Самаряныню звали Светланою
Фотина (Светлана) Самаряныня, св. мученица. Память празднуется 20 марта / 2 апреля. У русских крестьян считалась целительницей от «трясавичной» болезни, и в «Сказании о том, каким святым в каких болезнях должно молиться» полагалась ей особая молитва от лихорадки. Во многих городах и селах этой угоднице служили молебны о страждущих «трясавицей», а иные выписывали на лоскутке бумаги тропарь мц. Фотине и, завязав эту выпись в ветошку, давали больному носить ее на шее известное время — дня три или девять, а потом заставляли его или проглотить самую записочку, или сжечь ее вместе с ветошкою на страстной свече и съесть оставшийся от нее пепел.
Генрих Семирадский.
Христос и самарянка |
В пятую неделю по Пасхе Православная Церковь всегда вспоминает о встрече Господа с некоей женщиной-самарянкой, о которой повествует Евангелие от Иоанна (4:5–42). Но мало кто знает о том, что память этой самарянки празднуется 2 апреля. В священном Писании имя ее не упомянуто, однако Предание сохранило его для нас. Самаряныню звали Орой, по-гречески Фотиной, а по-русски это имя звучит как СВЕТЛАНА.
Эта женщина шла не в храм, не на молитву, не на какой-то особый подвиг, не на особое доброе дело, она просто шла за водой, как ходили тысячи женщин во всех странах, как ходила она от юности: брала кувшин, спускалась к колодцу в долину, набирала воду — колодец этот до сих пор сохранился — и возвращалась по тропинке в гору к себе в деревню. Но тот день был для нее особенный, хотя она и не подозревала об этом. Как всегда, она собралась, накинула ветхую одежду, взяла кувшин, поставила его на плечо, как было принято носить, и пошла по дорожке. Говорится, что она принадлежала к самарянам, которые верили в Бога подобно иудеям, ожидали избавления Господня, но считали, что самое святое место — гора Гаризим, где у них стоял храм. Вот шла эта женщина и, может быть, думала о своей тяжелой и горькой судьбе. Жизнь ее не сложилась: пять раз она пыталась создать семью, и каждый раз это ей не удавалось, и то, что у нее было теперь, не давало отрады. Думая о своих заботах, о том, что надо стирать белье, печь хлеб и т.п., самарянка спускалась к колодцу. Какой-то усталый путник, сидевший там попросил у нее пить.
Вот так и началось совсем новое в ее жизни. Этим путником оказался Сам Господь наш Спаситель Иисус Христос. Он как бы ждал ее там и, попросив напиться, Сам напоил ее живой водой истины.
Евангельский рассказ нам говорит о трех вещах. Первое, что Господа можно встретить в самой обычной своей жизни. Самарянка не подозревала, что у колодца, где она каждый день брала воду себе для еды и стирки, ее ждет Мессия, Христос, Спаситель мира. Так и мы, занимаясь своими повседневными трудами, тоже думаем, что в это время Он далеко от нас, но если наше сердце не будет терять Господа, Он будет с нами и здесь.
И еще: была эта женщина с трудной судьбой, наверное, она и сама была виновна в том, что личная жизнь ее не сложилась, но это не помешало Господу встретить ее и говорить с ней о самом высоком. Она стала Его спрашивать о вере, о том, где самое святое место на земле: в Иерусалиме, как думали иудеи, или у них, самарян, на горе Гаризим. Господь сказал: «Да, Иерусалим — место святое, оттуда идет спасение, но приходит время, говорю тебе, женщина, когда люди будут поклоняться и не на этой горе, и не в Иерусалиме, а всюду, в духе и истине. Бог есть Дух». Спаситель также открылся ей, что является тем самым долгожданным Мессией.
Вот какую великую тайну Господь открыл этой простой женщине! А ведь очень немногие удостаивались счастья беседовать с Господом при Его земной жизни. Более того, об этой встрече рассказывает нам Святое Евангелие, значит — она важна для всех нас. Что же в ней примечательного?
А то, что самаряныня — грешная и несчастная — встречает Спасителя при самых обыденных обстоятельствах своей жизни. И Господь говорит с ней о таких высоких вещах, которые не могут вместить даже многие великие мужи. Потому никто из нас не имеет права сказать: «Я слишком грешная, я слишком малая, я слишком недостойная (душа), чтобы услышать, понять Весть Христову и чтобы послужить ей». Весть Христова обращена к каждому из нас, к каждому на его месте и в его час. Слово Божие, как меч, проникает в самые глубины сердца и дает ему жизнь вечную — живую воду, которую Господь обещал самарянке.
Известно, что всю последующую жизнь свою эта бедная женщина посвятила проповеди Христова Евангелия, услышанного впервые у колодца Иаковля из уст Самого Спасителя. За эту проповедь Господь удостоил ее мученического венца в 66 году.
В то время св. Фотина жила в Карфагене. Получив от Господа извещение о предстоящих ей страданиях, она отправилась в Рим и добровольно явилась к Нерону вместе с сыновьями Иосией и Фотином (Виктором), а также сестрами Анатолией, Параскевой, Кириакией, Фото и Фотидой. После многих мучений, которые не причинили мученице никакого вреда, святая Фотина была отведена в «Золотой дом» Нерона, где обратила ко Христу дочь его Домнину и 100 ее рабынь.
Через три года, претерпев вновь множество мучений и содрание кожи, св. мученица была брошена в колодец, где и скончалась. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина.
Опубликовано: 30/03/2007