Наши самые родные люди
Слово в день всех святых в земле Русской просиявших
Праздник всех святых, в земле Русской просиявших, — особый для нас праздник. Вчера за всенощной, на литии, мы называли имена всех русских святых, и это длилось в течение часа. На самом деле, святых у нас больше. Если бы мы вспоминали в нашей молитве всех новых мучеников и исповедников Русских, всенощную, наверное, пришлось бы служить, как в древней Церкви, — всю ночь, чтобы называть их имена до самого начала Божественной литургии.
Вчерашний синодик мы начинали с молитв к Божией Матери, Которая действительно возглавляет сонм всех святых. Мы знаем, что Она особенно любит и благословляет русскую землю, и все русские святые всегда имели особую любовь к Божией Матери — такие, как преподобный Серафим Саровский, которому Она являлась двенадцать раз. Земля наша, украшенная бесчисленными чудотворными иконами Божией Матери, называлась домом Пресвятой Богородицы.
С просвещением русского народа связано имя святого апостола Андрея Первозванного. И имена таких святых, как архиепископ Мир Ликийских Николай Чудотворец. Наш народ столь возлюбил святителя Николая, что многие простые люди — не только в России, но и во всем мире — считают, что это русский святой. Настолько он стал нам близким, родным.
Можно было бы назвать множество других святых. Но мы должны особенно почитать новых мучеников и исповедников Русских и осмысленно входить всей своей жизнью в их подвиг и страдания. Эти святые — заступники верных в наше время, исполненное еще большего беззакония, чем какие бы то ни было другие времена, и потому уготовляющего новые испытания для Церкви.
Мы должны сегодня особенно молиться наиболее близким нам святым — царственным страстотерпцам. Убийство государя Николая Александровича было покушением на всю русскую святость, на православную монархию, призванную хранить Церковь от внешних угроз, да и не только от внешних. Это было покушение на русскую святость, потому что оно было направлено на то, чтобы создать для большинства людей невозможные условия для духовного выживания, так чтобы человек растворялся в общей массе и легко терял то, что когда-то получил от Бога.
Признак нашего почитания новых мучеников и исповедников Русских — то, как мы относимся к подвигу наших современников, таких как воин Евгений Родионов. Если мы способны духовно воспринимать этот подвиг, явленный в наши дни, значит наше почитание мучеников, пострадавших в годы коммунистических гонений, тоже неложное, нелицемерное. Потому что это одна и та же святость. Или мы ждем, когда они перестанут быть новыми мучениками?
Всякий раз, прославляя святых, мы размышляем об особых духовных дарах, которые они получили от Господа. Мы говорим, что в каждом народе, так же как и в каждом человеке, есть какие-то черты, которые особенным образом роднят его с Господом. Не потому, что в других людях или в других народах эти черты отсутствуют, но есть какие-то особенные черты, которые присущи именно этому народу и этому человеку и соединяют его со Всечеловеком Христом.
Всем известно общее мнение о том, что русский народ отличается смирением и терпением. И это самые замечательные черты, потому что Христос говорит, что нужно научиться смирению. Божию Матерь «ублажат все роди» за то, что Господь призрел на Ее смирение. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), — говорит Христос. — «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).
Однако если эти качества не во Христе, то они становятся своей противоположностью. Они становятся тем, что губит человека окончательно. То есть смирение превращается в рабскую покорность злу, в раболепство — то, что мы можем сейчас наблюдать. Терпение же без Христа может становиться отдачей себя на милость любого победителя. И это мы видим сегодня, когда большинство людей терпеливо плывет по течению, не сопротивляясь злу и не отличая добро от зла.
Поэтому сегодня мы должны особенно молиться нашим новым мученикам и исповедникам, явившим подлинное Христово смирение и терпение. Потому что мы призваны к той же самой святости. Мы щедро облагодатствованы от Господа теми же самыми дарами, что и святые. Ничуть не меньше, даже, может, чуть побольше. Потому, что у них не было такого сонма новомучеников, какой есть у нас.
Размышляя о призвании каждого народа и каждого человека ко Христу, невольно воспринимаешь каждое слово сегодняшнего воскресного краткого Евангелия, как связанное с этой тайной. Слово Божие — как солнце. Оно освещает все на свете и одновременно может какую-то одну подробность, одну мысль высветить до конца.
Когда мы слышим о призвании первых учеников Христовых, то размышляем о призвании русских святых. Хотя Русь была призвана ко Христу последней, почти через тысячу лет существования христианства, но слово Божие исполняется, что многие последние становятся первыми. Потому что Бог, благословляющий двумя руками, благословляет крестообразно. Подобно тому как ветхозаветный патриарх Исаак благословлял своих детей (Быт. 48:14).
Мы видим много общего в самых простых подробностях призвания первых учеников Христовых. Христос, проходя мимо моря Галилейского, призывает Симона Петра и Андрея, брата его. Господь не идет в царские палаты Ирода. Он не идет в Иерусалим, где первосвященники и богословы, потому что не много сильных, знатных и благородных призвано Господом к следованию за Ним. Но Он идет к морю Галилейскому — в землю, удаленную от столицы, где жили малообразованные, малокультурные люди, речь которых была груба и проста, так что она всякий раз с головой выдавала уровень их развития. Господь идет сюда, потому что Он видит не так, как видят все. Он хочет посрамить гордое и избрать смиренное, ничего не значащее для мира. Таким же было первоначальное призвание ко Христу Руси, многих русских людей.
