Вы здесь

Он любил искусство больше, чем родных

Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович РепинОн признавался, что любил искусство больше, чем родных и друзей. Он начал писать иконы, чтобы прокормить себя и семью, и рисовал всегда, даже когда его правая рука уже не могла держать кисть. Всего им написано более 4 тысяч полотен…

Репин Илья Ефимович родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Начальные уроки рисования Репин получил в топографической школе.

Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники И. М. Бунаков и Л. И. Персанов. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. В Рисовальной школе при Бирже он встречается с И. Н. Крамским, который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы. В 1864 году Репин поступает в Академию художеств и в 1871 году блестяще заканчивает ее конкурсной картиной «Воскрешение дочери Иаира» (1871).

Достоинство репинской конкурсной программы — в умении коренным образом переосмыслить традиционные академические законы.

Илья Ефимович Репин
Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин и В.И.Репина
в мастерской художника в Пенатах, 1914

Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Что за людская мозаика со всех концов России», — писал В. В. Стасов. Силу человеческого духа увидели в картине современники. О картине появилось много статей в периодической печати. Имя Репина стало широко известным. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869).

Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге, 1873

Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса, Рембрандта.

В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876). Подлинный расцвет творчества Репина начинается с момента его возвращения на родину в 1876 году. Он вступает в ряды Товарищества передвижных выставок и в 80-е годы становится ведущим художником среди передвижников, автором многофигурных исторических и жанровых композиций, блестящим портретистом.

Крестный ход в Курской губернии
Крестный ход в Курской губернии

Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Здесь и озлобленный, исстрадавшийся крестьянин «Мужик с дурным глазом» (1877), и «Протодьякон» (1877), — «экстракт наших дьяконов…, у которых ни на йоту не попадается ничего духовного — весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…» Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорнищ» (1881), и «будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883).

Илья Ефимович Репин был первым художником, который изобразил революционеров-народников. Они предстают в полотнах — «Под конвоем» (1876), «Арест пропагандиста» (1880–1889), «Отказ от исповеди» (1879–1885) и «Не ждали» (1884). В этих произведениях ясно читается горячее сочувствие художника революционной борьбе, утверждение красоты подвига и своего рода призыв к коренному изменению жизни.

И к прошлому Репин обращается для того, чтобы глубже понять современность, истоки национального характера, причины исторических коллизий, глубину психологических переживаний.

Иван Грозный и сын его Иван
Иван Грозный и сын его Иван, 1885

Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, — «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879). В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год… я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно». Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г.Г. Мясоедова. композитора П.И. Бларамберга, а в облике сына Ивана — писателя В.М. Гаршина и художника В.К. Менка.

Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880–1891). Первый замысел картины относится к 1878 году.

Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. К 90-м годам он создает около трехсот живописных портретов. Репин по праву считается ведущим русским портретистом этого периода.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Запорожцы пишут письмо турецкому
султану. 1880-1891

Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884), «Осенний букет» (1892). Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества — писателей, деятелей культуры, ученых. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу. Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Таковы В.В. Стасов (1883), Л. Н. Толстой (1887), А.Г. Рубинштейн (1881).

Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881). Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881) выражает натуру беспокойную, ищущую, волевую. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника.

Мужичок из робких
Мужичок из робких, 1877

Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Портреты Элеоноры Дузе (1891), В. А. Серова (1901), М. К. Тенишевой (1898), И. С. Остроухова (1913) и другие отличаются крепким красивым рисунком.

Наступают годы широкого общественного признания Репина. Открывается персональная выставка произведений художника. После реформы Академии он становится ее профессором. В его мастерской учатся молодые художники: И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Б. М. Кустодиев.

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901–1903), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Репин
Последняя фотография Репина,
снятая в Пенатах в 1930 году

На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина.

Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты».

После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Делегация советских художников, среди которых был и ученик Репина И.И. Бродский, навестила его. Репин мечтал вернуться на родину. Однако сил оставалось все меньше. Здоровье шло на убыль.

В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался.