Вы здесь

Десятилетие после Беслана. Исламистская угроза России

Беседа с религиоведом Романом Силантьевым

Беседа с Романом Силантьевым, религиоведом, исламистом, доктором исторических наук, доцентом Московского государственного лингви­сти­ческого университета

Роман Силантьев
Роман Силантьев

— Роман, как этот теракт был осознан в мусульманском сообществе?

— Тяжело был осознан всеми нормальными людьми — и христианами, и мусульманами. Показательно, что когда опрашивали в «Комсомольской правде» военных репортеров, людей, которые были во многих горячих точках, спрашивали, что больше всего запомнилось в их профессиональной работе, практически все назвали Беслан. То — есть даже для закаленных профессионалов это было самое страшное воспоминание в их жизни. Для простых людей это тем более было страшным шоком. Хуже теракта у нас не было за всю историю. Нормальные мусульмане тоже переживали вместе со всеми людьми. А ваххабиты злорадствовали, к сожалению.

— А почему? В чем особенность этой исламской идеологии, находящейся в такой резкой противофазе с большинством своих формальных единоверцев?

— Ваххабизм — это, по сути, мусульманский сатанизм. На примере Сирии мы видим как ваххабиты едят сердце на камеру, как насилуют детей, как детей обвешивают взрывчаткой. То есть делают все самое мерзкое, что можно только придумать. Никаких принципов у них нет. Любой грех, который можно совершить они совершают. Поэтому совершенно неудивительно, что они так реагировали на этот теракт. У них это акт веры, акт их победы.

— А идеологически это на чем основано? Чем ваххабизм отличается от основного течения ислама?

— Это совокупность суннитских сект, которые появились в 18 веке. Сначала это была секта некоего Мохаммеда Абдаль Вахаба. Эти секты очень похожи на протестантских пуритан. Название «пуритане» восходит к слову «пурус» т.е. чистый, и ваххабиты называют себя сав-мусульманами, т.е. чистыми мусульманами. Этот Ваххаб учил, что якобы ислам за столетия своей истории оброс нововведениями, появились богопротивные обычаи. И только он остался носителем истинного ислама. Как протестанты предлагали «все вернуть», так собственно и ваххабиты предлагали вернуться к временам Мухаммеда. А те, кто с ним не согласен, будут уничтожены. Вот вкратце содержание их идеологии.

— И какие отличия в их вероучениях от других мусульман?

— У них, с одной стороны, вроде бы много различий, а, с другой стороны, не очень. Все касается вопросов довольно второстепенных, а по факту эти вопросы второстепенными не являются. Например, у Русской Православной Церкви с униатами вроде бы различий меньше, чем с баптистами, а по факту это меньшее число различий большую ненависть порождает. С буддистами у нас категорически не совпадает вероучение, однако они никакие бандеровские банды не собирают и православных не режут, слава Богу. То есть по процентному количеству здесь скорее обратная зависимость. Чем меньше различий, тем больше враждебности. У них патологическая ненависть к местам захоронения. Они считают, что людей надо хоронить как собак. Они обязательно уничтожают даже суннитские мечети, если те, как им кажется, построены на могилах, например, пророков или каких-то других почитаемых людей. Все это мы наблюдаем в Ираке. То — есть ваххабиты считают себя вправе отлучать от ислама всех, кто с ними не согласен. Те мусульмане, которые не разделяют их точку зрения, приравниваются к худшей разновидности не мусульман, к муртадам. То — есть это люди, которые именуют себя мусульманами, а мусульманами, по их мнению, не являются. Или которые вышли из ислама в силу еретических взглядов. Вот ваххабиты всех своих оппонентов причисляют к муртадам и соответственно уничтожают их в первую очередь. Они считают себя не обремененными никакими законопослушанием. Они не считают необходимым держать слово, соблюдать какие бы то ни было договоренности. То — есть любой договор, заключенный с инакомыслящим, с иноверцем для них ничтожен. Поэтому они имеют нулевую договороспособность. Нормальные мусульмане при внесении какого-то богословского заключения сначала изучают источники, а потом на основании источников делают выводы. Ваххабиты же заранее знают: неверных надо резать. И начинают подгонять под эту идею доказательства. Если есть противоречия в исламском священном предании, они объявляют эти части предания недостоверными и ничтожными. Вот такое извращенное «богословие». И, конечно же, ваххабиты абсолютно нигилистически относятся к каким-то традициям. В тех странах, где они пришли к власти, практически никаких не осталось древних зданий.

— Вот под это уничтожение гробниц, мест поклонения, они подводят какое-то богословское основание?

— Они ссылаются на Мухаммеда, что якобы он предписал все могилы уничтожать. Это весьма сомнительное утверждение. Потому что у большинства традиционных мусульман с могилами и мавзолеями все в порядке. Например, в дамаскской мечети стоит отдельная «часовня». Она является местом, по их преданию, упокоения головы Иоанна Предтечи. Там в мечети захоронения присутствуют. Это нормальная практика для шиитов. В большей степени или в меньшей, но она распространена повсеместно. И у нас такие места есть. Они называются пирами, мазарами, зияратами. И в Дагестане есть такая традиция, и в Крыму, и в Чечне. Ваххабиты это все уничтожают.

— Вы уже сравнили их с радикальными течениями эпохи Реформации, когда воинствующие протестанты уничтожали все изображения на стенах церквей, уничтожали все иконы, потому что считали, что это противно Священному Писанию и везде, где простиралась их власть, там оставались только голые белые стены.

— Ну ваххабиты пошли дальше. Часто они и стены не оставляют. В советское время написанная про ваххабитов книга называлась «Пуритане ислама», очень правильная аналогия. Мусульмане крестоносцев недобрым словом поминают, но такое количество вырезанных людей, уничтоженных памятников никаким крестоносцам и не снилось.

— То есть ваххабиты воспринимают ведение войны со всеми остальными как свою серьезную обязанность.

— Да. Они, кстати, полагают, что в исламе не пять столпов, а шесть. Шестой столп — это джихад, и каждый обязан в нем участвовать. Или иди воюй, или деньги давай. Или хотя бы в интернете напиши какую-то гадость про проклятых христиан или про Путина, если уж совсем ни денег нет, ни мозгов.

— И как распространяется это движение? Как люди становятся ваххабитами?

— Высший пилотаж — это завербовать через интернет, когда нет прямого контакта с проповедником. Подлинный ваххабит никого не сдаст, никакую ячейку. Он просто никого из них не знает. Вот у нас один русский подросток лет 14-ти насмотрелся их сайтов. А сам он из тверской глубинки. Собрал бомбу и чуть не взорвал полицейских. Вовремя бдительные соседи в органы заявили. Мальчик никого не знал. Просто попал под влияние пропагандистских роликов, а их огромное количество в интернете. Большая часть интернет-сайтов исламской тематики — русскоязычные. Это как раз вербовочные сайты ваххабитов. В других местах ситуация еще хуже. Есть страны, которые в это вкладывают деньги. Саудовская Аравия, Катар и Турция прямо спонсируют террористов.

— Я какое-то время назад смотрел документальный фильм про то, как в Великобритании некий юноша обратился в ваххабизм. Так же через интернет. Был пойман за попытку устроить теракт. И оказывается, что в этой либеральной Англии просто за хранение ваххабитских материалов на своем компьютере можно попасть в тюрьму. Даже если ты больше абсолютно ничего не сделал. А у нас в стране какие принимаются меры против ваххабизма?

— Ну, периодически пытаются его запретить . После Волгограда опять был всплеск таких попыток, но сейчас после событий на Украине это все отодвинулось на второй план. В преддверии третьей мировой войны запрет ваххабизма не совсем актуален. Терактов меньше становится. Ваххабизм пошел на спад. Но пока еще много лоббистов ваххабитов у нас среди чиновников, среди правозащитников, среди журналистов. Это проблема.

