Вы здесь

Богоматерь. Глава VIII

Почитание Богоматери

«Владимирская икона Божией Матери» — наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в.

Мы видели уже, что усердное почитание Богоматери верующими началось еще при жизни Ее. Вселенские соборы утвердили это почитание и усвоили Пресвятой Деве название «Богородицы».

Игнатий Богоносец, современник Христа (по преданию, тот младенец, которого Господь взял на Свои руки при произнесении слов: «если не обратитесь и не будете, как дети»), мученик Иустин Философ, Ириней, епископ Лионский, Дионисий Александрийский, — отцы II-го и III-го веков, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин — IV век, — все они в пламенных выражениях свидетельствовали достоинство Богоматери. В V веке Кирилл, патриарх Александрийский, восставал против ереси Нестория, который отрицал, что Деву Марию должно называть Богородицей. Третий Вселенский собор осудил ересь Нестория и утвердил почитание Богоматери. То же было сделано на IV, V, VI и VII Вселенских соборах.

Феодот, епископ Анкирский, произнес слово, в котором ясно вылилось церковное учение о Богоматери: «Кто не признает Марию Богородицею, тот отчужден от Бога».

Скажем несколько слов об установлении праздников Богоматери. Празднование «Зачатия Богородицы», 9 декабря, началось не позже VII века, так как Андрей, епископ Критский, скончавшийся в 722 г., уже написал канон на этот праздник. Установление праздника Рождества Богородицы восходит к V и даже IV веку, так как уже тогда в честь этого праздника строили храмы. Есть предание, что день рождения Богородицы открыт был одному подвижнику, раньше же его не знали точно. Относительно Введения во храм известно, что в V или VI веке в Иерусалиме был храм в честь этого праздника, стоявший на месте притвора Соломонова, где некогда провела отрочество Свое Приснодева. Праздник Благовещения установлен был уже в IV в., так как о нем упоминают Афанасий Александрийский и Иоанн Златоуст. Есть свидетельство, что впервые он был установлен еще апостолами.

Точно так же, по преданию, апостолы установили праздник Успения Богоматери. С давних времен этому празднику предшествует пост. В Иерусалиме у гробницы Приснодевы, на Афоне в русских монастырях, в Гефсиманском скиту, что у Троице-Сергиев-ской Лавры, празднование Успения отличается особою торжественностью, и за утреней совершается точно такое же пение над плащаницей Богоматери, как и над плащаницей Спасителя в Великую Субботу.

Три последние праздника принадлежат к числу двунадесятых.

26-го декабря совершается праздник, называемый: «Собор Пресв. Богородицы», т. е. общее собрание верных для прославления Богоматери. Этот праздник возник вследствие древнего церковного обычая — на другой день великих праздников воспоминать тех лиц, которые главным образом послужили вспоминаемым в них событиям. (Так, 8-го января вспоминается Иоанн Предтеча, 8-го апреля архангел Гавриил.)

2-го июля совершается воспоминание «Положения честной ризы Богоматери». В Константинополе в половине V века император Лев Македонянин воздвиг особый храм, где положил ризу Богоматери. Впоследствии в Киеве, Суздале и Москве были храмы, посвященные памяти этого события.

31-го августа совершается празднование «Положения честного пояса Богоматери» в память того, что императрица Зоя, супруга императора Льва Мудрого, была исцелена этой святыней.

Невозможно выразить словами то великое усердие, которым пламенеют к Приснодеве сердца искренно верующих людей. Неимоверные страдания, которые Пречистая Дева претерпела на земле для дела воплощения и как Матерь гонимого Иисуса; безбрежная Ее вера и твердость в самых невыразимых, неимоверных испытаниях, больше же всего Ее великое милосердие, Ее забота и скорость в помощи бедствующим — все это навсегда усвоило Ей любовь и почитание сердец христианских.

«Никто же притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодать и приемлет дарование к пользе прошения», — эта молитва, которую на Афоне поют ежедневно в конце вечерни, в кратких словах выражает крепкую, необоримую, незагасимую веру человечества в защиту Богоматери.

Мы не будем приводить вдохновенных песней и слов великих святителей и учителей вселенских о достоинстве Девы Марии. Переходя от рассказа о земной жизни Ее к повести о делах небесного Ее милосердия, приведем «слово» нашего родного писателя и святого, дивного святителя Димитрия Ростовского, который в таких бессмертных выражениях говорит о Богоматери: «Если бы кто меня спросил: что в поднебесной сильнее и крепче всего? — я бы ответил: нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, как Пречистая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария. Сильна Она на земле: ибо Она стерла главу невидимого змия и поразила адскую силу, Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают враги. Сильна Она и на небе: ибо Бога сильного и крепкого молитвами Своими связывает».

Из книги «Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон»