Русский апостол Японии
Мало кто знает, что сегодня в стране «восходящего солнца» насчитывается несколько десятков тысяч православных верующих, есть своя Японская Автономная Православная Церковь, где богослужение ведется на японском языке. Хотя общее количество христиан всех конфессий составляет менее одного процента населения страны, но понемногу количество православных японцев увеличивается.
Филипп Москвитин.
Святитель Николай — апостол Японии |
Проповедь Православия в Японии неразрывно связана с именем святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского (в миру — Ивана Дмитриевича Касаткина, 1836—1912). 16 февраля 2012 года исполнилось 100-летие со дня кончины святителя. После императора не было в Японии человека, который пользовался бы таким уважением, такой известностью, как он, глава Русской Духовной Миссии.
Его замечательный величественный портрет работы известного московского православного живописца Филиппа Москвитина из серии «Русские святители» мне довелось видеть на юбилейной, десятой выставке «Православная Русь — к Дню народного единства», которая проходила в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» 4-7 ноября 2011 года. А иконы святителя есть во многих храмах России и Японии.
Будущий Апостол Японии, Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в Берёзовском погосте, Вольского уезда, Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Когда Ване было всего пять лет, он остался без матери. Отец его часто болел и сильно нуждался.
Ване Касаткину пришлось пешком добираться до семинарии губернского города Смоленска, а это более 150 верст. Но духовное образование он все-таки получил. И не только в семинарии, но и в Санкт-Петербургской духовной академии.
Перед самым окончанием курса Иван вдруг заметил письмо, которое написал митрополит Нектарий, ректор академии. Он обратился ко всем ученикам: не хочет ли кто-нибудь поехать в Японию и занять место приходского священника при консульской церкви?
Когда в 1861 году выбор (Иван прошел конкурс, в котором участвовали двадцать студентов академии) служить настоятелем церкви при русском консульстве в Хакодатэ на острове Хоккайдо в Японии пал на него, Иван Касаткин принял монашеский постриг с наречением имени Николая, в честь своего любимого святого — святителя и чудотворца, покровителя путешествующих на море.
Это было символично: ведь моряки с русских кораблей составляли большую часть его будущего прихода. Так сбылась мечта далекого детства Ивана Касаткина о службе, связанной с морским делом.
Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. Распространять христианство тогда еще под страхом смертной казни было запрещено.
«...тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи», — вспоминал о своих первых годах в Японии будущий архиепископ Николай.
Поэтому миссионерством 24-летний иеромонах Николай сразу заняться не мог. Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, труднейший японский язык, историю, культуру, литературу, нравы и обычаи народа, которому ему предстояло нести Слово Божие.
В то время не было ни словарей, ни грамматик, ни переводов, все нужно было составлять самому. Николая Японского мы можем назвать одним из первых русских японистов, он активно печатал свои исследования, касающиеся культуры Японии, ее истории в таких изданиях как «Русский вестник», «Морской сборник» и других.
Если иеромонах Николай и проповедовал в те годы, то тайно, с риском для жизни. К 1868 году его паства насчитывала уже около двадцати японцев.
В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию».
Иеромонах Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио.
В 1871 году в Японии началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства.
В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.
В 1874 году в Токио прибыл Преосвященный Павел, епископ Камчатский, чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения. К этому времени при Миссии в Токио действовали четыре училища — катихизаторское, семинарское, женское, причетническое, а в Хакодате два — для мальчиков и девочек.
Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный вестник». К 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. Богослужение и преподавание на родном языке, издание книг религиозно-нравственного содержания — вот средства, которые позволили Миссии добиться за короткий срок столь значительных результатов.
Интересно, что среди первых японских православных было много самураев. О новой вере узнавали друг от друга быстро, и, доверяя друг другу, с доверием относились и к ней.
Сыграло роль и то, что Православие — вера соборная: молитва в храме — общее дело всей Церкви, в ней молятся всем миром, ощущая себя единой семьей. Это близко самурайскому духу. Все это способствовало распространению Православия в Японии.
