Вы здесь

Сокровенный сердца человек

Что такое характер человека? Попытки найти ответ на этот вопрос предпринимались ещё в древности. История психологических исследований на эту тему начинается работами Платона, Теофраста и Гиппократа. Эрих Фромм, один из потрудившихся на этой ниве, считал, что индивидуальный характер человека (в отличие от социального) — «это то, благодаря чему люди, принадлежащие одной и той же культуре, отличаются друг от друга».

«Для двух людей, — писал Фромм, — среда никогда не бывает одной и той же, ибо особенности конституции заставляют их более или менее различно воспринимать одну и ту же среду». Сообразно своему характеру человек, во-первых, достигает определённого уровня соответствия между внутренней и внешней ситуациями, во-вторых, характер выполняет функцию отбора идей и ценностей, а в-третьих, характер составляет основу для приспособления человека к обществу.

Точнее, черты характера человека отражают то, КАК он действует (естественные для него способы поведения), а черты личности — то, РАДИ ЧЕГО он действует (мотивы и направленность его поведения).

 

Беседа с православным психологом Татьяной Бобровских

Вертикаль и горизонталь

Психолог Татьяна Бобровских— Хотелось бы уяснить взаимоотношение понятий «характер» и «личность». Понятно, что личность — нечто более глубинное, ведь характер сильно зависит от внешних обстоятельств, в которые человек погружен от рождения. Очевидно, в личности наличествует вертикаль: мы говорим о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В характере есть только горизонталь: мы не говорим «высокий характер», а «тяжёлый», «жестокий», «мягкий». Личность можно развивать, характер — только укреплять. Характера может не быть, он может появиться, но об уровнях развития характера не говорят, как об уровнях развития личности. Можете ли вы дать какие-то определения?

— Это обширная тема, ведь в современной светской психологии существует множество направлений, каждое из которых утверждает собственную модель, структуру личности. В основном, личность в светской психологии рассматривается как «совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (С. Л. Рубинштейн).

Многие психологи также считают, что личностью человек становится в процессе психофизиологического развития: «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение» (Г. Оллпорт). То есть, для того чтобы стать личностью, необходимо достичь определённого уровня психологического развития — такова точка зрения светской психологии.

А характер является одним из важнейших компонентов в структуре личности, наравне с такими её составляющими, как темперамент, направленность, интеллектуальная и творческая деятельность, самосознание личности или «Я-концепция» и т. д. Характер человека — это определённая совокупность или сочетание свойств личности, которые показывают отношение человека к окружающей действительности, проявляющиеся в его поступках и поведении в целом.

Рассматривая самосознание личности, в духовно-ориентированной психологии выделяют: «Я-наличное» — то, что представляет собой человек в настоящий момент, «Я-духовное» — голос вечности в человеке, совесть — нравственная интуиция личности. В каждом из нас живёт «сокровенный сердца человек» (1 Петр. 3:4) — «духовное Я». Пусть даже неосознаваемое, оно действует в каждом человеке. Если соподчинённость низших структур личности высшим нарушена, и «Я-наличное» вступает в противоречие или в конфликт с «Я-духовным», то происходит нарушение цельности личности. Говорят: «человек непорядочный», то есть, в таком человеке нарушен порядок, иерархическая соподчинённость. Яркий пример такой «непорядочности» мы встречаем в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» — Иван Карамазов. Психическая болезнь Ивана — итог внутреннего конфликта между его «Я-реальным» и «Я-духовным»: непринятие мира, обвинение Бога в неверном устроении мира (сочинённый Иваном диалог Великого Инквизитора с Христом). В противоположность Ивану, его брат Алексей — человек, слушающий голос совести, избравший духовные ориентиры главенствующими в своей жизни. Алёша Карамазов — это образ гармоничной, ясной, чистой личности, устремлённой к Богу.