Господь избирает людей бедных и неученых. Он показывает нам, что на бедность, нищету, оказывается, необходимо смотреть с размышлением, потому что в этом заключается некая тайна. Не в самой по себе нищете, а в том, что она может предрасполагать к стяжанию большей — духовной нищеты; к пониманию того, что человек ничего не может иметь сам, а все является только даром Божиим.
Оттого что эти люди были неучеными, мы не должны делать вывод, что в тайны Христовы могут смело и дерзко вторгаться люди невежественные. Нет, Христос говорит о том, что так велика истина, которую Он открывает, что всякая ученость, мудрость человеческая, как бы ничто перед ней.
Господь избирает, как сказано в Евангелии, людей труда, и избирает их в момент труда. Как говорит преподобный Силуан Афонский, любить Бога не мешают и не могут мешать никакие дела. Никакой труд не является препятствием к тому, чтобы человек жил духовной жизнью. Наоборот, скорее праздность предает человека сатанинским искушениям и делает его глухим к зову Господню.
Люди, которых избирает на служение Господь, — это не просто люди труда. Жизнь их была исполнена трудностей и опасностей, неизбежно связанных с рыболовецким ремеслом. Труд среди холода и зноя, среди грозной водной стихии. Как говорится, кто по морю не плавал, тот Богу не маливался.
Эта евангельская подробность напоминает нам о нашем русском народе. Так было и с нашей Россией: где жизнь как море бед, где она полна испытаний и скорбей, там скорее люди могут обратиться ко Господу. Они более предуготовлены к следованию за Христом, потому что воины Христовы должны быть закаленными людьми и не бояться никаких лишений и гонений. Вся многоскорбная история русского народа предуготовляет его к тому, чтобы он следовал за Христом.
Мы слышим в сегодняшнем Евангелии еще две удивительные подробности. Кого избирает Господь Своими самыми первыми учениками на земле? Он избирает тех, кто были учениками Предтечи и Крестителя Иоанна — учителя покаяния. Те, чья жизнь направлена к покаянию, легко открываются к вере Христовой. Поэтому если главные учители покаяния — стыд и совесть — будут потеряны в нашем народе, то люди никогда не смогут следовать за Христом. И заботы Церкви о просвещении мира, о служении миру должны быть, прежде всего, сосредоточены здесь.
Наконец, Господь призывает братьев: Симона Петра и Андрея, Иакова и Иоанна на служение. Две пары братьев — Петр и Андрей, Иаков и Иоанн — это самые близкие родственники. Какая удивительная радость! Посмотрите каждый на свою семью. Где мы найдем, чтобы братья следовали за Господом вместе?
К нашему великому горю мы понимаем, что чаще всего в жизни нам дается исполнение пророчества Христова, что восстанут чада на родителей и брат на брата. Это то, что является, к сожалению, более известным для нас, и горем, понятным каждому из нас. Это было во время гонений на нашу Церковь, и назревает сейчас.
Мы должны молиться о том, чтобы нашим близким было даровано спасение заступничеством всех святых. Прежде всего — молиться о своих родных, потому что кто нерадит о своих близких, тот хуже неверующего, говорит нам слово Божие. И апостол Павел свидетельствует, что он желал бы лучше сам быть отлученным от Господа, лишиться всей радости и вечной благодати, быть в адских муках во веки веков, чем видеть своих единоплеменных сродников отлученными от Христа. Значит, сродниками нашими мы называем не только тех, кто в нашей семье, а всех наших единокровных, русских людей. О всех этих людях сегодня наша молитва.
Конечно, в самом глубоком смысле нашими сродниками являются только святые, в земле Русской просиявшие. Они наши самые родные люди, самые близкие, мы молимся им, как молимся святому царю Николаю. Через царя Господь явил образ святой семьи, чтобы наш народ, покаянно осознавая, чтó произошло, и прославляя своего святого царя, мог бы объединиться вокруг царской семьи в единую семью. Будем надеяться на это и молиться нашим святым мученикам.
Когда Господь призывает своих первых учеников, то они тотчас оставляют свои сети, лодку и отца, и следуют за Христом. Мы видим, какой силой обладает слово Божие, и во всех наших самых скорбных обстоятельствах, среди поражений всегда будем возлагать нашу надежду на Бога, на Его благодать, которая в одно мгновение может все изменить.
Всякий, кто однажды получил милость от Бога, так что сердца коснулась Божия благодать, знает, что из самых страшных беспросветных обстоятельств, в самом глубоком, как смерть, отчаянии одно лишь прикосновение Божией благодати преобразует все в одно мгновение, так что все делается иным.
Слово Божие обладает такой же удивительной силой. Господь сказал, и слово стало делом, и ученики Его тотчас последовали за Ним. Но чтобы совершилось чудо, чтобы исполнилось слово многих русских святых о возрождении России, нам надо научиться такому послушанию Господу, которое явили Его первые ученики, и явили все наши русские святые. Чтобы мы знали, каким неисследимым богатством обладает народ, следующий за своим Господом, за своими святыми, через какие бы испытания ни вел его Господь. И чтобы уподоблялись отцу веры, древнему патриарху Аврааму, который шел, не зная, куда он идет, но прекрасно зная, за Кем он идет.
Опубликовано: 22/06/2014