Вы здесь

Финский расстрел

Святые отцы учат: «Жизнь есть не рай, но изгнание из рая»
«Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8:5)

Архимандрит Аввакум (Давиденко)Человек — взрывная личность. Где в нем рванет и когда, как нам знать? 22-летний студент второго курса факультета кулинарного искусства Матти Саари, расстрелявший 23 сентября 11 человек в училище в Каухайоки в Финляндии, планировал массовое убийство с 2002 года, 6 лет. Как сообщалось ранее, Матти Юхани Саари вошел утром в колледж в лыжной маске и черных одеждах и начал беспорядочно расстреливать беспомощных студентов в одной из аудиторий. Затем он устроил в здании несколько пожаров, а напоследок сам выстрелил себе в голову.

Саари совершил нападение на училище спустя день после того, как его вызвали в полицию для дачи объяснений по поводу роликов, размещенных им в интернете. Ранее на YouTube был размещен видеоклип, в котором тот же молодой человек указывая пистолетом в камеру и говорит «Вы умрете следующими», а затем производит выстрелы. Подросток называл себя «орудием естественного отбора» и «штормовым духом».

Полицейские в ходе обыска в доме молодого человека нашли записку, свидетельствующую о его патологичной ненависти к роду человеческому: «Я всегда хотел убить как можно больше людей!» Руководство же училища называет Саари тихим юношей, у которого, вот, обнаружилась тайная внутренняя жизнь.

В интервью Reuters было сообщено, что, вероятно, Саари был в контакте с Пеккой Эриком Аувиненом (18 лет) который 7 ноября 2007 года в городе Йокела, что к северу от Хельсинки, убил шестерых учеников, завуча и школьную медсестру, а затем также застрелился. Учтем, страны северной Европы, это страны с самым высоким уровнем жизни. Встает вопрос вопросов: чего же не хватает тогда там человеку да он «тихое и безмолвное житие поживет?»

*   *   *

Преподобный Нил Синайский, по теме гордости, писал следующее:

«Гордость есть опухоль в душе. Она созревает, прорывается и причиняет великие бедствия для окружающих. Блистание молнии предуказывает громовой удар, о гордости возвещает появление тщеславия».

Церковь учит: все в мире идет путем определенным природой падшего человека. Человек — самая большая проблема в мире. Человек личность взрывная, причем, что очень осложняет ситуацию — он очень непредсказуем, не прогнозируем. Истоки сатанизма: это, природная, патологичная злоба на живых людей, наущаемая диаволом, плюс болезнь шизофрения или паранойя и получается — сатанизм. Пример тому. Убийство на Пасху Оптинских иноков. По телевидению показали убийцу, Николая Аверина. Ну, там наши верующие, раструбили о некоем мировом сатанинском заговоре против Церкви, что он подослан, а главные силы заказчиков сатанистов остались, где то в тени, даже нож жертвен показали с «666». Но, глянешь на лицо этого маньяка и сразу видишь без особой подготовки, это психически тяжело больной человек. Здесь, ни о каком мировом «масоно-сатанинском» заговоре говорить не приходится. Это одиночка, взбунтовавшийся против людей, человек в котором проснулся охотник. Виноват ли в этом сам человек? Это из тех вопросов виноват ли волк, что он волки лев, что он сотворен львом? Его изолировали от общества. Ну, иначе нельзя. Общество, дабы выжить, вынуждено защищаться.

Как вышедшие из тюрьмы, мы знаем друг о друге, что то, ужасное.

Мы в адском круге, а может это и не мы! Опытные духовники и психологи давно подметили одну важную составляющую поведения тиранов. Человек властолюбец, то и дело стремящийся подавлять и подчинять себе других, человек, ведущий себя с окружающими вызывающе, агрессивно, грубо, хамски надменно, в действительности лишь прикрывается маской власти. За ней кроется робкий, не уверенный в себе человек.

Она, эта маска, скрывает за собой слабого, мелкого, боящегося пугливого человечка, психологического подростка, то и дело стремящегося доказывать себе и другим, что он не есть таков. Факт: сим недугом болеют, очень многие помешавшиеся от любоначалия, зловластолюбия наши архиереи и священники, и как следствие, не знающие христианской жизни, христианкого делания. У них нет истинной христианской практики. Парадокс, Церковь спасительница и уврачевательница недугов общества, сама насущно нуждается во врачевании, лечении. Но, это совсем другая тема для дискуссии, которая по мере времени будет звучать в нашей Церкви все громче и яснее, и к ней, когда то, следует обратиться.

Но, не сейчас. Пошли далее...

Выйдя на рубеж 2008—2009 годов честно скажем и согласимся: у человечества нет способов как лечить и обуздывать собственную агрессивность, кроме как бдительного общественного и государственного подавления. А подавление, это посев новых и новых вспышек, новых приступов агрессии, ненависти. Человек, общество, как бы самопровоцируют их.

В романе Достоевского «Братья Карамазовы», там где описывается суд над Дмитрием Карамазовым подозреваемым в убийстве отца, из уст Ивана Карамазова прозвучала фраза: «Вы все, здесь собравшиеся рожи, жаждете отцеубийства. Если бы в суде здесь не нашли отцеубийства вы все разошлись бы из зала суда скучные, злые, рассерженные и неудовлетворенные!» И действительно психологически, это очень горькая правда в отношении человеческого общества. Мы подсознательно жаждем развития событий дня, жаждем жареных, острых фактов, конфликтов войн, в общем, что Иван Карамазов сказал — отцеубийства. Мы — кровожадны. Наши сегодняшние фильмы — детективы, ужасы, триллеры, это яркая клиническая картина наших душевных болезней и затаенных подспудных желаний. Мы не знаем или знаем очень не глубоко наше глубинное «я» — собственное же подсознание. Подсознание — это сама суть серцевина нашей падшей греховной природы, жестокой, агрессивной, воинственной не знающей культурных, общественных запретов. Оно жаждет бурь, мятежей, переворотов убийств, войн.

Посему и представления о мирном жительстве у нас зачастую карикатурны.

Французский философ Жан Поль Сартр написал замечательную книжку, в которой изображается «адо-рай». Он описывал рай современного человека, жадного до каждодневных жарких, ярких перемен, и новостей ничем не отличающегося от ада.. Называется книжка — «Нет выхода». Книга показывает, как мы, даже религиозные люди мало знаем о посмертном существовании и воздаянии. Очень мало. Наше представление о том, какой будет рай, или каково, даже, благоустроенное человеческое общество приземлены и примитивны. Цитируем: «У людей — грешников, по смерти нет мучений старого типа — адского пламени, чертей, кипящих казанов, рог, копыт, хвостов, кочерг, и тому подобного средневековья. Все удобства здесь налицо. Кондиционер свежего воздуха, на столах, на блюдах свежие переливающиеся, только, что помытые, из под крана, фрукты, виноград. Все, что может понадобиться вполне доступно. Но, единственная малюсенькая незначительная проблема: время кончилось, его заменила вечность, больше ничего не происходит и не произойдет, и нет отсюда выхода на веки вечные, никогда!

И вот люди торчат в этом Эдемском саду полном света небес и воздуха, поющих птиц, благоухающих цветов, кондиционированных белых дворцов, беседок, мостиков-переходов, фонтанов утопающих в буйной зелени лугов, парков. Единственное маленькое, условие: уйти отсюда некуда и делать больше нечего. Все желания удовлетворяются даже без требования. Стоит только мысленно пожелать, или даже не пожелать, а подумать, и вы получаете все это. Но — нет выхода!

А этот кошмар с кондиционером! Свежо, но вы не можете выйти за пределы рая!? Каждый сидит на прекрасном бархатном, мягко-упругом диване. Люди уже по горло сыты общением друг с другом, этими постно-сдержанными беседами, этими постоянно мило улыбающимися лицами, улыбка на которых, по жабьи растянувшись по лицу, стала похожей на резиновую маску. Уже хочется на всех рычать и кричать:

«Да пошли вы все к чертям собачьим!»

И возникает беспрерывно проблема, что же дальше!? Время кончилось, никаких перемен и никаких новостей уже не будет, не произойдет? Во, кошмар! Вот, мука! Никакого прогресса, поступи мировой истории уже нет; развития событий больше не произойдет? Все застыло в райском блаженстве, стагнировалось, остановилось! И главное, главное — нет выхода! Выхода нет! Где выход?