Православный психолог Ю. М. Зенько даёт следующее определение личности (с позиции православной психологии): «личность есть глубинное основание человеческой природы, принципиально несводимое к ней и сотворённое по образу Божию; личность есть сам человек, как свободный, разумный, словесный, творческий субъект; личность есть самостоятельное, уникальное и именуемое лицо, реализующее дарованный ему образ Божий и стремящееся к подобию Божию — через самопознание, очищение и овладение всеми силами своей природы, через любовь к Богу и другим людям». С православной точки зрения определяющим является то, что личность сотворена по образу Божию и обращена к Нему.

«Личность абсолютной своей зрелости достигает лишь в личном общении с Личностью Абсолютной — с Богом; более того, в тех случаях, когда с социальной точки зрения некоторые люди личностями не являются (умалишённые, дети-дебилы, дети, не получившие человеческого воспитания), с христианской точки зрения все они могут иметь личное общение с Богом, а значит, всё-таки быть личностями; с христианской точки зрения личность есть фундамент, на котором выстраивается всё остальное: психологическое, социальное, культурное, при этом отсутствие каких-то верхних этажей не означает отсутствия самой личности...», — говорит Ю. М. Зенько.

Мы будем рассматривать личность в православном понимании, как целостность иерархической структуры: тело, душа, дух. Взаимосвязь тела, души и духа, их соподчинённость — очевидны, а нарушение иерархической структуры — нет, когда, к примеру, в человеке главенствует плоть, стремящаяся подчинить себе духовное начало. Это приводит к психологическим проблемам, расстройствам личностной сферы.

«Душа оживотворяет, дух управляет, тело подчиняется и служит им», — пишет психолог Т. Флоренская.

По плодам их узнаете

Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, эти оценки могут не совпадать и даже быть противоположными. Бывают великие люди с ужасным характером и, наоборот, мелкие — с прекрасным. Чем это можно объяснить?

— Мы говорили уже, что в человеке различают «Я-духовное» и «Я-наличное», которые в идеале должны взаимодействовать по принципу соподчинения: «Я-наличное» должно быть в подчинении «Я-духовному». В случае нарушения соподчинения происходит внутренний конфликт, когда «Я-наличное» либо вступает в противоречие, либо в отрицание «духовного Я».

Давайте рассмотрим структуру «Я-наличного», которое являет собой довольно сложное сочетание различных «Я».

Итак, в «наличном Я» различают:

  • «Я-реальное» — каким человек видит себя в действительности.
  • «Я-идеальное» — каким человек хочет видеть себя.
  • «Я-идеализированное» — человек принимает желаемое за действительное, идеализируя своё наличное Я.

Мы не должны также забывать о направленности человека: на внутренние — духовные ориентиры или же только на внешние. Люди, идеализирующие себя, подобны библейским фарисеям — их поступки и мысли подчёркнуто направлены на внешние приличия, формальное соблюдение буквы закона, они замкнуты на себе, пытаясь выглядеть в глазах окружающих приличными людьми. На самом же деле всё это лишь проявление собственного эгоизма. Если «духовное Я» вытеснено «наличным Я», неминуемо происходят внутренние конфликты, противоречия. Человек зачастую внутренне пассивен, вся его внутренняя энергия направлена на внешние факторы. Такие люди часто склонны к борьбе за справедливость, хотя сами способны совершить подлый поступок, пребывая в состоянии аффекта и даже не сознавая глубину происходящего. Таким людям свойственно самооправдание — «бес попутал, само собой случилось», выискивание «крайних», непринятие собственной вины.

«Духовное Я даёт о себе знать голосом совести. Наличное Я заявляет о себе горделивым самооправданием, уязвлённым самолюбием, обидой, чтобы оправдать себя, надо обвинить того, кто задел это Я, обесценить его, отвернуться с чувством вражды и ненависти, тогда только Я в безопасности. Это так называемые „защитные механизмы“ наличного Я, ревниво охраняющего свою безопасность. Вопреки рассудочному самооправданию и „защитным механизмам“ наличного Я, голос совести тяготит человека, закрывающего глаза на правду, убивает в нём радость жизни. Кто победит? Это зависит от выбора: личность — не пассивная арена, ей дана свобода — это духовный дар», — пишет психолог Т. Флоренская.

