Маленькая «Жертва»
с большой буквы
Эта статья является продолжением темы об инфантильных личностях. В ней я бы хотела дополнить галерею портретов взрослых «детей» и написать ещё один образ. Образ героини, которая не умеет и не хочет находить творческие выходы из своих житейских проблем. Она ждет «спасателей», порождает «преследователей» и все более прочно срастается с ролью «Жертвы» (именно с большой буквы). Надеюсь, прочитав материал, вы поймете, что ничего общего с христианской жертвенностью — осознанной, зрелой жертвой Христа ради, позиция маленькой «Жертвы» не имеет. Ведь она все терпит ради себя.
Для достоверности хочется добавить, что говоря об инфантилах и «Жертве», нужно понимать, что в природе они редко встречаются в чистом виде. Речь скорее идет о чертах характера, которые могут встречаться в сочетании с более взрослым поведением и отношением к жизни.
Как государство «Жертв» воспитывало
Советское государство, являясь авторитарным, очень долго пыталось превратить своих граждан в людей, чувствующих себя беспомощными жертвами. Авторитарным называется государство, в котором власть управляет с помощью насилия. Авторитаризм обычно сочетается с элементами личной диктатуры. В СССР, в свое время, силовые структуры раз и навсегда разучили многих не только защищать себя, но даже мыслить об этом. Вспоминаю строки А. Солженицина из его художественного исследования «Архипелаг Гулаг» об обычной реакции невиновных людей на их аресты: «Не то, что сопротивляться, ты и по лестнице спускаешься, как велено, чтоб соседи не слышали…». По прочтении этой книги можно с уверенностью сказать, что советским людям десятилетиями вбивалась мысль — ты никто, твоя жизнь в руках государства и твоя безопасность от тебя не зависит. Одновременно обществу навязывалась мысль о том, что государство заботится о каждом, и нам остается только трудиться на благо Родины. Детей воспитает школа, здоровьем занимаются врачи, а вопросы семейного мира и верности можно обсудить на партсобрании. Конечно, эта система была налажена и часто приносила и хорошие плоды. Однако, установка «От каждого по способностям, каждому по потребностям», рождало в человеке иллюзию, что государство, а не он, должно беспокоиться о личных потребностях. И если невоспитанными вырастали дети — виноватой была школа, если плохо было со здоровьем — причина была во врачах. Возвращение же к христианским ценностям напомнило человеку о личной ответственности за детей, здоровье, жизнь.
Диалог с «Жертвой»
Хочу привести фрагмент моей беседы с человеком, чей жизненный сценарий развивался по типу «Жертвы»:
— Я сейчас осознаю, что фактически всю свою жизнь не понимала себя и своих целей, интересов, желаний. Я всегда думала: «Делай, что говорят. Счастье впереди. Иди куда указывают». И мне очень обидно, что другие управляли моей жизнью, а мне было скучно и неинтересно жить.
— Скажите об этом в форме Я-сообщения, чтобы проявилась и ваша ответственность за ситуацию. Каков ваш вклад в этот итог?
— Вы хотите сказать что это я?! — Долго думает. — Я позволяла другим руководить мною, передала в их руки ответственность за свою жизнь.
— Да, это так… Правильно ли я понимаю, что вы были сосредоточены на будущем, не живя сегодняшним днем. Вы не склонны были замечать свои текущие состояния: усталость, болезни и таким образом не заботились о себе?
— Да, я от них пряталась, считая, что раз другой говорит: «делай», значит, он знает, что я это смогу. И если я заболею, то это его ответственность.
— Похоже, что этот другой прямо-таки всемогущий? Он должен знать, что вы хотите, как этого достичь.
— Получается так. И ещё… Я всегда заставляла себя делать работу превышающую мои силы, лишь бы доказать начальству: я вам нужна. Потом надрывалась, и мое тяжелое состояние только усиливалось, чувствовала, что страдаю из-за других. Теперь понимаю: из-за себя.
— Вы боялись отвержения? Могу ли я предположить, что вы боялись остаться одна?
— Да, я считала, что не выживу одна, и мне нужно любой ценой остаться в коллективе, мне нужно, чтобы мною руководили, принимали решения за меня.
-То есть вы считали, что вы маленькая и беспомощная?
— Да.
Признаки «Жертвы»
Это и есть один из самых больших страхов «Жертвы» — остаться одной, без помощи, без поддержки. Добавим к этому неверие в собственные силы (маленькая и беспомощная), и, как результат, — готовность терпеть все что угодно, лишь бы не быть отвергнутой. «Пожалуйста, не оставляйте меня. Жизнь слишком страшна, а я слишком бессильна» — говорит она окружающим. И даже когда она разлучается с теми, кто её унижает, то впадает в такое острое и глубокое отчаяние, что становится рабой депрессии. Отсюда склонность «Жертвы» терпеть свыше возложенного Богом креста и нести то, на что другой сказал бы резкое «нет».
