Святость — призвание каждого из нас
В первое воскресенье после праздника Пятидесятницы Церковь вспоминает всех святых. Это празднование установлено для того, чтобы мы осознали, как в жизни человечества и в жизни Церкви действует благодать Святого Духа, которая столь обильно сошла на апостолов в день Пятидесятницы.
Мы слышим евангельском чтении слова Господа Иисуса Христа о том, что апостолы воссядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (см. Мф. 19:28). Эти слова были сказаны в ответ апостолу Петру, который спросил Спасителя: «Мы оставили всё и за Тобой последовали; что будет нам?» (см. Мф. 19:27). Ведь мы помним, что Господь никогда Своим ученикам ничего не обещал. Он говорил: «Идите за Мною и оставьте мертвым погребать своих мертвецов» (см. Мф. 8:22). Он обращался к ним со словами: «Бросайте свои рыболовные сети, и Я сделаю вас ловцами человеков» (см. Мф. 4:19). Но Он никогда не сулил им награду за то, что они оставили дома, семьи, близких, свои дела и последовали за Ним. И вот, наконец, Петр решается спросить Своего Учителя: «А все же, что нам будет? Ведь мы все исполнили, что Ты сказал. Мы бросили все и за Тобой последовали. Что нам за это будет?». И Господь отвечает ему словами, которые вряд ли он или другие апостолы смогли тогда понять. А между тем, именно апостолы стали тем первым ликом христианской святости, который просиял еще в I веке по Рождестве Христовом. Апостолы стали первыми мучениками за Христа, отдавшими свои жизни за проповедь Евангелия, и от них начинается бытие Поместных Церквей везде, кроме Иерусалима, где Церковь основал Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому первое поколение святых — это апостолы. Неслучайно в иконостасе православного храма, если это многоярусный иконостас, один из ярусов непременно посвящен апостолам как первым христианским святым и первым мученикам за Христа.
Но что же все-таки означают слова Спасителя, обращенные к ученикам: «Вы воссядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»? Мы помним, что в другом случае, когда двое из апостолов спросили Его: «Можно, чтобы мы воссели один по правую руку, а другой — по левую от Тебя?» (см. Мф. 20:22), Господь ответил им совсем по-другому. Он не пообещал двум Своим ученикам, что они воссядут на престолах, но ответил: «Это зависит от воли Отца Моего Небесного» (см. Мф. 20:23).
Преподобный Симеон Новый Богослов, названный новым, потому что был святым нового поколения (он жил десять веков спустя после апостолов) и именованный богословом, потому что в своих творениях открыл многие духовные тайны своему, а также последующим поколениям, говорит о том, что каждый из ныне живущих на земле людей, когда предстанет на Страшный Суд Божий, будет судим не Самим Господом, а человеком того же ранга, той же профессии, но при этом достигшим святости: военачальники будут судимы святыми военачальниками, епископов будут судить святители — святые епископского чина, священников — святые, поставленные в священный сан, и так далее. Каждого из нас на Страшном Суде встретит кто-то из святых, который и будет нашим судьей перед Престолом Вседержителя.
Вот, наверное, что означают слова Господа, обращенные к апостолам: «Вы воссядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». Двенадцать колен Израилевых — это, конечно, образное выражение, которое означает весь род человеческий.
Мы обращаемся к святым как нашим ходатаям и заступникам пред Престолом Божиим. Но мы должны также понимать, что жизнь святых является для нас примером для подражания. Если мы придем на Страшный Суд и скажем, что в силу человеческой немощи не достигли тех или иных добродетелей, то каждый из святых, живших в таких же, а, может быть, и гораздо более трудных условиях, что и мы, скажет Господу: «Но я ведь все это исполнил. Значит, это возможно».
Задумываясь о подвиге святых, мы должны, прежде всего, помнить о том, что они были такими же людьми, что и мы с вами. Господь не слепил их из особой материи, из другого теста. Им были даны те же материальные тела, что и нам с вами. У них были такие же возможности совершать грехи и удовлетворять свои страсти, какие есть у нас. Но и у нас есть тот же потенциал исполнять заповеди Божии, какой был у них.
Не всех Господь призывает к мученичеству, и среди святых далеко не все были мучениками. Мучениками, в основном, были первые поколения святых, начиная с апостолов, но уже в IV веке в Церкви просиял лик преподобных — христиан, прославленных за монашеские подвиги, — тех добровольных мучеников, которые, по слову Спасителя, оставили свои дома, семьи, близких и, взяв свой крест, последовали за Христом (см. Мф. 16:24). Они уходили в пустыни, строили там города для того, чтобы вдали от людей предаваться молитве, воздержанию и восходить от силы в силу по пути, ведущему в Царство Небесное.
В течение веков Господь являл миру и многих других подвижников благочестия, которых Церковь соборным волеизъявлением в дальнейшем прославила в лике святых. Среди них были благоверные князья — люди, облеченные земной властью, которую они использовали исключительно для пользы людей, для укрепления христианской веры. Они обладали большим земным богатством, но употребляли его не для своей личной пользы, а во благо своего Отечества.
