Вы здесь

Действо льсти

И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения,
так что они будут верить лжи (2 Сол. 2:11).

Что это такое? Разве может Бог желать людям зла и намеренно вводить их в заблуждение, чтобы они верили лжи?

Конечно, нет! Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Но вместе с тем, Бог дал человеку свободную волю, дабы он мог сам свободно избирать для себя путь добра или путь зла. И, желая человеку спасения, Бог данной ему при сотворении свободы, этого величайшего дара Божия, ни при каких обстоятельствах от него не отнимает.

Чья же тогда вина, если, по предречению Слова Божия, должно наступить время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4:3-4)?

Вот почему тогда, как учит Слово Божие, все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3:12-13).

Кто же тогда, кроме самого человека, будет виноват в том, что среди людей, вместо истины восторжествует ложь?

Прекрасно объясняет вышеприведенные нами слова 2-го послания к Солунянам наш духоносный и высокоучёный толкователь Священного Писания свт. Феофан Вышенский:

«Это — страшное нравственное наказание Божие!» «Пошлёт», — не так, что нарочно пошлёт не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть ещё такие, которые подают надежду обращения, ещё не совсем предались ложным путям, ещё думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтобы не потерпели они от него насилия изнутри; ибо он может колебать и твёрдых, а не только этих слабых. Когда же они наконец совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтобы отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдёт в сердце их и там начнет оказывать «действо льсти», влечь ко лжи, — и привлечёт. Они воспримут ложь всем сердцем, и затем обнаружат её и во вне — пристанут видимо к Антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри (Толк. посл. св. ап. Павла к Флп. и Сол., еп. Феофана, стр. 517).

Слово Божие верно и всякого принятия достойно. (1 Тим. 4:9); Оно богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, (2 Тим. 3:16), оно — живо и действенно (Евр. 4:12): в нём ничего нет без смысла и значения, и ничего не останется без исполнения.

Это обязывает нас быть весьма внимательными к учению Слова Божия — читать, изучать его и ничего не оставлять в нём без должного внимания и приложения к жизни — как своей личной, внутренней жизни, так и к жизни, нас окружающей, жизни всего человечества, всего мира, ибо мы живём ведь среди мира, среди людей, и тесно с ними связаны.

Сам Господь Иисус Христос неоднократно учил нас испытывать и различать знамения времён, поверяя всё происходящее вокруг нас в мире учением Слова Божия, которое должно быть для нас, христиан, высшим и непререкаемым авторитетом (см. Мф. 16:3; вся 24-я глава Мф., а особенно 24:32-33).

Что же видим мы в настоящее время в мире?

Разве всё происходящее ныне среди современного человечества не есть ясное исполнение вышеприведенных нами предречений Священного Писания?

Разве не видим мы в жизни огромного, подавляющего большинства современных людей, — жизни не только личной, но и общественной и государственной и ... даже религиозной, церковной, этого лукавого «действа льсти» (заблуждения!), подлинного торжества лжи?

Хуже всего то, что истина и ложь теперь так перепутаны в жизни людей, так перемешаны, что даже добросовестному и благонамеренно-настроенному человеку порою бывает трудно или невозможно разобраться: да где же истина, а где ложь? Как часто ныне малой правдой прикрывается большая ложь, и эта малая правда, которая особенно выставляется на вид и всем потому хорошо видима, вводит в заблуждение многих, которые не замечают искусно скрываемой за нею большой и губительной лжи.

И в результате ложь торжествует.

Одним из главных зол современной жизни, к которому привели её руководители общественной и государственной жизни народов, искусно сумевшие захватить в свои руки влияние в обществе и правительственную власть над народами, это почти полное упразднение правильного религиозного воспитания и образования молодого поколения.

А чего доброго можно ожидать от безрелигиозного воспитания в неверии и безбожии?

Ведь сама жизнь теперь нам ясно доказала, что «если Бога нет, то всё позволено».

Что может быть хорошего и какого «прогресса» в жизни людей можем мы ожидать, если современные люди, даже из числа называющих себя «христианами», на 20-м веке христианской эры, или совсем не знают Богооткровенного учения заключающегося в Священном Писании, или очень плохо его знают, а если и знают его, то слишком плохо понимают и весьма часто совершенно превратным образом, руководствуясь только своими антихристианскими, по существу, предвзятыми понятиями и настроениями, следуя своим развращённым вкусам, его толкуют?

В своей самовозносящейся гордыни, многие совсем не считаются с опытом и высоким духовным авторитетом Церкви, и свое личное мнение ставят на первое место.

Зло и ложь можно, самое большее, лишь временно, по чисто-тактическим соображениям, терпеть, но никак не примиряться с ними и никоим образом не вступать с ними в какой бы то ни было компромисс, сговор или соглашательство. Тем боле совершенно недопустимое для христианина дело — зло и ложь как-то оправдывать, реабилитировать, «чёрное» называя «белым» и «тьму» называя «светом», как это ныне всюду, на каждом шагу весьма многими делается.

