вера
Один из подвижников благочестия (блж. Григорий, «Древний патерик») говорил, что от каждого человека, получившего крещение, Бог требует выполнения трёх условий: правильной веры — от души, истины — от языка и целомудрия — от тела. Итак, верить правильно является нашим христианским долгом. Однако, словосочетание «правильная вера» пугает многих невоцерковлённых людей, потому что вместо Христовой истины большинство сегодня исповедует Пилатовскую — о недостижимости истины, из-за чего и обожествляется многообразие видений и мнений. Высказывания о единственно правильной вере многим кажутся покушением на их свободу. Потому попробуем осмыслить само понятие веры, чтобы, по слову Апостола (1 Петр. 3:15), быть готовыми объяснить суть своих упований каждому, кто того потребует.
Слово «Православие» (гр. orthodoxia) впервые встречается у христианских авторов ІІ века и означает единую веру всей Церкви в противоположность разномыслию еретиков — гетеродоксии. Словарь иностранных слов объясняет, что ортодоксия — это неуклонное следование основам любого учение, мировоззрения. А буквально слово «православный» означает правильно верующий, правильно мыслящий или благочестивый — тот, кто правильно (умом, душой, телом; всей жизнью своей) славит Бога.
Давным давно, во времена юности моей, попалась мне в руки весьма любопытная книжечка, в которой описывались различные психологические эксперименты, проводившиеся в СССР в 60-е годы. Один из них особенно поразил и запомнился. Участвовали в нем несколько человек, но «подопытным кроликом» был только один (правда, он об этом не догадывался). Группе людей показывали предметы различной формы и цвета, и просили ответить на разные вопросы, в том числе о форме и цвете предметов. Испытуемый сначала отвечал правильно, поскольку описывал то, что видел, однако, вся группа настаивала на другом. Эксперимент заканчивался тем, что подопытный со временем начинал «видеть» то, что провозглашалось большинством, поскольку начинал ВЕРИТЬ неправильным утверждениям.
Этот опыт наглядно демонстрирует несовершенство и уязвимость механизма нашего восприятия. О том же свидетельствует и православное учение о человеке. Потому свт. Феофан Затворник предупреждает: «Мы сами в себе носим готового ересиарха и кователя всякой лжи — наш разум. Поддайся только ему — и он заведёт незнать куда… Разум точно есть великий дар Божий, но даруя его нам, Бог не поставил его источником истины, а только приемником её… Она вне его, в св. Церкви и именно в общности исповедания… Все ищущие истины, при познании и определении всякой истины, рылись и роются не в своих соображениях, а в Богопреданном исповедании св. Церкви…Бог в Церкви Своей воздвиг знамя истины, чтоб при смешении понятий, всегда почти имеющем место в человечестве, всякий мог сказать: вот здесь истина, вот чего хочет Бог! Надпись на сем знамени — общность исповедания. А самостоятельность исследования, своеличное постижение было и есть всегда источником ересей и заблуждений» («О православии»).
Мы ошибаемся слишком часто, и обмануть нас, если уметь, несложно. Человек вообще видит мир не таким, как он есть на деле, а таким, как ему представляется, каким он ожидает его увидеть. И это ожидание становится своеобразным творческим актом, к сожалению, чаще разрушительным, чем созидательным.
Обратите внимание на традиционную ошибку в понимании сути слова «вера». Её считают чем-то абстрактным и глубоко личным, субъективным. Но каждый из нас живёт в объективном мире и воздействует на него, согласно с тем, как и во что верит.
Давайте заглянем в Библию и прочитаем определение этого феномена, данное Апостолом Павлом: «Вера — это осуществления ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть, вера — не просто субъективное переживание, но объективная сила, которая созидает жизнь, и, даже более — призвана содействовать осуществлению Божьего замысла о нас. Мы создаём то, во что верим. Точнее сказать, только правильная вера, данная нам от Бога как откровение, действительно созидательна — т. е. направлена на благо. Посредством правильной веры мы становимся Божьими соработниками. Ложные же веры всегда разрушительны. Они искажают наше представление о реальности, заставляют нас блуждать в воображаемых мирах и попусту тратить свою творческую энергию, ибо приводят к служению страстям и бесам.
Объективная реальность — одна на всех. И, в определённой мере, необходимой для нашего спасения, она открыта Богом. Мы должны просто довериться Ему и уверенно идти предуказанным Им путём. Истинная вера — это путь познания Истины. «Верой познаем», — свидетельствует Апостол Павел (Евр. 11:3). Итак, мало просто сентиментальной веры в какого-то бога (кумира), необходима правильная вера. Психологически человек устроен таким образом, что неправильное представление о Боге часто становится идолом, который закрывает собой Бога Живого. Неправильная вера становится идолопоклонством. А правильная вера — правильное представление, правильные понятия — это необходимая составляющая отношений с реальным Богом, ключ к познанию Истины. Бог открывается нам именно затем, чтобы эта встреча стала возможной, чтобы она могла состояться.