Деятельное участие в издательстве Миссии принимало и основанное Николаем Японским общество переводчиков, знакомившее японцев с русской и европейской литературой, религиозной и художественной.
Миссия занималась изданием различных журналов на японском языке — «Подкладка из парчи», «Православные вести» и другие, в которых печатались тексты не только религиозного характера, но и произведения русской литературы. В частности, переводы с русского на японский Пушкина, Льва Толстого, Короленко, Горького.
«Узнав русскую литературу, узнав Пушкина, Гоголя, Лермонтова, — считал Николай Японский, — нельзя не полюбить России».
30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа.
Вернувшись в Японию, святитель с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды: завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, принялся за новый перевод Богослужебных книг, составил на японском языке особый православный Богословский словарь.
Ещё за несколько лет до начала русско-японской войны японская печать стала нагнетать ненависть к России. Православных японцев называли предателями, требовали смерти епископа Николая.
Владыка, рискуя поплатиться жизнью, не уехал в Россию, остался со своей паствой. Во время войны он был единственным русским человеком в Японии. При общей ненависти к русским и «русской вере», Архипастырь, с присущей ему мудростью, объяснял своим пасомым:
«Делайте то, чего требует от вас любовь к отечеству, но помните, что «есть еще Отечество Небесное. К нему принадлежат люди без различия народностей, потому что все — дети Отца Небесного и братья». Он подчеркивал в проповедях, что Православие — это вера не одного народа, а всех людей, жаждущих истинного богообщения.
Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору. Сам же во время войны не участвовал в общественном богослужении, потому что, как русский, не мог молиться о победе Японии над своим Отечеством.
Самоотверженной любви полон был подвиг святителя Николая в служении русским пленным. Под его руководством православные японцы образовали общество «Духовного утешения военнопленных».
Архипастырь специально рукоположил несколько священников и послал их в лагеря военнопленных для совершения там богослужения, устраивал сборы в пользу раненых, снабжал их книгами, иконами, крестиками, сам неоднократно приходил к пленным со словами утешения.
Многие русские скончались на японской земле. На их братских могилах епископ Николай воздвиг памятники и храмы, собирая для этого пожертвования и в Японии и в России.
Лишь дважды, на короткий срок, приезжал в Россию за время своего служения Николай Японский. В его дневнике описана встреча с философом и поэтом Владимиром Соловьевым, который признался ему, что хочет постричься в монахи и провести некоторое время в японской миссии.
«Я прямо стал отсоветовать ему монашество, — пишет святитель Николай Японский, — на том основании, что и для Церкви полезней, если он, стоя вне духовенства, будет писать в пользу Церкви».
А вот запись о беседе с Ф.М. Достоевским:
«Вернувшись, у Преосвященного Алексия встретил знаменитого писателя Федора Михайловича Достоевского. Уверения его о нигилистах, что скоро совсем переродятся в религиозных людей и теперь-де из пределов экономических вышли на нравственную почву; о Японии: "Это желтое племя, нет ли особенностей при принятии христианства? Лицо резкое, типичное, глаза гордые, хрипота в голосе и кашель, кажется, чахоточный».
Дневники Николая Японского опубликованы в Японии в издании Хакодатского университета, что находится именно на том самом острове, где начал свое служение Николай Японский.
Всенародное признание заслуг святителя Николая в 1910 году нашло высочайшее выражение в праздновании пятидесятилетнего юбилея его служения в Японии.
Поздравили его и японский император, которому святитель был признателен за проявленную веротерпимость, и губернатор Токио, и японская пресса, и инославные миссии...
