Вы здесь

Почему Христос родился, а не явился

Письмо 92, учителю Николе С.

Рождество Христово

Вы спрашиваете, почему Христос должен был родиться, возрасти и, наконец, пострадать? Почему Он не явился вдруг с небес мужем зрелым, подобно тому, как, согласно греческим легендам, явился людям Аполлон? Вовсе не достойное сравнение! Как возможно сравнить истинного Человека с призраком, Бога истинного — с вымышленным идолом?

Насколько высоко небо над землёй, настолько мудрость Божия превышает разум человеческий. По Промыслу Всевышнего, Христу надлежало явить Себя миру и Младенцем, и Отроком, и зрелым Человеком, чтобы быть доступным и привлечь к Себе всех. Если бы не был Он ребёнком, слово Его: «пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» — осталось бы холодным и безжизненным; или: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное».

Вы учите детей, но представьте, какими были бы Ваши отношения с детьми, если бы, скажем, Вы сами никогда не были ребёнком? Несомненно, Христос мог явить Себя так, как Вам бы хотелось, но если бы Он сделал так, то не стал бы для рода человеческого Тем, Кем Он хотел быть, — Учителем и Спасителем всех, Примером всем поколениям человеческим.

Вас мучает мысль, что Господь Своим чудесным рождением углубил тайну Своего бытия. А разве не была бы Его тайна глубже и непостижимее, если бы Он неожиданно спустился с небес, не имея предшествующих родственных уз с людьми? Разве люди не стали бы говорить о Нем как о призраке? Тогда Его личность, а с ней Его учение и жертва утратили бы реальное основание и реальное значение. Ибо, будь Он призраком, кто бы из нас послушал его и стал подражать ему?

Ещё Господу должно было родиться — и именно таким образом, каким Он родился, — чтобы показать нам возможность нашего духовного рождения, которое стоит в центре Его учения о человеке, и подчеркнуть важность его. По слову Его, кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Подобно тому как Он родился от Духа Святаго из Пречистого тела Приснодевы, так и мы можем духовно родиться от Духа Святаго в чистоте своей души. Великие православные святые отцы веками учили, что духовное рождение человека обусловлено девственной чистотой души, иными словами, души, которая, вполне очистившись даже от греховных помыслов, уподобляется Пречистой Деве и благоволением Божиим удостаивается стать обиталищем Христа. Пусть рождение Христа от Девы непостижимо для обычного разума, но оно утешает и укрепляет всех, кто стремится к духовному и нравственному перерождению своего существа.

Поэтому успокойтесь и возблагодарите вечную Мудрость, что Спаситель рода человеческого явился так, как Он Сам Нашёл наилучшим это сделать. И воскликнем вместе с апостолом Павлом: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! И поздравьте своих учеников с детской радостью: «Дети, Христос родился!».

«Миссионерские письма»
Перевод Светланы Луганской

Журнал «Мгарский колокол»: № 96, январь 2011