Вы здесь

Праздник Сретения в литургике

Сретение Господне

Церковно-Богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия историческом событии.

Церковь в этот праздник хвалебно прославляет Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца — Сына для представления Богу Отцу.

Песнопения в день Сретения составлены святыми Константинопольскими Патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, Архиеп. Критским, святым Косьмою Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

Поименованные авторы, на основе истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. Составленные ими стихиры объясняют причины очищения Пречистой Девы-Матери по законному обычаю и, сравнительно с Евангелием, пространнее излагают пророческие слова Симеона Богоприимца о кресте Христовом.

Для связи речи песнопевцы влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону, неизвестное из Евангелия, но весьма возможное и уместное пред заключением в объятия Богомладенца Симеоном. Стихиры на сретение также изображают изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона.

Применительно к отмеченным нами историческим деталям в литургическом описании праздника Сретения Господня воссоздадим целостную картину этого события.

Наступил 40-й день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм.

По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужеского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме[1].

Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник — Опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.

По словам св. Андрея Критского, два голубиных птенца в настоящем случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из Иудеев и язычников[2].

Христос родился от Девы Марии Богомужно, без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении. Она была — чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но как смиреннейшая Раба Господня, принесшая Лицу Божию Своего Богомладенца — Агнца и Пастыря, Она Сама благоволила стать внутри церкви вместе с обычными женами[3].

В связи с этим, воздавая должную честь Богоматери, святой Косьма Маиумский вдохновенно замечает:

«Притечем к Богородице и воззрим на держимого Его Сына Божия. При созерцании Его и безплотные духи удивленно говорили друг другу: «Ныне мы видим чудное. Создавший Адама, носится как Младенец; Невместимый вмещается на руках; Сущий в неописанных Отчиих недрах описуется плотью»[4].

Священная и неискусобрачная Дева Мария, держа девственными руками Богомладенца — Создателя всех младенцев, — показала подзаконной Церкви — Законодавца, предобручавшего Себя новозаветной Церкви. Высшая святилища храма. Сама освятила Своим вхождением церковные чертоги[5].

Ветхозаветный храм отверз пред Нею и Богомладенцем свои светлые входы и приготовил Им дары Боголепной хвалы[6].

Между тем, прав. Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие бессмертные слова: «Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели Тайну, сокрытую от веков, и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни»[20].

«Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к безконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя, — Жизнь всех»[21].

«Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе Младенца видел Тебя, непременного, превечного Бога и Спасителя... Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым»[22].

«Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Прими Твоего служителя, утружденного старостью»[23].

Безмолвно выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца-праведника. Никто не находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании: «Не Старец Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее»[24].

Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказал Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова:

«Этот Отрок, — говорил старец Богородице, — будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим — восстанием»[25].

«Он положил Себя Камнем преткновения и соблазна непокорным и неверующим спасением верным»[26].

«И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте»[27].

Такова речь Симеона Богоприимца в литургической передаче. Здесь не трудно различать вплетения в собственные Евангельские слова их искусного Богословского толкования.

Что касается пророчества о Христе Спасителе прав. Анны Пророчицы, то оно в канонах и стихирах на «Сретение» передается в общих фразах. Святая Старица, по словам песнопевцев, проповедовала в храме о Богородице и Богомладенце, называя Его Спасителем, Избавителем Израиля, Христом и Творцом неба и земли»[28].

Изложенное выше содержание всенощного Богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании ярких Божественных образов Христа-Богомладенца и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами:

«Богородице Дева, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали»[29]

«О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами»[30].

В истории «Сретения Господня» образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и Божественного величия.

[1]  Предпр. Сретен. Госп. утра. Канон Богород., Светилен по 9 п.
[2]  Сретен. Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на «и ныне».
[3]  Предпр. Сретен. утра, 1 стиховная стихира; Праздн. Сретен. утра. Канон 10-й припев на 9 песни.
[4]  Сретен. утра, Канон, Икос по 6 песни Канона.
[5]  Предпр. Сретен. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; 2 и 3 стиховные стихиры; Сретение, Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; утра. Канон, 1 и 3 тр. 1 п.
[6]  Предпр. Сретен. вечера, 1 и 2 стихиры на Господи воззвах.
[7]  Сретение, Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; 1 стихира на Литии.
[8]  Сретение, Канон, 2 тр. 3 п.; Предпр. Сретен. утра. Канон, Богородич. 1 песни, 3 тр. 6 п.; Сретен. Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.
[9]  Предпр. Сретен. утра, Канон, Богородич. 1 и 4 пп.; Сретен. Вел. вечерня, 1 стиховная стихира.
[10]  Сретение утра, Седален по Полиелее.
[11]  Предпр. Сретен. утра, Кан., Богород. 8 и 9 пп.
[12]  Сретен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.
[13]  Сретен. утра. Канон, 1 тр. 9 п.
[14]  Сретен. Вел. вечерня, 4 стиховная стихира; утра, Канон, 1 и 2 тр. 4 п.
[15]  Сретен. утра, Канон, 1 и 3 тр. 5 п.; Сретен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах.
[16]  Сретен. Мал. вечер., 1 и 3 стихиры на Господи воззвах; 3 стиховная стихира; Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра, Седален по 1 стихословии; Предпр. Сретения вечер., 4 стиховная стихира.
[17]  Сретен. Вел. вечер., 7 стихира на Литии, 1 стиховная стихира.
[18]  Сретен. Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах.
[19]  Предпр. Сретен. утра. Канон, 3 тр. 7 п.; Сретен. утра. Канон, 2 тр. 4 п., 4 хвалитная стихира.
[20]  Предпр. Сретен. утра, 4 стиховная стихира; Сретен. утра, 1 хвалитная стихира.
[21]  Сретен. Вел. вечер., 1 стихира на Литии; утра, Седален по Полиелее.
[22]  Сретен. Велик, вечерня, 3 стиховная стихира; утра, Канон, 1 и 2 тр. 7 п.
[23]  Сретен. утра, Канон, 2 тр. 9 п.
[24]  Сретен. утра, Канон, 5 припев на 9 песни.
[25]  Предпразд. Сретен. утра, Канон, Богородич. Светильна по 9 п. Канона; Сретен. утра. Канон, 2 и 3 тр. 8.п.
[26]  Сретен. утра, Канон, 1 тр. 6 п.
[27]  Сретен. вечера, 4 стиховная стихира; утра, Канон, 3 тр. 7 п.
[28]  Предпразд. Сретен. утра, Седален по 1 стихословии; Сретен., Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра. Канон, 8 припев на 9 п. Канона, 3 тр. 9 п.
[29]  Сретен. утра. Канон, 1 и 2 припевы на 9 песни; Предпразд. Сретен. утра, Канон, 1 и 2 тр. 9 п.
[30]  Сретен. утра. Канон, 14 припев на 9 песни.