Вы здесь

Почему на иконах нет теней

Ответ на этот вопрос следует искать в том переломном историческом моменте, когда на смену античности с ее культом пластической, телесной красоты пришла иная культура, основанная на христианских, евангельских ценностях. Античное миросозерцание покоилось на признании ценности земного бытия, земной героической красоты. Для христиан культ тела и натурализм потеряли всякую привлекательность. Они искали красоты духовной, не подверженной тлению. И для них подлинная, вечная красота — это исходящий от Бога свет, свет, который преображает и одухотворяет тварный мир. Цель христианина — достичь осиянности этим светом и самому стать «зажженной свечой», о которой сказано в Евангелии, что не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Самые яркие примеры живописи новой раннехристианской эпохи — фрески катакомб. Создававшие их мастера, выросшие и воспитанные на традициях иллюзионистической позднеантичной живописи, теперь ставили перед собой иные задачи. Не передачу воздушной пейзажной среды с резвящимися нимфами или атмосферы наполненных прохладой атриумов римского дома, где наслаждаются полуденным отдыхом утомленные герои. Теперь все мысли мастера, виртуозно владеющего кистью, были сосредоточены на идее пространства метафизического, в котором все ощутимое, измеримое, чувственное теряет всякую власть и значение. Это пространство — сначала белый фон, а потом, несколько позднее, золотой — уводит глаз в неограниченные глубины, где возникают фигуры молящихся, умерших, пророков, легкие и прозрачные, будто наполненные цветным светом, лишающим их земной тяжести. Мастера отказались от всего, что может напоминать о материальной жизни и телесной красоте, сосредоточив внимание на выражении лиц святых, на их широко открытых, устремленных в невидимую даль глазах и молитвенных жестах, передающих экстатическое религиозное вдохновение. В этой новой системе ценностей не было места тени.

foma.ru