Причём свобода выбора отнюдь не отменяется. Наоборот, каждый из нас может отказаться от предложенного Богом и выбрать нечто другое. Эта неотъемлемая личностная свобода и обуславливает нашу ответственность за свою жизнь — ответственность не только перед Богом и людьми, но и перед самим собой. Не зря же Евангелие называет нас овцами, не способными обходиться без пастыря (пастуха), только Пастыря истинного — доброго, который жизнь Свою отдал за овец (Ин. 10:11). Вот и надо Его слушаться, а не доверяться душой первому попавшемуся лицедею.
«Видите, что ложь ходит вокруг нас, — спрашивает свт. Феофан Затворник — лезет в уши и очи наши, чтоб прорваться внутрь нас и убить там любимую еще и чтимую нами истину. Думаю, при виде сего не раз исторгался вопрос из глубины сердца вашего: что же нам делать? Ничего более того, что делали во все времена христиане, когда ложь нападала на истину: стоять в истине, не колеблясь ветром ходящих и быстро сменяющихся мнений, стоять в вере и за веру».
Мне вспоминается старый советский фильм-сказка о том, как Кощей Бессмертный похитил Василису Премудрую, маму маленького паренька, и тот в поисках её дошёл до кощеевого царства. Чтобы помешать мальчику вызволить из плена маму, Кощей «размножил» Василису, точнее создал много её копий. Ради победы мальчик должен был найти среди множества «клонов» — живую, настоящую маму. Маленький герой этой сказки справился со своей задачей, чего нельзя, к сожалению, сказать о нас.
Подобно Кощею, сатана образует все новые секты-псевдоцеркви, чтобы оставить наши немощные души в своём плену. Мы же, вместо истины, ищем удовлетворения собственных амбиций, желаний, прихотей и потребностей, точно как предрекал Апостол Павел. «Придёт время, — писал он, — когда здравого учение принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, чтобы они льстили им; от истины отвлекут слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3—4).
Каждый из нас сам избирает свою веру, и этот выбор как ничто иное свидетельствует о глубинных устремлениях души, о сокровищах сердца. Но только правильная вера — откровение Бога — должна быть фундаментом того «дома», который выстраивает в себе человек на протяжении жизни. Ведь «дом» этот — человеческая личность. И строиться он должен не самочинно, но по подобию Божьему. Бесы тоже, по свидетельству Св. Писания, верят в Бога, однако остаются бесами, потому что верят по-своему — неправедно, неправильно. Истинная вера должна приводить к правильным поступкам.
Итак, вера — это Богом данный инструмент — важный и необходимый. Правильная вера становится путём к заповеданной нам праведной жизни, путём Богопознания. Только православная вера действительно спасительна, поскольку неискажённо учит нас жить синхронно с Божеством, согласно замыслу Творца о Его творении.
Наша вера — православная, правильная, поскольку в ней нет «ни заблуждения, ни нечистых помыслов, ни лукавства…». Она не угождает прихотям людей, а только призывает жить достойно Бога, который призвал нас в Своё Царство и славу (1 Фес. 2:12). Дар такой веры — это дар служения. Значит, не горделивость должна быть ее плодом, не надменность перед теми, кто не познал истины, а служение — служение образу Божьему, заключённому в каждом человеке.
Вместо послесловия
Блаженный старец Паисий рассказывал, что в древности в Эсфигменском монастыре жил какой-то неграмотный старец-простец, который имел послушание ухаживать за старыми братиями. Как-то раз больной монах попросил у него рыбки поесть. Старец спустился в один из монастырских подвалов, встал на колени возле окна, выходящего к морю, и стал молиться так: «О, Святая Вознесения! Пошли больному старчику рыбки!». И свершилось чудо! Из моря выпрыгнула рыба и, трепеща, упала возле него. Благодаря Бога, он поднял рыбу и приготовил желанное кушанье для болящего старца. Этот незлобивый простец думал, что Вознесения — это какая-то святая. Заметим, что Эсфигменский монастырь построен прямо на морском берегу, и его соборный храм освящён в честь Вознесения Господня.
На первый взгляд может показаться, что эта история перечёркивает все вышесказанное, но не будем спешить с выводами.
Эсфигменский старец-простец не мог охватить умом всех православных истин, но смиренно служил Богу и ближним в простоте любящего сердца. Он не противился церковному вероучению, никого не учил ереси, он не возвышался горделиво ни над окружающими людьми, ни над святой верой Церкви. Как раз наоборот, его будничная жизнь во всем подчинялась устройству православного монастыря. Старец-простец подчинился вере без рассуждений. Господь любит таких добрых, искренних, смиренных простаков и щедро награждает их Своей благодатью, ведь поистине православным есть лишь тот, кто ЖИВЕТ по-православному.
Опубликовано: 31/07/2009