Подлинный голос Японии, может быть, никогда не обращавшийся так к иностранцу прозвучал в речи губернатора Токио:
«Когда приехал маститый учитель Николай, считавший своим призванием распространение учения Божия в нашей стране, то, несмотря на то, что он находился среди таких грозящих опасностью обстоятельств, претерпевая всевозможные неудобства, лишения, бедствия и страдания, он спокойно и невозмутимо с преизбыточной теплотою сердца, обращаясь к народу, усердно учил и тщательно увещевал и, стараясь положить основания православного христианства в нашей стране, наконец, достиг того, что приобрел множество усердных христиан, каких видим ныне.
Между тем и судьба нашего государства постепенно развивается, и мы видим нынешний прогресс. Мне кажется, что те заслуги, какие оказал нашему государству маститый учитель Николай, не ограничиваются успехами одного только миссионерства, но также заключаются в том, что он содействовал цивилизации в нашей стране... даже те, которые некогда направляли на иностранцев сверкающие ненавистью глаза, теперь обращаются с ними с радостью, приветливостью и благоговением, и я, удостоившись счастья присутствовать на этом акте, почтительнейше приношу хвалу заслугам, оказанным маститым учителем Николаем как для мира и гуманности, так и для нашего государства, и вместе с тем молю Бога, чтобы Он ниспослал неисчислимые лета и блага на главу маститого учителя».
Чествовала его и Родина. Святейший Синод возвёл епископа Николая в сан архиепископа.
В адресе его родной Санкт-Петербургской Духовной академии, присланном в Токио, говорится:
«Благоговейно преклоняясь перед дивным величием Вашего 50-летнего уже священнослужения, начавшегося в академическом храме Двенадцати Апостолов в самый годовой день священной их памяти, С.-Петербургская духовная академия приносит Вашему Высокопреосвященству, своему избраннейшему из избранных студентов и своему в течение двадцати уже лет почетному члену, радостное приветствие, испрашивая себе у Вас, истинный святитель Христов, молитвы и благословения на новую, открывающуюся пред нею жизнь».
3 февраля 1912 года на 76-м году жизни архиепископ Николай, просветитель Японии, прослуживший здесь полвека, мирно отошел ко Господу, упокоился в ставшей для него родной японской земле. Он обратил в Православие почти 30 тысяч человек, перевел на японский Новый Завет и основные богослужебные книги.
XX век был очень сложным для Японской Православной Церкви. Череда трагических событий: революция в России, страшное землетрясение 1923 года, когда был полностью разрушен собор Воскресения Христова в Токио («Никорай-до»), построенный святителем Николаем — ныне восстановлен, Вторая мировая война...
Но Японская Церковь все-таки сохранилась. Дело святителя Николая (Касаткина) продолжает жить в истории. По молитвам святителя Японская Церковь вернулась в лоно Матери-Церкви и от Нее удостоена автономии.
10 апреля 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви вынес акт о прославлении святителя Николая (Касаткина), ибо в Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Богом. При канонизации за свою миссионерскую деятельность в «стране восходящего солнца» он получил наименование равноапостольного — одно из величайших духовных именований.
«В Японии, — писал архимандрит Георгий (Тертышников), — архиепископа Николая почитали не только христиане, но и язычники. После императора не было в Японии человека, который пользовался бы таким уважением, такой известностью, как он, глава Русской Духовной Миссии».
В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Воскресения Христова («Никорай-до») по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый монастырь Японской Автономной Православной Церкви. Настоятелем монастыря, освященного в 2006 году в честь равноапостольного Николая Японского, стал иеромонах Троице-Сергиевой лавры Герасим (Шевцов).
Японская Автономная Православная Церковь объединяет три епархии. Во главе Церкви стоит митрополит Токийский и архиепископ всея Японии Даниил (Нусиро). В пастырском служении ему помогают епископ Сэндайский Серафим (Цудзиэ), 22 священника и 6 диаконов.
По разным данным, число православных верующих в Японии составляет от 10 до 30 тысяч человек, посещающих 69 храмов.
Однако, несмотря на относительную немногочисленность, Японская Православная Церковь по-прежнему покоится на том твердом основании, на котором утвердил ее святой равноапостольный Николай Японский.
Опубликовано: 22/10/2013