Обитатели рая после нескольких месяцев пребывания в раю взвыли, возопили и взмолились к ангелам: «Если время земное кончилось, земли уже нет, она сгорела и ее нет, то опустите нас хоть в ад помучиться, а то мы ощущаем, что расплываемся в мягкотелость, становимся кисельными. Ангелы им сказали, словно грубо разбудили: «Опомнитесь! Очнитесь! Проснитесь! Вы и есть в аду!»

То, что описал Сартр, — кошмар с воздушным кондиционером, — сам того не зная, — изобразил нашу подлинную природу, наш ум и то, что для человека нигде нет чувства рая. Мы, не осознавая, жаждем постоянного прогресса, поступи мировой истории, развития событий. Для нас день — пространство для новостей! И садясь вечером к телевизорам — мы, смотря на этот неумолимый бег времени, ощущаем райское блаженство. Мы участники и свидетели мировых событий. Мы просто привыкли к этому райскому блаженству и не замечаем его. Но, отними у нас его и лишь тогда сравнив, можем оценить, чего лишились и что потеряли! Не святые в раю, но рай во святых!

Мы заперты в своем уме со всеми видами примитивных грез, воображений, прожектов, идеологий — и нет способа выбраться! Это — ад!

У Бориса Парамонова, комментатора «Радио Свобода» есть статья, где он обращается к теме доктора Зигмунда Фрейда, очень много разглядевшего и уловившего в человеческой душе. Статья называется «Америка и Россия сходство и отличия». К цитатам и пересказу мыслей из той статьи, спорных, но, интересных, мы и обратимся: «Фрейд учил, неустройства во внешнем мире происходят из внутреннего мира человека. Внутренний мир человека, его внутренняя жизнь — конфликтны. Даже когда мы спим, приоткрывается крышка этого кипящего, бурлящего котла нашего подсознания. На арене нашего сновидческого мира мы встречаемся со своим докультурным, своим настоящим «я». Во сне мы видим, что ничто человеческое нам не чуждо. Ни инцест, ни дикий разбой, ни жуткое убийство». Человек просыпается и думает: Неужели я, мирный, тихий по жизни человек, мог громить, резать и убивать? Неужели я мог это делать?!» И тут надобно сказать: что во сне человек лицом к лицу столкнулся со своей падшей греховной природой, не знающей запретов и ограничений, наложенных религией, воспитанием, моралью, обществом!

Сделать жизнь полноценно счастливой никому еще не удавалось, да и впредь не удастся. Это, если трезво судить. Без всяких нынешних псевдонаук о моделировании к счастью, к лучшему нашего сознания. Святые отцы учат: земля есть не рай, но изгнание из рая. Сию истину очень трудно опровергнуть. Если всмотреться, то воочию увидишь — мир это джунгли, беснование стихий, опаснее для жизни место. Счастье и несчастье идут рука об руку и одно без другого не существуют. Здесь посреди радости человек ощущает стремление к щемящему чувству печали. Жизнь необходимо воспринимать целостно с ее радостями и печалями. Да она и сама не даст нам выбора.

*   *   *

Борис Ельцин с супругой смотрят в Большом театре очень грустную пьесу. Это

мелодрама о влюбленной паре, в которой одна трагическая сцена сменяется другой.

Еще не закончился первый акт, а каждая женщина в театре вся в слезах. Но, Борис Николаевич, не любящий представлений, а находящийся в театре только из за жены, невозмутим и просто тебе суть невыносим:

— Смехотворно, понимаешь ли! — восклицает он каждые пять минут. — Абсолютно смехотворно, даже смотреть нечего. Серомешковатость!

И вот начинается самая трагичная сцена, в которой героиня, пронзенная железным кинжалом, умирает в объятиях своего возлюбленного и Наина вместе с другими женщинами начинает громко рыдать. А Борис Николаевич в это время смеется, просто тебе гомерично-истерично хохочет. —Мешковато, понимаешь ли, и совсем неправдоподобно! Совершенно! Понимаешь ли!

— Послушай! — кричит в гневе на него Наина сквозь горе-слёзы, — не нравится пьеса тебе, двуножная скотина, уезжай немедленно домой и не мешай мне одной с подругами «дорадоваться» до конца жизни!!!

*   *   *

Америка и Европа очень много сделали для счастья и благополучия своих граждан. Там установка на беспроблемный, безболезненный образ жизни стала просто наваждением. Тип, код нынешнего американца быть всегда nice«найс» — счастливым, приятным во всех отношениях, улыбающимся, милым человеком. Но, в этой атмосфере поведения есть, что то искусственное, если не сказать — не живое. Это американская утопия. Счастье без боли, без душевных травм бывает вялым, пресным и искусственным. Как говорил мудрец: не забирайте у меня моих демонов ибо вместе с ними уйдут и мои ангелы. Тема дискуссии.

ТВОРЕЦ ИЗНАЧАЛЬНО ТАК УСТРОИЛ МИР, ЧТО В ОБЩЕСТВЕ СУЩЕСТВУЮТ НЕВЕДОМЫЕ НАМ САМОБАЛАНСИРУЮЩИЕСЯ МЕХАНИЗМЫ ИДЕЙНОЙ И ПРОЧЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

Об одном таком методе борьбы природы с излишним американским оптимизмом я сейчас и расскажу. В Штатах, кроме расстрелов, разразилась самая настоящая эпидемия самокалечения. Cutting (англ.) от слова ту (to cut) резать. Эпидемия захватила в основном подростков. Но, не только их. Возьмем из множества один лишь один частный пример. Американская девушка Джилл Мак Эрдл хотела быть звездой в обществе, сделать, что то необычайное. Неприятности Джилл начались с того, что ей непреодолимо хотелось всем нравиться, быть лидером в группе. Ведущий принцип поведения всех американских тинейджеров. Но, у Джилл это вызвало необъяснимо неожиданную реакцию. Она начала испытывать острое чувство вины за свое поведение. Ситуация усугублялась тем, что она была очень популярной в своей группе, особенно среди мальчиков. Вследствие чего она стала подвергаться насмешкам и непониманию одноклассниц и сделалась как бы изолированной в своем окружении. У нее началось депрессивное состояние. Джилл было четырнадцать лет, когда на пике напряжения, она однажды вошла в ванную и взяв ножницы, стала резать себе вены и увидев кровь — почувствовала облегчение.

От частного случая перейдем к общим описаниям специалистов. Доктор Арманда Фамаза пишет о широком распространении этого явления. Прямое калечение тела, вне целенаправленных самоубийственных наклонностей. Подобные описания в Америке и Европе имеют, прости Господи, сходство с казнями египетскими! Тут и резание вен, и всаживание в тело битого стекла, и протыкание спицами... ну, и вплоть до ножевых порезов и огнестрельных ранений. Что это? И зачем? Что за бушующие раскрепощенные, разнузданные энергии пульсируют в человеке и человечестве? Эрос, противоборствует с танатосом, жизнь со смертью. Скажу. Церковь повторяла и не перестает повторять: природа человека — падшая. И с этим кто поспорит, тот проспорит и проиграет?

Это все от того, что жизнь в Штатах очень хороша, быт хорош и удовлетворен на высшем уровне. Генеральная культурная установка на счастье, на беспроблемность, на комфорт требует некоей компенсации. Неких жертв. Там если бед нет, то их стремятся организовать, выдумать. Даже бомжам в холодные дни раздают спальные мешки и картонные коробки-домики, в которых они могут коротать холода прямо на улице. России, Украине расстрелы подобные тем, что в Финляндии или в Штатах скоро не грозят. Может быть, я ошибаюсь. Но, мне кажется, запас войн, бедствий, бытовой неудовлетворенности и нищеты, нужды у нас, на просторах восточной Европы, еще заложен на многие и многие годы.

У нас в Союзе, выходцами из которого, наследниками мы являемся, при коммунистах, счастье было бумажное, а беды настоящие. Светский Союз, как шутил украинский юморист Остап Вишня, был как «автобус», где половина людей «сидит», в смысле, в лагерях и тюрьмах, а другая половина трясется, дабы и себе не «сесть», смысле, не попасть в заключение, на бесплатные передовые стройки Гулага, Беломор-Канала.

Учительница в советской школе жалуется завучу, спрашивая:

Откуда появилось у нашей молодежи это увлечение каратэ? Из Японии, Из Японии уважаемая! — О! Я, так и знала! Сначала каратэ, а потом и харакири ожидай!

Но, пойдем по основной теме. Одним из явлений, предшествующих самокалечению, или оно уже и есть самокалечение, среди молодежи, является пирсинг. Мода на протыкание частей тела разными стилизованными под украшения иголками, булавками, заклепками, брошками, серьгами. С начала 90х эта мода стала распространяться и среди наших подростов. Протыкают щеки, языки, уши, ноздри, пупки, интимные места. Что очень тревожит. Но, и остановить это явление невозможно. Бороться с этим лозунгами и проповедями все равно, что бороться с ветряными мельницами. Человек существо знаковое и для выражения, для манифестации этой знаковости наиболее подходит металл. Почему? Металл или металлы имеют красивый насыщенный блеск, они достаточно тверды, и вместе с тем пластичны, хорошо при обработке принимают заданную форму. Если в мировых религиях выражением духа есть мягкие, непрочные материалы: бумага(книга), материя(парча), хлеб, вино, елей, воск(свеча), ладан, то напротив металл — синоним войны. Орудия пыток, казней, военных действий в подавляющем большинстве своем сооружаются из металла. Отсюда и металлика фурнитуры — украшения военного обмундирования у военных, как людей идущих на смерть. Тут можно и обрядить, достойно украсить жертв скорой гибели, дабы они умерли красиво, знаково, сказать лучше — значимо.

На что в коллективном бессознательном указывает мода на пирсинг у молодежи? Генеральная культурная установка нашей жизни на счастье, на беспроблемность, на комфорт требует некоей компенсации. Неких моральных жертв. Стоит встревожиться и насторожиться, что беда немотивированных расстрелов придет к нам скорее, чем мы думаем. Пример тому школьная жестокость среди девочек подростов в наших школах.

Бьют и снимают на камеру сотового телефона. И при просмотре получают интерес — ярко выраженное садистское удовлетворение. Посему у нас всегда должна быть упреждающая тревожность. Это тяжелая задача для педагогов, священников, политологов, психологов. Быть всегда «на божественной страже». Нам жителям СНГ, я думаю, не стоит слепо копировать американо-европейские образцы и стереотипы поведения. Они уже и сами копируются, нас не спрашивая. Евроамериканская культура задает тон и довлеет над всем земным шаром. Она занимает ведущее положение в мире. Даже в одежде мы, восточные руссы, не можем с ними потягаться. Кто в мире будет носить наши кокошники, сарафаны, косоворотки, старо-фуражки? Сие, невозможно себе даже представить. Джинсы, кроссовки, ветровки, футболки, даже кепки и те, американские, сделаны и делаются по американскому пошибу, в американском стиле и духе. Засилью западной культуры мы вряд ли можем что либо противоставить в материальном мире. Джинсы, кроссовки, кепки можно встретить не только в СНГ, но и у жителей Африки, Ново-Зеландии, даже дикарей Полинезии.

Но, все же всеми силами души надобно, без всяких лозунгов и манифестаций, просто быть самими собой. Достойно нести свою жизнь, молитвенность, свою Православную высокую духовность. Что мы можем показать, противопоставить евро-американскому обществу, так это свою исконную, отеческую Веру. Следует радостно заметить, ее глубокая духовность, таинственность нравится американцам. Там, год от года, появляется все больше и больше православных храмов. И, вот, нарочито повторюсь, сохранить свою самоидентичность нам помогает наша отеческая Вера Православная, которая покоряет всю ту же Америку.

Так что посреди скорби в мире всегда возсияет и радость в Господе.

Всегда злободневен вопрос апостолов в Евангелии: «Так кто же может спастись?»

И Господь вразумительно, ободряюще ответил: «Невозможное человекам, возможно Богу!» Доверимся Богу, и на этом и себе успокоимся.