О молитве
Молитва самое действенное средство в духовной жизни, и вместе мера ее. Как вы описываете свою молитву, она у вас очень неисправна. Потрудитесь так делать: пред молитвою всегда подумать о молитве, что она, и к кому относится, и какова должна быть, подумать и втянуть чувство сердца в молитвенную область благоговеинства, упования и преданности Богу. Вы прочитываете молитвы утренние и вечерние. Прекрасно. Но, совершайте свое молитвословие не спешно, всегда сопровождая слова мыслию, или выражаемою, и напряжением на то чувства сердца. Вы часто в сем делаете уступку. Положите отселе не уступать ни на волос, и нудить себя всячески, чтоб за словом шли мысль и чувство. Без этого молитва вкуса не имеет и не привлекает. Как читая книгу, вы следите мыслию за читаемым и с удовольствием усвояете встречаемое; как же скоро мысль отбежит, чтение трава. Тоже бывает и с молитвою. Тоже бывает и с молитвою. Если мысль отбегает и чувство пятится назад, нудьте себя. Правило ваше невелико, потому стыдно и спешит, и мыслию отбегать в сторону, и чувству давать льготу.
Посмотрите, как пойдет молитва сладостно, если возьмете ее в руки и поблажать себе не станете, или не себе, а врагу, который, как только вы двинетесь в молитвенный угол, идет по пятам … и осаждает разными напоминаниями … Но, когда внимать будете, он отступит; потому что ваша борьба против его внушений венцы вам готовит; а он этого не хочет. Когда дело молитвословия идет исправно, молиться хочется, и от молитвы отстать не желается. Тогда продолжите молитву, молясь словом своим, или своею мыслию, о том, что больше всего потребно в духовной вашей жизни … Полагаю, что сим способом молитва ваша оживет, и леность к ней отпадет (1, п. 185, с. 210 211).
Молитв готовых у нас много. Они не сочинены, а изливались из сердца Святых, под действием какого либо созерцания, или события и случая в жизни. Читающий их со вниманием входит в те же чувства, какие дышат в них, и тем оживляет и созидает в себе молитвенный дух. Чтоб это удобнее совершалось, хорошо молитвы избираемые наперед обдумывать с восприятием и чувств, сокрытых в них. Еще лучше заучивать молитвы, чтобы не иметь нужды в молитвеннике, а всегда носить его в душе, готовым раскрыться, как только потреба. Но, навыкая молиться по готовым молитвам, надо начинать понемногу молиться и своим словом, по своим потребностям душевным или внешним. Потребности духовные, как только пробудятся, тотчас устремляют к Богу.
Позыв обратиться к Богу бывает иногда без определенной потребности, а по одной жажде Бога. В какой бы мере и в каком бы виде ни проявлялся сей позыв, никогда не надо оставлять его неудовлетворенным, но тотчас обращаться к молитве в том положении, в каком застал позыв: если за делом, за ним и молиться, если за чтением, посреди его и молиться, если во время ходьбы, ходя и молиться. Но конечно лучше и плодотворнее стать в молитвенное место и принять молитвенное положение, если можно. Чем усерднее будут исполняемы сии обращения к Богу, тем чаще они будут появляться и больше длиться, и глубже укореняться. Не забудьте сего пунктика. Прием сей есть самый лучший для усовершенствования молитвы (1, п. 187, с. 218 219).
У отцев пишется: самое лучшее стояние во время молитвы есть стоять на суде (1, п. 189, с. 227).
Есть молитвенники, которые молятся одною Иисусовою молитвою … Но это для совершенных; а для нас начинающих эта единость мысли скоро наскучивает. Потому указанный прием лучше, разнообразя содержание молитвы указанием разных нужд духовных. Между тем молитовки все обращаются к Господу. Следовательно в духе и тут молитва Иисусова (1, п. 190, с. 233).
Соберите их десятка три, четыре, пять … Повторяйте их по 10 раз … и это будет ваше правило утром и вечером. Произнося молитовки, углубляйтесь в смысл, прилагая к себе … Первый плод … не заметите как время пройдет (1, п. 191, с. 234).