То есть, жить под «ширмой благочестия» возможно только при условии вытесненного «духовного Я».

В противоположность этому типу личности, мы говорим о людях открытых, искренних, но в то же время грубоватых и резких подчас. Человек, который видит себя таким, каким он является без прикрас, без идеализированных восторженных чувств о собственной персоне, даже не пытается надевать маску, прикрываться «ширмой благочестия». Он не склонен к позёрству ещё и потому, что сам прощает недостатки в других людях, понимая, что каждый человек в той или иной степени несовершенен.

Принципиальным, ключевым моментом для человека является вслушивание в свой внутренний голос совести, согласованность с «духовным Я». А для этого необходимо чётко понимать, что зло и добро — понятия абсолютные, а так же видеть перед собой самый главный маяк — Христа. В таком случае, даже при внешних непривлекательных для окружающих качествах, всё-таки внутреннее будет прорываться наружу. Ведь одним из проявлений «духовного Я» в человеке является жертвенная любовь. Такие люди внутренне сияют, они — светильники, раздающие свет и тепло другим.

Как в таком случае, по каким признакам, можно распознать, различить хорошего и плохого человека? Как не обмануться внешним? На что стоит обращать внимание прежде всего?

— М. К. Мамардашвили писал, что «человек для того, чтобы сбежать от себя, готов укрепиться в состоянии упрямой хитрости, готовым на всё, лишь бы не привести себя в движение и не поставить себя под вопрос».

Всё предельно просто — человек, который находится в непрерывном бегстве от себя, не способен адекватно воспринимать собственное внутреннее устроение и уж, тем более, не видит полноты картины окружающего мира. Такой человек вычленяет отдельные фрагменты и, как правило, обращает внимание на то, чем он «болен» сам.

Как-то я читала житие русского старца и обнаружила интересный эпизод. Всех посетителей старец «тестировал» на предмет предрасположенности к той или иной страсти. Старец рассказывал такую историю: «Вечереет. На углу дома стоит человек и ждёт. Слышен бой часов на старой башне. Что или кого ждёт человек?» Как правило, отвечающий очень точно «выдавал» в себе нечто скрытое, вытесненное «наличным Я».

Конечно, мы не можем тестировать всех подряд, тем более, мы не обладаем прозорливым внутренним видением, которым обладал старец. Но нам необходимо помнить, что всё же «по плодам их узнаете их». Дела как нельзя лучше говорят за самого человека. И особенно ярко людей характеризует их поведение в состоянии стресса, критического выбора, тогда, когда необходимо проявить жертвенную любовь к ближнему, отречься от собственных интересов и отделить себя от «наличного Я».

Личность «снимает» характер в процессе развития

— Насколько личность способна влиять на свой характер? Под силу ли человеку полностью победить какие-то дурные черты характера? Как это зависит от возраста?

— Характер складывается в онтогенезе*, в раннем детстве закладываются основы — фундамент тех особенностей личности, которые в последующем могут лишь дополняться.

Флоренская говорила о том, что каждый человек несёт индивидуальную неповторимость, сокрытую в его «духовном Я». Этот «внутренний человек» созревает в течение всей жизни. А родители, в свою очередь, должны помочь раскрытию «духовного Я» ребёнка. «Созревание» — непрерывный процесс, который изменяет человека в зависимости от его личного выбора и наличия (отсутствия) внутренней работы. Так, преподобный старец оптинский Амвросий говорил, что человек должен «созреть» для Вечности как созревает плод.

