Вы здесь

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой БогородицыПраздник Благовещения посвящён воспоминанию и прославлению возвещения Деве Марии благой вести о зачатии и рождении Ею Богомладенца Христа (это событие описанно в Евангелии от Луки гл.1, 26–38). У древних христиан этот праздник носил различные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии», — и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование «Благовещения Пресвятой Богородицы». Известно также, что в 560 году император Иустиниан указал точную дату празднования Благовещения — 25 марта (7 апреля по новому стилю). Таким образом, установление празднования Благовещения принадлежит самой глубокой древности. Свт. Афанасий (IV в.) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он символизирует начало домостроительства спасения людей.

В V и VI веках широко распространились ереси, искажавшие догмат о воплощении Иисуса Христа и унижающие достоинство Богоматери. Потому именно в это время торжество праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство Боговоплощения и подчеркнуто величие Богородицы.

В день Благовещения мы вспоминаем о чудном явлении Пресвятой Деве Марии Архангела Гавриила, возвестившего ей тайну рождения от Нее Спасителя мира. Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел, она читала книгу пророка Исаии, как раз пророчество о рождении Мессии от Девы. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», — думала юная Мария.

По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Пресвятая Дева Мария оставила Иерусалимский храм и вручена была престарелому плотнику Иосифу-Обручнику, или хранителю девства Ее. Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.

Спустя четыре месяца по обручении, во время Ее молитвенных размышлений, предстал пред Ней Архангел Гавриил и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Явление Архангела и его приветствие не устрашило Марии, однако смутило своей необычностью. Желая успокоить Марию и уверить ее в истине своего приветствия, Архангел Гавриил сообщил Ей, что Своим глубоким смиренномудрием Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. Для большего удостоверения Пречистой Девы Архангел возвестил Ей тайну воплощения Сына Божия теми же словами, в каких предсказал об этом событии пророк Исаия: «И вот зачнешь, во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария не усомнилась в словах Божественного посланника, но выказала недоумение: как может родиться сын у той, которая обрекла себя на девство. В разъяснение Ее смиренного недоумения Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Так было положено историческое начало нашего спасения от прародительского греха, проклятия за него и смерти.

Без добровольного согласия Марии Бог не мог бы стать человеком, ибо каждому из нас дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью или же отказом. Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему.

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», т. е. всякая работа — грех.

На Руси Благовещение считается очень большим праздником, с него в старину начинали год. По благочестивому верованию русского народа, в этот день, как и на Пасху, солнце «играет», и грешников в аду не мучают. Праздник Благовещения не отменяется даже в случае, если он приходится на Пасху.

В дореволюционной России существовал трогательный обычай: в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Церковь торжественно воспевает: Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. (Тропарь, глас 4-й).

При подготовке статьи использованы материалы Интернет

Журнал «Мгарский колокол»: №51, апрель 2007