Господь воздвиг в Церкви и лик бессребреников — людей, имевших имущество, но отказавшихся от владения им и отдавших свое богатство ближним. Некоторые из святых были юродивыми, которые брали на себя особо трудный подвиг мнимого безумия ради Христа, по слову апостола Павла, который говорит: «Мы безумны Христа ради» (см. 1 Кор. 4:10), чтобы терпеть от людей поношения и укоризны и с дерзновением обличать творимое ими зло.
Священники и миряне, епископы и монахи, военачальники и простые люди, которых Господь прославил в разные времена и за разные их дела, — для каждого из них жизнь была служением Богу. То, что они получали в этой жизни, они воспринимали не как свое достояние, а как дар, который должны возвратить Богу. На первом месте для них всегда был Христос, всегда была воля Церкви, и вся их земная жизнь в первую очередь была подчинена евангельским заповедям любви, и только после этого — земным законам.
Из истории христианской Церкви нам известно о различных путях к святости во все времена. В наше время тоже есть люди, которые когда-нибудь будут прославлены в лике святых. По милости Божией мне в своей жизни довелось встретить таких людей; трое из них уже канонизированы Церковью, а еще несколько, наверняка, со временем тоже будут прославлены. И всех этих людей — весьма разных по характеру, по социальному положению, по своему образу служения — объединяла горячая любовь к Богу. Они осуществили в своей жизни тот идеал, который еще в Ветхом Завете был назван «хождением пред Богом» (см. Быт. 5:24; Быт. 6:9; Быт. 17:1; Пс. 25:3; Пс. 114:9), когда человек любое свое дело, всякую мысль свою подчиняет воле Божией, всю свою жизнь предает Христу и его жизнь становится в подлинном смысле слова житием, ибо он не просто живет, а служит Богу, Церкви и людям.
История христианской Церкви есть, прежде всего, история ее святости. Святые всегда были и будут в Церкви, они являются для нас с вами путеводными звездами. Мы обращаемся к ним как к ходатаям и заступникам, зная, что многие святые чудесным образом приходят на помощь, когда мы находимся в беде или в нужде. Мы обращаемся к святителю Николаю или другому особо почитаемому нами святому, или к нашему небесному покровителю, имя которого носим, и получаем от них помощь в наших земных делах. Мы почитаем святых как наших небесных заступников и друзей, но должны помнить и о том, что я сказал прежде, приведя слова преподобного Симеона Нового Богослова, и о том, что Сам Христос говорил Своим апостолам: каждому из нас предстоит Страшный Суд Господень, где мы должны будем дать отчет обо всех своих делах, и в этот момент святые могут оказаться не только нашими заступниками и ходатаями, но и нашими обличителями, ибо и они жили в тех же условиях, что и мы, но достигли Царствия Божия, достигли святости в этой земной жизни.
За богослужением перед причащением Святых Христовых Таин мы не случайно слышим слова, которые обращены к каждому из нас: «Святая — святым», означающие буквально, что Святые Дары, то есть Тело и Кровь Христовы, которые предлежат на престоле, предназначены для святых, то есть для тех людей, которых призвал Господь в Свою Церковь. Конечно, это вовсе не означает, что причащаться могут только святые, но сей возглас может трактоваться и как призыв к святости. Этими словами, которые торжественно возглашаются всякий раз, когда мы готовимся ко Святому Причащению, Церковь напоминает нам о призвании каждого из нас к святости.
Мы знаем, что мы — не святые, каждый по своим причинам. Мы с сокрушением исповедуемся в своих грехах, называя их во время Таинства исповеди. Предстоя пред Престолом Божиим и готовясь к причащению Святых Христовых Таин, мы сознаем пропасть, которая отделяет каждого из нас от идеала христианской святости. Тем не менее, этот идеал в земной жизни по-прежнему является для нас ориентиром, ибо Господь не снижает ту духовно-нравственную планку, которую раз и навсегда Он установил и для Своих апостолов, и для всех членов Церкви Христовой.
Церковь всегда, особенно же в этот день, когда мы празднуем память всех святых, напоминает о том, что путь к святости открыт для каждого из нас. Может быть, и среди нас, здесь стоящих, есть кто-то, кого Церковь прославит в лике святых. Только не об этом мы с вами должны думать, потому что святые никогда не думали о земной человеческой славе, а стремились угодить Богу. Они отдавали свою жизнь на служение Господу и нередко шли на смерть за Христа, за Его Церковь и за своих ближних.
Будем обращаться в молитве ко всем святым, от века просиявшим, к тем святым, которых каждый из нас особо почитает, к тем, чьи святые имена мы носим, и просить их о том, чтобы они были ходатаями за нас пред Престолом Божиим и научили нас быть верными Господу до конца, а если понадобится, то и до смерти крестной.
Опубликовано: 16/06/2014