Бесстыдство и бессовестность в нынешнее время так нагло, как никогда, подымают голову, и — увы! — многие даже честные, сами по себе, люди теперь перед ними «пасуют», видимо, не чувствуя себя в силах бороться с этим.

И вот характерный для нашего времени пример — особенно злободневный.

Сколько криков слышно сейчас о мире — о мире всего мира. Бесконечные «мирные конференции», в которых участвуют даже те, которые говорят о мире, а готовятся к войне. И все делают вид, что не замечают этого лицемерия!

В самое последнее время потряс всех этими призывами к миру папа Римский, приезжавший даже в Нью-Йорк (первый случай в истории папства!), чтобы выступить в ООН с этими призывами. И сколь многие этим поступком его несказанно восторгаются и умиляются: миллионные толпы людей, как сообщает пресса, его воодушевленно приветствовали и прославляли.

Но посмотрим беспристрастно, как всё это по-настоящему выглядит — с точки зрения учения Слова Божия, которое должно быть для нас христиан мерилом всех наших поступков, взглядов и убеждений.

«Мир всего мира»... Да! каждый истинный христианин есть «сын мира» и должен всеми силами и доступными ему средствами стремиться к миру.

Но — к какому миру и с кем?

Может ли быть у истинного христианина мир со злом? мир с сатаной? мир с явными и несомненными служителями сатаны?

Не будет ли такой мир изменой Богу, изменой Христу-Спасителю?

И почему же тогда истинные христиане именуются «воинами Христовыми» (2Тим. 2:3-4)? С кем же это они воинствуют?

Все эти лживые, фальшивые крики о мире — не больше, как результат «действа льсти», о которой пишет св. апостол Павел в своём 2-м послании к Солунянам (2:11). На самом деле Слово Божие не только не предписывает нам, христианам, такого мира, а как раз наоборот: требует от нас непрестанной борьбы — бесстрашного и самоотверженного воинствования — воинствования с диавольским злом, воинствования за правду Божию против диавольской лжи.

Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос, одно из имён Которого — «Начальник мира» (Ис. 9:6), учил: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф. 10:34-36).

Это значит, что учение Христово должно вызвать разделение между людьми, а как естественное последствие такого разделения, — полное нарушение мира: вражду и борьбу, которая может дойти до пролития крови, исполнение чего мы и видим в истории христианского мученичества — от первых веков христианства вплоть до наших страшных дней, когда вновь так обильно полилась кровь неустрашимых исповедников Истины Христовой.

Это отнюдь не значить, конечно, что каждый христианин должен непременно, в буквальном смысле слова, брать в руки меч или какое-нибудь другое вещественное оружие и сражаться им на поле брани. Но это ясно и определённо, как и многие другие места Священного Писания, указывает, что истинный христианин не может и не должен уступать злу, примиряться со злом, а должен быть совершенно непримиримым к диавольскому злу и воинствовать с ним во имя торжества Христовой Истины, которая и утвердилась на земле через пролитие бесценной крови Самого Христа-Спасителя и крови Его верных последователей — святых мучеников.

Откуда же в современном мире эти превратные понятия о мнимой «христианской» любви, которая должна простираться якобы на всех и на всё — даже на самое зло и на носителя этого зла — врага Божия и врага человеческого спасения — диавола и его верных служителей и побуждать нас к миру с ними?

Конечно, всё от него же — от этого исконного врага человеческого спасения, который искусно спутал в сознании людей все здравые понятия и даже, не без успеха, выступает теперь в роли толкователя евангельского учения, пользуясь им в своих тёмных целях. От него идёт это «действо льсти», от него вся эта ложь, которая так наполняет теперь весь мир, толкая людей на подлинно безумные поступки.

Ведь все это так ясно и понятно для чистого, незатемнённого сознания: Антихрист, в лице своих слуг, людей продавшихся ему, подготовляет себе благоприятную почву для своего скорейшего и безболезненного воцарения в мире — ему и нужно создать среди людей такое настроение, чтобы ему не противились, чтобы с ним не боролись, не враждовали, не воевали, а легко и охотно его приняли и признали его своим властелином. Ведь по предречениям святых отцов ещё первых веков христианства, этот всемирный злодей умело скроет свою звериную сущность и явится перед людьми, как их благодетель, исполненный мира и любви, чтобы привлечь к себе сердца и расположение всех.

Вот откуда — эта современная пропаганда о мире всего мира!

А мы, если хотим быть и остаться до конца истинными христианами, — не о мире должны помышлять, в первую очередь, а о правде, но, конечно, не о своей правде, а о Правде Божией — той Божественной Истине, которую принес на землю Воплотившийся Единородный Сын Божий.

Бог нам в помощь!

Слова и речи, т. 2, 1961-68 гг.