Вы здесь

Победная песнь

О чем говорят пасхальные песнопения?

Диакон Михаил АсмусПасхальный канон принято читать на Пасху. Пасхальная песнь говорит о победе жизни над смертью, радости над скорбью. Однако в жизни каждого бывает время, не связанное с Великом Постом, когда такая победная песнь может помочь пережить и личную скорбь, вывести из уныния, дать надежду. О том, как о радости воскресения Христова говорят авторы пасхальных песнопений, рассказывает диакон Михаил АСМУС.

«Где твоя, аде, победа?»

Празднование светлого Христова Воскресения начинается уже на вечерне и литургии Великой субботы, которые совершаются в первой половине дня. На них звучат пророчества о воскресении; поются древние хвалебные припевы к песням Моисея и Трех отроков, проводящие прямые параллели между событиями чудесного избавления от смерти в Ветхом Завете и содержанием новозаветной Пасхи Христовой — избавлением всего человечества от рабства греху и смерти; перед чтением Евангелия о воскресении Господнем весь храм переоблачается в светлые одежды.

Но плащаница с изображением умершего Спасителя остается лежать посреди храма на все время литургии и в алтаре до самого праздника отдания Пасхи, напоминая о том, какою ценою нам досталось спасение. Лежа Своим Телом во гробе, Господь Своей Душой сошел в царство смерти и силою Своего Божества упразднил ее власть (ср. Евр. 2, 14). Это одна из основных тем Пасхальной службы, в изумлении останавливающейся перед тайной нашего спасения: Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе! — «Когда Ты, будучи Жизнью бессмертной, спустился в царство смерти, „молнией“ Своего Божества Ты умертвил Ад (мифологическая персонификация смерти); когда же Ты еще и мертвых поднял из глубин земли (мифологическое местоположение царства смерти), все Ангельские воинства стали восклицать: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе!» (тропарь Великой субботы).

Лев из колена Иудова

Победа Христа над смертью во всей полноте явила Его как истинного Царя, открывающего всем двери Своего царства. Тема «триумфа», т. е. торжественного победного шествия воскресшего Христа, пронизывает многие тексты Пасхального торжества. Прп. Иоанн Дамаскин в первых же строках своего канона приглашает нас петь победную песнь, которой в древности встречали полководца, вернувшегося с победой. А один из праздничных припевов на 9-й песни канона напоминает об исполнении пророчества о Вожде из колена Иудова, метафорически названного львом: Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкавый яко от Иуды лев. — «Уснув (сном смерти), Ты пробудил умерших от самого сотворения мира, царственно рыча как Лев из колена Иудова». (В XX веке этот же образ был использован К. Льюисом.)

Одна из стихир святой Пасхи призывает жен-мироносиц, благовестниц воскресения, обрадовать своим известием царский город Иерусалим, готовя его к торжественной встрече Победителя: ...красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя-Христа узрев из гроба, яко жениха, происходяща. Столица готовится встречать Своего Царя с таким же ликованием, как невеста встречает своего жениха.

Однако не только Иудея, но и весь «новый Израиль», все люди приглашаются к радостному участию в новом Царстве Христовом: Приидите новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения — Царствия Христова приобщимся... — «В знаменательный день воскресения давайте станем общниками Царства Христова — этого вина, приготовленного из винограда нового урожая, дающего святую радость...»

Высота праздника стирает границы между богатыми и бедными, воздержниками и ленивыми, постившимися и непостившимися, по слову Златоуста: ...Вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство. — «...Все воспользуйтесь богатством (Божией) благости. Никто пусть не оплакивает свою бедность, ибо явилось общее для всех Царство».

Пир веры

Последняя тема Пасхального ликования — тема новой Пасхальной трапезы. Эту трапезу Господь учреждает на Тайной вечери, предлагая вместо агнца вкушать Его ломимое на Кресте Тело. Евхаристическая трапеза и есть для нас — Пасха священная («посвященная как жертва»), Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос-Избавитель,... Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.

Вкушение Тела и Крови Христовых становится для нас началом вечного пира в Царстве Божием, где Христос разделяет с нами Чашу нетления, проистекающую от Его гроба: Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа... — «Давайте пить новое питье, не чудодейственно истекшее из бесплодного камня, но поток нетления, изведенный Христом из Своего гроба...» В праздник святой Пасхи Господь, как гостеприимный хозяин, всех зовет насладиться этим пиром христианской веры.

«Нескучный сад»