Вы здесь

Кратко — о кротости

Священник Сергий Бегиян
Священник Сергий Бегиян

«Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковым», — говорит преподобный Иоанн Лествичник. Как узнать, кротки мы или нет? Это просто. Нужно посмотреть на себя: раздражаемся ли мы и обижаемся, когда нам говорят неприятное, ругают нас (особенно несправедливо) и не слушают? Если да, то да кротости нам ещё далеко. Если за обиды мы готовы дать сдачи, отомстить, написать жалобу и подать заявление в суд, то нам далеко не только до кротости, но и до христианства.

Часто приходится сталкиваться с тем, что люди ходят в один храм, — и готовы друг друга чуть ли не пожрать за метр участка. Дело доходит до взаимных пакостей, а потом — и до обращения милицию... Вот мы какие — ученики Сказавшего «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Давайте посмотрим на истинную кротость в житии малоизвестного святого — преподобного Иоанна. Может быть, малоизвестен он потому, что его память совершается 29 февраля (по старому стилю), то есть раз в 4 года.

Преподобный Иоанн был родом из Палестины. В восемнадцать лет он крестился, принял монашество и особенно стал подвизаться в посте. За свою добродетельную жизнь он был поставлен архиепископом в Сирию, в город Дамаск. Но, не долго пребыв на кафедре архиепископа, он заметил, что обязанности его высокого положения трудно совместимы с иноческими подвигами, поэтому Иоанн оставил епископию и тайно удалился из Дамаска. Придя в африканский огромный город Александрию, где его никто не знал, он переименовал себя Варсонофием, чтобы не открылся его настоящий сан. Из Александрии он отправился, как убогий странник, в пустынные места, где во множестве подвизались монахи. Иоанн-Варсонофий пришёл в один из монастырей, поклонился его игумену и просил принять его в число обычных монахов. Игумен принял его и дал ему монашескую одежду. Святой стал ревностно служить инокам. Днем он был занят послушанием, а ночью пребывал в молитве. Ранним утром он собирал из всех келий тыквы и сосуды и шёл к реке за водой. Почерпнув воды, он приносил ее и ставил сосуд с водой перед каждой кельей. Так он жил в мире, и никто не догадывался, что он — епископ.

И вот, один из монахов, человек скудоумный, начал сильно досаждать святому. То давал ему унизительные прозвища, то обливал его помоями. Научаемый сатаной, недостойный инок просверлил стену кельи, где жил преподобный Иоанн, и через отверстие совершал «малую нужду» на постель святого, так что оно стало сильно вонять. Святой Иоанн не жаловался на оскорбителя, не искал защиты и справедливости, но по-христиански терпел издевательства.

Однако по запаху из кельи, братья догадались, в чем дело и доложили игумену. Игумен призвал к себе недостойного монаха, чтобы наказать его. Но Варсонофий упал в ноги игумену и с плачем говорил, что он сам виноват:

— Я сам, — говорил святой, — раздражаю брата и возбуждаю его гнев; прости ему Господа ради.

Так он избавил брата от наказания. Но через некоторое время Иоанн был узнан оставил гору и бежал в Египет. Здесь он проявил дар такой прозорливости, что узнавал даже помыслы людские. Он сделал много для Церкви, написал много душеполезных книг и с миром отошёл ко Господу в V веке.

Что ещё можно более сказать о кротости? Прекрасно говорит Иоанн Лествичник: «Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться». Думается, в этих словах содержится и совет, как стяжать эту самую кротость. Будем, братья, молиться за обижающих нас. А при наступлении помыслов раздражения и осуждения по поводу обидчиков стоит читать краткую молитву вроде такой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего — брата моего (имя)». И так молиться, пока помыслы лукавого не отойдут.

Да поможет нам всем Бог стяжать кротость по молитвам святого Иоанна. Аминь.