Найдите также какое либо дело из ряда подвижнических, которое было бы однакож тяжеловато и соединено с затруднениями в исполнении … и наложите его на себя как закон неотложный … хоть умри, а исполни. Как это было бы благотворно для возбодрения духа?! Вы писали: «час другой простоишь на молитве … а в душе все безжизненно». От чего так? Я думаю, от того, что внимание ваше обращено в эту пору только на то, чтоб простоять, и перечитать, и переговорить положенное … Это внимание надо иметь, но не впереди его держать, а на 3 и 5 месте … Напереди надо ставить чувство грешности … За тем вот-вот смерть, суд и осуждение. Куда укрыться? Не куда … в лоно лишь милосердия: Боже милостив буди … Под сень креста … раздери Господи на нем рукописание грех моих. Пред молитвою всякий раз если проводить сии чувства по сердцу, то оно вялым оставаться не может. Один старец говаривал, что самое пригодное место для молитвы стояние вниманием на суде Божием, в ожидании, что вот-вот услышится решение!.. Молимся без подобной приготовки и молитва бывает ни куда негожею … Еще от того она такова … что припоминая, как была у нас хороша молитва несколько прежде, и думаем, что и теперь она будет такою же стоит только стать … и все пойдет добре, а оно нейдет … Сейчас надо дело направить … Это пустяки, когда говорят, что поправить не можем, не беремся и не поправляется. Господь близ! А Он никогда не оставляет, кто искренно ищет Его (1, п. 196, с. 242 243).
Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва дыхание духа. Есть молитва, живет дух; нет молитвы, нет жизни в духе. Стоять пред иконою и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и пр. (2, п. 227, с. 33).
Второй способ обучения души к частому обращению к Богу есть обращение всякого дела большого и малого во славу Божию (2, п. 227, с. 38).
Третий способ обучения души к частому обращению к Богу есть частое, в продолжении дня, взывание из сердца к Богу краткими словами, судя по нуждам души и текущим делам (2, п. 227, с. 39).
Что у вам бывают покаянные чувства в молитве и слезы, это настоящее дело. Без покаянных чувств молитва не в молитву. Так и пишите ее, как не бывшую. Молитва без сих чувств есть тоже, что выкидыш мертвый. Так у св. отцов. А слезы раздувайте … Приучитесь голосить над собою, как над мертвым с причетами … Ибо главная мысль, или место, где следует держать себя мысленно, есть час суда, или тот момент, когда Бог готов произнести: «приди, или отойди»! О, Господи, спаси же! И как не плакать, не могши утвердительно сказать, что Он не скажет: «отойди»?! (2, п. 256, с. 94).
Заглохнутие молитвы очень прискорбное дело … Всякий раз, как оно ощущается, не оставляйте сего без внимания. Берите книгу о молитве и читайте углубляясь. По немножку и оживет молитвенное к Богу восхождение. Заботу о сем помните и Господа молите, чтобы Он не лишил вас молитвенных утешений. Ничего в человеческих делах без труда не достигается. Духовные же делания требуют напряженнейшего труда и при том непрерывного (2, п. 275, с. 128).
Молитва церковная и домашняя
Церковная молитва выше домашней.
Церковь утешение ваше. Благодарение Господу, дающему вам ощущать благотворность пребывания в церкви. Святой Златоуст часто поминает, что можно и дома помолиться, но так помолиться, как в церкви, дома не помолишься (3, п. 448, с. 90).
Молитва духовная. Как ее должно совершать
Молитва духовная не зависит от телесного какого-либо напряжения, как, например, натиска вниманием к сердцу или стеснения дыхания и подобное. Она творится умным путем. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа и затем, предав всего себя Господу и верою и упованием воодушевясь, обращать к Нему молитву сию просто, по-детски. Чувства при сем, какие Бог пошлет, теми и довольствоваться. Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно». Как вы написали, что когда представляете присущим Господа, то лучше бывает, так всегда и делайте (5, п. 906, с. 181).