Какие-то качества в себе человек может победить усилием воли, но для этого необходимы, как минимум, два условия: намерение измениться и приложение усилий. Но «без Бога не до порога», только при Божьей помощи возможны коренные внутренние изменения.

Человека тяготит его несовершенство, внутренняя повреждённость. К примеру, темперамент — это врождённая структура личности, мы не можем его изменить. Некоторые вещи внутри себя мы качественно изменить не можем. Но мы можем компенсировать их делами, поступками. К примеру, любить ближнего — самая трудно исполнимая заповедь. Человек пытается, выдавливает из себя эту любовь, но чувствует, что всё нестабильно, неустойчиво в отношениях с окружающими людьми. Не страшно! Нужно просто творить дела любви, не задумываясь о том, насколько сложна поставленная задача — «возлюбить ближнего своего как самого себя».

По поводу возраста хочу заметить одну деталь. Есть такое выражение: «Человек получил в старости то лицо, которое заслужил». Посмотрите на лица пожилых людей, они о многом могут рассказать. А самое главное — глаза, их внутреннее свечение или опустошённость взгляда. Человеческая душа — это хрупкий сосуд, который сам человек наполняет или греховными привычками, или же добродетелями. Возраст — это тот самый «момент истины», когда нечем прикрыть своё лицо, наполненное временем и теми уроками, что дала человеку жизнь.

Вот что говорила по этому поводу Флоренская: «...чем более возрастает человек духовно, чем ближе его наличное Я соприкасается с духовным Я, тем яснее он видит свое несовершенство и малость достижений, пока, наконец, эгоистичное Я утратит свою ценность в его глазах и не наступит господство духовного Я. Но и тогда человеку в той или иной мере приходится терпеть свои слабости, изъяны (например, дефекты темперамента и характера), подобно тому как терпит он слабости своего физического организма, пока живёт на земле. Поэтому духовно живущий человек отличается простотой, скромностью, терпеливостью. Всё хорошее он приписывает не себе, а живущей в нём духовной благодати. Его трудно обидеть и унизить, вывести из себя. Такого человека называют смиренным, потому что он живёт с миром в душе. Рядом с ним легко и свободно людям. Великий святой земли Русской преподобный Серафим Саровский смиренно называл себя „убогим“. Он говорил: „Стяжи мир душевный, и тысячи спасутся вокруг тебя“».

«С преподобным преподобен будешь и со строптивыми развратишься» (Пс. 18:26,27), но ведь человек погружен в ту или иную среду, которую он не выбирает: родственники, коллеги по работе, соседи по дому и пр. Если он вынужден пребывать в среде, которая на него дурно влияет, как он должен работать над собой?

— Русский философ и мыслитель Бахтин писал о так называемой «вненаходимости», которая как раз является ключевым механизмом, помогающим избегать прямого влияния дурной среды. Состояние «вненаходимости» достигается опытным путём, так как понять и почувствовать, как это происходит, возможно только лишь через какое-то время, через понимание своего внутреннего отношения к определённым обстоятельствам. Так, например, если человек проявляет злобу и раздражение систематически, то чтобы не «заразиться», необходимо не входить в состояние со-чувствия его негативизму. Мы можем сопереживать человеку, понимая, что он не может справиться с какими-то дурными наклонностями, но сочувствовать его состоянию — всё равно что являться соучастником его эмоций. «Вненаходимость» является неким спасительным кругом, когда ты не осуждаешь человека, и, в то же время, не пускаешь негативные эмоции в свой внутренний мир.

Когда человек проявляет характер, он побуждается тем, что для него естественно: чего хочется или не хочется. Когда же он действует как личность, то руководствуется больше тем, что должно быть, что следует делать. Не зря же говорят: в процессе развития личность «снимает» характер. А как должны относиться близкие, любящие человека с трудным характером, чтобы помогать ему?

— Для того, чтобы помочь своему близкому раскрыться во всей полноте своей неповторимости, необходимо, прежде всего, научиться видеть в человеке те таланты, способности, достоинства, которыми он наделён. Если человеку изо дня в день говорить, что он свинья, то, в конечном итоге, он захрюкает. Нужно быть очень внимательными к тому, что именно мы говорим своим близким, особенно в порыве гнева, раздражения, в состоянии обиды. Это первое правило.

Второй немаловажный момент — стиль и форма общения. Психологом Эриком Бёрном была разработана теория транзактного анализа. Бёрн выделял во внутреннем мире каждой личности три персонажа: Родитель, Ребёнок, Взрослый. Все они усваиваются в раннем детстве на бессознательном уровне и запечатлеваются в памяти. И если говорить о трудностях взаимодействия с такими людьми, то нужно определить, что характерно для того или иного персонажа. Хочу подчеркнуть, что если каждый персонаж внутренне будет подчиняться голосу совести, «духовному Я», то человек тем самым придёт к гармонизации во взаимоотношениях, а внутренний конфликт нивелируется. Рассмотрим каждого из персонажей.

Ребёнок — это существо подчинённое, обучаемое, ведомое, эмоциональное, капризное. В нём мало рациональности, а больше непроизвольности в поведении. Если в человеке доминирует Ребёнок, то стиль общения — это капризы, эгоистические потребности, эмоциональная лабильность, непостоянство взглядов.

Чтобы Ребёнок внутри человека проявил себя согласно голосу совести, необходимо, чтобы он был послушлив Богу, открыт и искренен. Такой человек отдаёт свою любовь и не требует своего, то есть, любит безусловной любовью и т. д. То, о чём говорится в Писании «Будьте как дети».

Родитель — это существо властное, назидательное, указующее, не терпящее возражений, принуждающее, склоняющее к своей точке зрения. Такие люди склонны к морализации — обосновании своей правоты, утверждении своей позиции как истины в последней инстанции.

Если доминирующий в человеке Родитель последует по пути соподчинения, когда его ревностное отношение к порядку, назиданию будет прежде всего устремлено внутрь него самого и ориентироваться на «духовное Я», то произойдёт гармонизация в отношениях с близкими.

Взрослый — если в человеке доминирует Взрослый, то он рационально смотрит на мир, адекватно оценивая происходящее. Такой человек разумен, он не поддаётся на искажающее влияние эмоций. Но, если Взрослый в человеке замкнут на себе и опирается только на своё «наличное Я», при этом игнорируя «духовное Я», то внутренний конфликт и трудности в общении с близкими будут неизбежны.

В разных ситуациях в каждом человеке может доминировать какой-либо из персонажей. Но часто кто-то один занимает главенствующее место. В таком случае мы должны понимать, что движет человеком, кто в нём диктует свою модель поведения. На основании этого, а также анализируя собственную модель, мы должны рационально выстраивать свои отношения с близкими людьми, сглаживая острые грани противоречий.

Трудный характер

— Трудный характер — это какой характер? Каковы его проявления? Каковы методы работы по его улучшению?

— Понятие «трудный характер» обычно сопряжено с возрастными кризисами, которые способствуют переходу на новый уровень развития личности. Самый сложный период — это подростковый (пубертатный), он так и называется «переходный возраст». Как раз в связи с этим проблемным возрастом связано понятие акцентуаций характера, когда совокупность определённых свойств характера являются дисгармоничными и препятствуют социализации, особенно ярко проявляются в определённых ситуациях. С возрастом явные акцентуации могут перейти в скрытые формы, а также отшлифоваться жизненным опытом и потерять свою заострённость. Хотя, при определённых критических ситуациях, акцентуации могут всё же проявляться.

Известный психиатр А. Личко, разработавший положение об акцентуациях характера, говорит отдельно о так называемой паранойяльной акцентуации как особом типе характера, формирующимся поздно — в 30—40 лет.

«Паранойяльная акцентуация как особый тип характера. Это — наиболее поздно развёртывающийся тип характера: он отчётливо формируется в зрелом возрасте, чаще в 30—40 лет. В основе паранойяльной акцентуации лежит завышенная оценка своей личности — своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда глубокое убеждение, что всё, что делает человек, — всегда правильно, что думает и говорит, — всегда истина, на что претендуют, — безусловно имеет право. Именно это служит основой для сверхценных идей, которые П. Б. Ганнушкин считал главной чертой этого типа. Но паранойяльная акцентуация, покуда она не достигла патологического уровня — паранойяльной психопатии, паранойяльного развития личности, — также является вариантом нормы, хотя и крайним.

Сверхценные идеи отличаются от бредовых тем, что воспринимаются непосредственным окружением, во всяком случае его частью, как вполне реальные или возможные и допустимые».

Личко изучал проявления скрытых форм акцентуаций, характерных для более зрелого возраста. Приведу несколько примеров:

Циклоиды ...У некоторых циклоидов выступает связь фаз с временем года.

У одних «спады» приходятся на зиму — наступает нечто аналогичное «зимней спячке» с постоянной вялостью, падением активности, снижением ко всему интереса, избеганием шумных компаний и предпочтением привычного узкого круга общений. В эти периоды тяжело переносится крутая ломка стереотипа жизни — переезд на новое место жительства, новая работа, появление новых членов семьи, меняющих привычный уклад.

У других субдепрессивные состояния обычно приходятся на весну, а «подъёмы» на осень. Они сами это хорошо отмечают. Ярким примером этой группы может послужить А. С. Пушкин:

Я не люблю весны... весной я болен,
Кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены...

Неустойчивый тип акцентуации нередко выявляется в подростковом возрасте. Судьба большинства оказывается печальной: алкоголизм, наркомании, преступность. В асоциальной компании неустойчивые остаются на роли «шестёрки» — подчинённых, раболепных перед вожаками, но готовых на всё. Лишь трусость способна удерживать от тяжких преступлений. В случаях удовлетворительной социальной адаптации основные черты — отвращение к труду, жажда постоянных развлечений, безответственность — сглаживаются, чаще под влиянием сильной личности, от которой оказываются зависимыми, и жёстко регламентированного режима».

Православными психологами были рассмотрены акцентуации характера в более глубоком, духовном видении проблемы. Все они так или иначе тесно связаны с греховной природой человека, и каждая акцентуация связана с определённой греховной страстью. И если говорить о методах улучшения характера, то внутренняя работа тут просто необходима. И, хотя Личко говорит о том, что некоторые акцентуации обусловлены генетически, всё же мы не должны забывать о том, что греховные страсти, переданные по наследству, возможно искоренять покаянием, изменением внутреннего устроения в течение всей жизни. К сожалению, светская психология далека от этого направления, и духовная внутренняя работа тут не учитывается.

Без провокаций и самооправданий

— Как не провоцировать проявление дурных сторон друг друга, ведь они есть у каждого?

Во-первых, необходимо избегать так называемых слов-обобщений в диалогах, когда назревает конфликтная ситуация: «никогда», «всегда», «весь», «целиком» и т. д.

Например:

— Ты никогда не делаешь этого...
— Ты всегда подводишь меня...
— Я весь дом тащу на себе...
— Ты целиком поглощён только этим...

Слова-обобщения звучат, словно вердикт, не давая шанса вашему оппоненту на исправление.

Во-вторых, терпеливо ждать, ведь человек не может измениться по мановению волшебной палочки. Любые внутренние изменения требуют определённого периода, перехода, преобразования и очень большого труда. Если привычка уже сформирована, то быстро избавиться от неё невозможно. Поэтому нужно просто ждать и давать понять своему близкому, что вы верите в него, в то, что он сможет с Божьей помощью измениться.