Не умение (да, и не желание) защитить себя — отличительный признак «Жертвы». Психологи четко описывают, что героиня нашего исследования, говорит окружающим: «Бейте меня» и так провоцирует в ближнем проявление черт «преследователя». Поэтому в браке женщины-жертвы часто подолгу молча терпят психологическое и физическое насилие. «Ни мужчина, ни, тем более, женщина не имеют в браке друг перед другом абсолютной власти. Насилие над волей другого хотя бы во имя любви убивает саму любовь, а тогда вопрос: надо ли подчиняться такому насилию…?« — настаивал священник А. Ельчанинов.
Все мы иногда делимся своими переживаниями, некоторые делают это чаще других. Но есть такие, кто пытается втянуть окружающих в свои страдания и даже мучить их ими. Так «Жертве» свойственно скрытое бессознательное желание мучить других своими страданиями (у нее часто преобладают чувства печали и грусти). Марк Твен остроумно замечал, что: «Грусть достаточна сама по себе, но чтобы получить от нее настоящее удовольствие, нужно поделиться ею с другими». Поэтому Жертва говорит удрученным, оправдывающимся голосом, давая понять: «Мне очень плохо, ты не можешь этого не заметить. Но не подумай, что я хочу тебе навязать свои страдания». И тем не менее навязывает их всем своим поведением: голосом, мимикой, интонацией, обидами, если не последует немедленное наше участие. «Но не подобает делать человеку… произвольно вызывать к себе страдания», — считал Иван Ильин.
Зачем и почему?
Многие дети из собственного опыта узнают, что один из способов привлечения внимания воспитателей — причинить себе неприятность. Но если ребенок получает родительское внимание только тогда, когда ему плохо, или тогда, когда родитель его наказывает, то ребенок узнает, что страдание является платой за отношения. Особенно это происходит если здоровая забота сведена к минимуму, а наказание чрезмерно и жестоко. Дети же жаждут отношений даже больше, чем физической безопасности. В таких семьях чада решают: чтобы заслужить любовь, надо показать свое страдание, иначе тебя будут игнорировать. Девизом такого ребенка становится: «Страдай, демонстрируй страдания, и ты любим. Иначе невыносимое одиночество». Священномученик Владимир (Богоявленский) увещевал родителей: «… наказание должно быть отеческим, а потому не должно переходить в жестокость и тиранство, а это нередко случается, когда приступают к наказанию в пылу гнева».
В общем, говоря о психологической незрелости нужно отметить, что часто её причины в том, что родители много не додали своему ребенку и достаточно сильно травмировали. Поэтому некоторые силы души просто не имели благоприятных условий для развития. А родители вовсе не были злодеями. Как вы сами догадываетесь, они были захвачены своими невротическими конфликтами: либо доказывали миру, что и они «кое-что значат», или срывали злость от жизненных разочарований на друг друге и детях и… многое другое. Ведь и они то же чьи то дети.
Вернемся к нашей героине и подведем итог. Итак, «Жертвы» склонны воспроизводить с ближними драму ребенка, который нуждается в заботе, но получает её, только если становится очевидно, что он страдает. Поэтому, другого нужно убедить в том, чтобы он спас и утешил «Жертву», которая слишком слаба и беззащитна, чтобы справляться с требованиями жизни без посторонней помощи. Таким образом, у нашей героини есть задача — убедить других, что она нуждается в спасении и заслуживает его. Так рождается жизненный сценарий Жертвы.
Знакомство с приходом
На приходе такой человек сразу вызовет к себе сочувствие и внимание. Многие, во главе с настоятелем, захотят помочь. И обнаружится странная картина. Чем больше «Жертве» будут помогать, тем беспомощнее она будет становиться. И совсем обескуражит то, что часто оказанная помощь будет «уходить, как песок сквозь пальцы»: деньги будут растрачены не по делу, одолженные вещи забыты у знакомых. И тогда «спасатели» просто теряют терпение, не замечая, что у «Жертвы» хорошо развита неосознанная способность эксплуатировать чужое великодушие. И оказанная помощь приносит ей больше вреда, чем пользы, так как она опять убеждается, что якобы она маленькая и беспомощная, а другие — большие и сильные, которым все легко дается.
И в очередной раз «Жертва» доказывает себе, что получить внимание можно, только демонстрируя слабость и страдания. То есть наша героиня не хочет становиться счастливой. Продемонстрировать миру: «Я могу жить в радости и при этом быть самостоятельной» — для нее значит остаться одной и перестать «питаться» силами других.
Лучшая помощь для «Жертвы» — показать ей, что она сама поддерживает свои беды. Помочь понять, что любят не только беспомощных и слабых, но и ответственных, и успешных. Дать возможность «Жертве» самой принимать решения и брать на себя ответственность за них. Убедить, в том, что каждый взрослый должен уметь переносить одиночество и опираться на силы, данные ему Богом для жизни. Конечно, это умение не приходит сразу. Но оно стоит того, чтобы за него побороться.
Возможно, нарисованный мною портрет «Жертвы» покажется кому-то слишком резким, но у меня не было злого умысла или желания осудить. Мне кажется, что иногда чтобы ответить на вопрос: «Как помочь ближнему или себе?», нужно просто посмотреть правде в глаза и осознать, что же происходит на самом деле.
Опубликовано: 01/12/2009