Молитва о болящих (На молебнах, проскомидии и Литургии)
Вы добре устроили молитвование о своей дочери. Два молебна на неделе, да на проскомидии помин. Кажется бы, довольно. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душею. Если никто не воздохнет от души, то молебны протрещат, а молитвы о болящей не будет. Тоже и проскомидия, то же и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна… Вы заказали, но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы… Болящего о больной никого и нет. Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?! Другое дело, когда вы сами на молебне, или в церкви на Литургии, когда поминается Н. на проскомидии… Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию… и самую молитву Церкви делает болезнующею, хотя служащие и не болят… Так видите, в чем сила!.. Бывайте на молебнах сами, и болите душею о болящей… И дело будет. В церкви на Литургии болите во время проскомидии… и особенно, когда после «Тебе поем…» богородичную поют песнь: Достойно есть… Тут поминаются снова за совершенною жертвою живые и умершие… Обедня сильнее, чем поминовение только на проскомидии потому, что это выражает сильнейшее ваше соболезнование о болящей и с тем сильнейшую веру и надежду, что Господь не оставит вас Своею помощию… Но главное, сами болите о больной… И больше бедным помогайте… не тем только, которые ходят… Облегчите тяготимое бедностью семейство. Его молитва облегчит вашу тяготу сердечную… (3, п. 460, с. 102 103).
Молитва о погибающих
Ваша скорбь о родных погибающих и молитва о них приятны Богу. Если у них не все погасло и есть к чему в них привиться и вашей молитве и Божию к ним благоволению, то они опомнятся, узрят свет Божий и пойдут путем Божиим. Молитесь сердечнее… Благожелательная молитва ваша будет отзываться в душах их и пробуждать сокрушительные помышления. Ибо есть общение душ (3, п. 382, с. 21 22).
Молитва о смерти. Полезна ли она нам?
Молились иные о смерти и бывали услышаны. Но нам лучше принимать от Господа с покорностию то, что подаст жизнь ли, смерть ли. Здоровье или болезнь. Достаток или скудость. И о всем благодарить (8, п. 1250, с. 25).
Молитва со вниманием
Что бывает, будто служба скоро отошла, или свое правило совершенно незаметно будто… Это плод внимательного стояния в церкви и домашнего правила исполнения со вниманием и чувством. Дай Господи, чтобы всегда так было… Но бегайте самоценения… (3, п. 476, с. 121 122).
Молитвенное трезвение
При молитве мысли лезут: отгонять надо, опять ползут, опять отгонять… и все так. Только не поблажать, а как заметите, гоните. Это и есть подвиг трезвения. Трудитесь над тем, чтоб сердце ваше было в каком-либо религиозном чувстве… когда сердце в чувстве, помыслы не безпокоят и все ходят вокруг чувств (3, п. 489, с. 159).
Молитвенное устроение в начале дня
Потрудитесь делать так: утром, на молитвенном своем правиле, потрудитесь так установиться вниманием пред Богом, чтобы потом и весь день быть пред Ним, что бы ни случилось делать. Если устроитесь так и станете с пророком предзреть Господа пред собою выну, с соответственными конечно тому и чувствами, то и будете непрестанно молиться. И тогда не будет вам скучно. От молитвы-правила не отходите, пока не возродится сокрушение в сердце с преданностию Богу. Вы жена, мать, хозяйка. Обязанности, сюда относящиеся ваше спасение. Читать Евангелие и Псалтирь доброе дело. Не оставляйте книжки, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни (8, п. 1220, с. 4).
Поклоны
…Числа поклонов лучше не определять, и времени. Молитесь, кладя поклоны, пока сердце требует, и не перечьте ему, ибо враг будет подходить, толкуя: «будет, уже много молился»… (2, п. 291, с. 146).
Поклоны телесная работа. С ними надо соединять мысль о Боге и чувство к Нему (5, п. 903, с. 179).
…Поклоны принадлежность молитвы помогающая, а не самая молитва. Молитва то, что ум и сердце имеют к Богу (8, п. 1337, с. 92).
Опубликовано: 13/12/2014