В-третьих, не копить внутри обид и претензий. Очень корректно и мягко говорить человеку о тех моментах, которые затрудняют общение с ним. Однажды молодая женщина после развода сказала мне, что разошлась с мужем из-за сущего пустяка. Я спросила, говорили они об этом с мужем или нет, и она удивлённо ответила: «А разве он не понимал, что мне это не нравится?». Нет, человек не может абсолютно всё понимать, чувствовать и видеть, словно рентген. Если что-то не устраивает, нужно обязательно это проговаривать, доносить до другого и пытаться найти выход из создавшейся ситуации совместными усилиями.

Воспитание и культура, самовоспитание. Счастливы те ребятишки, которые попали в надёжные руки мудрых родителей и воспитателей, получили хорошее воспитание. Но таких — очень мало. Чаще человек несёт бремя чужих упущений и перегибов — печать на характере...

— Безусловно, влияние микросоциума на личность ребёнка очевидна. Ребёнка — в большей степени, чем взрослого. Приведу интересный факт, обнаруженный известным психологом, создателем онтопсихологии Антонио Менегетти. В своих работах он писал: «Возьмём две пары родителей, одна из которых больна раком, а другая туберкулёзом, и поменяем их детей, родившихся в один день. Каждая пара воспитывает ребёнка: через некоторое время дети начинали приобретать признаки болезней небиологических родителей. Я обнаружил, что приёмные дети также приобретают болезни воспитывающих их семей. Это, очевидно, наносит удар по принципу наследственности, но я в своё время был ещё и директором детского приюта, и известные мне факты заставляют о многом задуматься».

Ограничить влияние микросоциума на развивающуюся, неокрепшую душу ребёнка порой очень сложно. Недаром семья является основным и значимым сегментом в процессе формирования личности ребёнка. Но, учитывая тот факт, что каждому из нас дано от Бога «духовное Я» и его неповторимость, я думаю, что это как раз и есть тот маленький шанс, тоненькая соломинка, при помощи которой Господь помогает выплыть из деструктивного влияния социума. «Духовное Я» может внезапно проявить себя вне зависимости от окружения.

Я знаю одного молодого человека, который в пятнадцать лет сам изъявил желание жить православной жизнью, пришёл в храм, стал проявлять искренний интерес к православию, хотя семья этого юноши была категорически против его выбора.

Обычный шаблон — искать внешние причины собственных ошибок, списывая свои недостатки на генетику, обстоятельства, воспитание, социум. Нельзя исключать огромного влияния на человека всех перечисленных факторов, но, в то же время, нужно понимать, что помимо внешних факторов, в человеке существует духовное начало, «духовное Я», этот голос совести или, как говорила психолог Флоренская, «голос Вечности» в человеке, который всегда направляет, сигнализирует о неполадках внутреннего мира.

Марина Цветаева, автор гениальнейшей, на мой взгляд, формулы: «Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. Не любить — видеть человека таким, каким его осуществили родители. Разлюбить — видеть вместо него: стол, стул». Прокомментируйте, пожалуйста, это её высказывание в контексте нашей темы.

— Эта фраза как раз подтверждает всё вышесказанное. Любить — видеть в человеке неповторимость, его «духовное Я», не любить — видеть лишь поверхностные проявления «наличного Я» со всеми его недостатками и греховными поступками. Разлюбить — перестать признавать в человеке личность, творение Божие — это сродни ненависти.

Завершая наш разговор, хотелось бы вспомнить слова песни:

«Чтоб тебя на земле не теряли,
Постарайся себя не терять!»

Потерять себя — значит потерять смысл, важность своего предназначения, и, как результат, — не видеть других, не познать духовной неповторимости в себе и близких. Человек как личность, индивидуальность, призван постоянно двигаться вперёд и, преодолевая себя, познавая себя, стремиться к Богу, сочетаться с Ним и таинственно преображаться внутренне.

Беседу провела Светлана Коппел-Ковтун

[*] Онтогенез (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

Журнал «Мгарский колокол»: № 125, июнь 2013