Вы здесь

Священник в Ираке: «Наши церкви предадут огню»

Священник, вместе с другими христианами сбежавший из Мосула, захваченного едва ли не самой безжалостной исламской армией в мире — боевиками ИГИЛ, — считает, что причиной происходящих сегодня событий стало американское вторжение в его страну. «Этот раскол между суннитами и шиитами искусственно создан Западом для достижения его собственных политических целей... А сейчас, если ты христианин, тебя могут убить», — говорит он.

Беженцы в монастыре св. Матфея
Беженцы в монастыре св. Матфея

Вместе с другими беженцами из Мосула отец Иосиф нашел приют в сиро-яковитском монастыре святого Матфея.

Расположенная на скалистой, песчаного цвета, горе среди зеленеющих кустарников и древних пещер, эта обитель служила пристанищем для самых первых христиан.

Сегодня, как и в первые века христианства, его толстые четвертого века стены снова укрывают христиан, спасающихся от преследователей.

Семьи, бежавшие из второго по величине иракского города от не знающих пощады боевиков ИГИЛ, сегодня занимают кельи, в которых в мирное время жили монахи и паломники. Дети играют на ступеньках, женщины помогают готовить еду на монастырской кухне, другие развешивают постиранное белье на палящем зное, а вокруг слышится колокольный звон.

Мужчины сидят в тени, пьют чай, курят и тревожатся о своих семьях.

Все следят за новостями, пытаясь понять, что же будет дальше.

Иосиф аль Банна беседует с другими беженцами из Мосула
Иосиф аль Банна беседует
с другими беженцами из Мосула

«Все то время, которое я прожил в Мосуле, я не уезжал из города, несмотря на преследование христиан в 2007-2008 годах», — говорит отец Иосиф аль Банна.

«Когда в Мосуле и христиане, и мусульмане узнали, что подходят войска ИГИЛ, все они, зная по опыту Сирии, что их боевики способны вырвать у врага сердце и съесть его, за одну ночь покинули город».

ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) использовала такую грязную и жестокую тактику в Сирии, что даже Аль-Каида и другие исламистские группировки, такие как ан-Нусра, не признают их.

Многие опасаются, что ИГИЛ захватит Северный Ирак, опираясь на живущих там мусульман-суннитов, что в итоге разожжет полномасштабную религиозную войну суннитов с шиитами и вовлечет в нее другие арабские страны.

Иракские христиане, многие из которых, как и жители Маалюли, до сих пор говорят на арамейском — языке, на котором говорил Спаситель, — оказались меж двух огней.

Сиро-яковитская церковь в Ираке — вторая по величине восточная церковь в стране после несториан. Отец Иосиф насчитывает 1750 христианских семей, живших в Мосуле до вторжения США в Ирак в 2003 году.

Увидят ли эти дети свои дома? И выживут ли в котле новой войны, закипевшей на их родине?
Увидят ли эти дети свои дома?
И выживут ли в котле новой войны,
закипевшей на их родине?

Теперь же, после атак исламистов, убивавших и священников, и мирян, их число сократилось до 400.

«Уже вряд ли кто вернется домой, разве только около 100 семей, — говорит он. — Мы считаем, что это произошло из-за вторжения американцев и британцев. Этот раскол между суннитами и шиитами искусственно создан Западом для достижения его собственных политических целей... Сейчас, если ты христианин, тебя могут убить. Твоя дочь не может спокойно идти по улице, не одевшись, как исламская фундаменталистка... Наши церкви предадут огню».

Христианка Мариам (она побоялась назвать свое полное имя) говорит, что сначала не могла уйти из Мосула, так как мост был заблокирован иракской армией.

«Но потом я увидела, что солдаты бегут и снимают с себя форму», — вспоминает она. Через несколько дней она собрала кое-какие пожитки, накинула на голову покрывало, чтобы смешаться с мусульманками, и ушла из города.

На всем пути своего бегства она видела черные знамена священной войны ИГИЛ. «А один из них сказал мне: „Добро пожаловать в Исламское государство Ирака и Леванта“», — рассказывает она.

Она не боялась одетых в маски суннитских боевиков, попадавшихся ей в пути: «Они такие же иракцы, как и мы. Я боялась только ИГИЛ. Они говорили, что не обидят нас, но мы уже видели, что они делали в Сирии, когда убивали христиан».

Христиане, распятые боевиками ИГИЛ в сирийской провинции Ракка
Христиане, распятые боевиками
ИГИЛ в сирийской провинции Ракка

Абу Марван аль Асвад рассказал, что ему позвонил друг-мусульманин и посоветовал «бежать немедленно, так как к городу подходит группировка исламских экстремистов».

«Я выглянул на улицу в два часа ночи и увидел, как мусульмане покидают свои дома. Как мог я оставаться дома?»

50 семей бежали в монастырь, остальные — в иракские города, контролируемые курдами, 25 семей остались дома (по словам диакона Имад аль Банна — 26).

«Войска ИГИЛ были у нас в церкви. Они спрашивали, почему христиане бегут. „У нас нет проблем с христианами, мы их не обидим. Мы просто освобождаем вас от иракской армии“, — говорили они».

«Правительство ничего не предпринимало, и мы даже не знали, что нам готовит завтрашний день».

Его 18-мильная поездка в монастырь заняла восемь часов из-за полумиллиона паникующих беженцев, заполнивших дорогу.

Он тоже скорбит о том, что количество христиан в городе сокращается: «Никто не хочет оставаться в Мосуле».

Станет ли надежным убежищем этот похожий на крепость монастырь?
Станет ли надежным убежищем этот
похожий на крепость монастырь?

Этот монастырь, основанный в 363 году по Рождестве Христовом и являющийся одним из самых древних монастырей Среднего Востока, известен большим количеством древних манускриптов и особой святыней — частью кости апостола Фомы.

Аль Банна послал несколько людей обратно в Мосул, в церковь святого апостола Фомы, чтобы они забрали оставшиеся там манускрипты и мощи и спасли их от уничтожения.

Журналист Хазван Элиас бежал в Эрбил, когда войска ИГИЛ захватили город. «Мы на 100 процентов были уверены, что ИГИЛ заставит нас платить джизья (налог, которым мусульмане облагают иноверцев)».

«Моя жизнь подходит уже к концу, — говорит он, сжимая свои руки и роняя слезы. — Но я боюсь за будущее своих детей... Мы не знаем, что с нами может произойти».

ИГИЛ взяло под контроль телевизионную станцию, где он работал, и еще три других. Он оплачивает дорогую аренду квартиры в Курдистане, при этом нашел работу на местной христианской станции. «Мы все работаем только для того, чтобы на столе была еда. Все, чего мы хотим, — это еда и мир», — говорит он.

«Каждые 30-40 лет у нас происходит что-то плохое, и число христиан сокращается. Будущее христиан в Ираке мрачно».

Перевел с английского
Протоиерей Сергий Аракелов
pravoslavie.ru