— Вот вы упоминали людей в нашей российской власти, которые лоббируют, которые их поддерживают. А какие у них могут быть мотивы?

— Кому-то дали денег, кто-то просто идиот, а кто настолько ненавидит Россию, что считает: любые ее враги будут его друзьями, даже если они идеологически ему неприятны. Мы же наблюдаем братание либералов с фашистами. В том же Киеве это хорошо заметно. И не только в Киеве, но и в России. Но все-таки здравомыслие у нас растет, растет патриотический подъем. И не получают у нас продвижения идеи Максима Шевченко. Просто на них смотрят с омерзением.

— Вот с точки зрения ваххабитов как должно быть устроено общество? Вот за что они сражаются?

— Хотят весь мир захватить и устроить халифат. Если смоделировать на компьютере ситуацию, где они захватят мир, то тут же начнется среди них резня. И ваххабиты будут резать друг друга. Мусульмане салафитов, пантюркисты всех остальных. Не будет никакого мира. Есть многочисленные секты.

— То есть ваххабиты это не какая-то централизованная организация, нет главного ваххабита?

— К сожалению, нет. Было бы проще, если бы был. Знали бы куда запускать ракеты. Нет такого центра, который планирует все теракты. Есть общая мода и спрос на них. И, к сожалению, практика показывает, что как раз отсутствие центра резко повышает угрозу.

— Я просто пытаюсь себе представить, что ваххабиты себе устроили ваххабитское государство.

— Тогда лучший пример — Саудовская Аравия. Вот вам, пожалуйста, ваххабитское государство. Классика жанра. Могут там христиане жить? Нет, конечно.

— В отношении ведения войны, вот этого джихада есть какие-нибудь правила?

— Нет, конечно. Какие у них могут быть правила? Сами посмотрите, какие у них правила. Все что можно сделать, они делают. Против врага любые средства хороши.

— То есть их образ действия как бы через подражание. То есть кто-то директиву выпускает и эти группы перенимают опыт.

— Да, они смотрят кто выпендрится сильнее, кто там тысячу пленных расстреляет, кто там изнасилует кучу христиан, кто там больше мечетей снесет. И как их снесет, то ли бульдозером, то ли взорвет. Кто сердце съест на камеру, ну так между собой и рисуются это товарищи. И чем дальше, тем хуже.

— Из чего они все это выводят? На чем они это основывают, на каком богословии?

— На том, что они единственные истинные мусульмане, мир принадлежит им. А те, кто с этим не согласен, могут идти в расход. Поэтому договариваться с ними бессмысленно и бесполезно. Надо просто серьезно ими заняться, как в свое время сектой ассасинов, которые весь Средний Восток терроризировали. Татаро-монголы ими серьезно занялись и всех уничтожили. Уже несколько столетий нет проблемы ассасинов. А надо было всего лишь каждый их замок стереть с лица земли и делать это тщательно и систематически. У татаро-монгол хватило на это воли, тщательности и терпения. Пока их всех не перебьешь, дела не будет.

Мусульманская цивилизация сейчас в очень тяжелом положении находится. У ваххабитов проблема в том, что у них культуры своей нет, а культура предыдущая уничтожается. Машину золотом покрыть — вот вся их культура. Как у самых анекдотических новых русских. Такая исламская братва. Они в общем-то и были братвой. Бедуинские банды, которые в свое время приняли этот ваххабизм, объявили себя королями, принцами. И сейчас там огромное количество принцев. Десятки тысяч принцев и шейхов. Там в кого ни ткни, сплошные шейхи. То есть это дорвавшиеся до власти бандиты, которые сейчас терроризируют весь мир. Вот собственно что такое Саудовская Аравия и еще целый ряд других стран.

— Само течение ваххабитов возникло в Саудовской Аравии?

— Тогда оно так не называлось. Ввиду своей большой скромности некий бандит, полевой командир, бедуин Сауд в свою честь назвал это государство. А до этого это была просто Аравия. Но так вот он решил. Что ж тут стесняться-то? Грубо говоря, эта секта нашла поддержку в лице бедуинов. И получилось жуткое совершенно сочетание: потомки Сауда — ныне короли, а потомки Ваххаба — теперь духовные лидеры. Вот такой симбиоз получается.

— Мне как-то попадались форумы, на которых некие мусульмане чрезвычайно злобно бранили шиитов. И меня поражал накал ненависти.

— Они их называют рафидитами. В переводе "отколовшиеся«,раскольники. Если вы встретите на форумах это слово, то это один из признаков как раз ваххабитской пропаганды.

— Насколько я понимаю, в XVIII веке возникла эта секта, и они в итоге прибрали к рукам Аравию и святые места ислама. Как это им удалось?

— Раньше разные там люди жили. Но какой-то кодекс чести у них был. Например, не было принято грабить паломников, которые хадж совершали. Не было принято грабить мечети, в которые люди вносили свои средства для их украшения. Или, например, отбирать вакуфные земли, земли которые являются источником благотворительности в исламе. Не было принято священные города грабить, потому что там находился мавзолей, покрытый серебром или даже золотом. То есть никому раньше даже в голову не приходило, что можно все это содрать и своровать. У ваххабитов не было на этот счет никаких сомнений. Все, что плохо лежало, все, кто шел без охраны, становились их жертвами. Там несколько лет люди в Мекку боялись путешествовать, поскольку их грабили со стопроцентной вероятностью. В общем-то обычная секта с бандой вошла в симбиоз. Когда организованные преступные группировки входят в симбиоз с ваххабитами, получается ваххабитская мафия, которая и прямым бандитизмом, и рэкетом занимается, и при этом еще и террористов спонсирует. Примерно это возникло в аравийских пределах. Проблема, которую османы вовремя не решили, а мы до сих пор страдаем. Лучше бы османы не с нами воевали, а со своими сектантами разобрались.

— И вот в Аравии нашли нефть, что сделало правящую верхушку аравитян очень богатыми.

— Поскольку исламский мир испытывал большой культурный и научный упадок после распада османской империи очень сильная была деморализация. Стамбул потерял свой статус центра исламского мира. Претендовали на это Каир и Мекка. Вот как раз в это время советская Россия помогла ваххабитам. В 1926 году на американском конгрессе они поддержали ваххабитов, полагая, что если англичане поддерживают Каир, то нам надо назло им поддержать Мекку. Я лично встречал статьи в журнале «Атеист» за 1930 год, где о ваххабитах очень положительно отзывались, при этом о мусульманах отзывались отрицательно. Чуть ли не пролетарское течение там близкое к большевизму. Ну а с нефтью, как видите, совсем плохо стало. У кого нефть, у того и деньги. А что еще было тогда в исламском мире кроме населения? Только нефть. Нефть сильно усугубила ситуацию. Они эти деньги вкладывают не только в позолочение своих лимузинов, но и в пропаганду. И последствия этой пропаганды мы наблюдаем.

-А что сейчас это за Исламское государство, которое в Ираке. Оно в конфликте находится с Саудовской Аравией? Они не дружат?

— Они не дружат, хотя Саудовская Аравия их выпестовала. В общем-то для многих ваххабитов Саудовская Аравия это марионетка США и тем самым подлежит уничтожению.

— То есть, когда мы говорим о ваххабитах, мы говорим об очень сложном конгломерате, внутри которого очень сложные отношения вплоть до вооруженных столкновений.

— Конечно. А что у нас в протестантских сектах по другому что ли? Мормоны не гадят иеговистам? Униаты с сайентологами не враждуют? Пожалуйста, все это у нас присутствует. Сколько у тех же направлений пятидесятников враждующих в России централизованных организаций? У нас на полмиллиона протестантов двести централизованных организаций. Это больше, чем нас и мусульман вместе взятых.

— А что касается терроризма, что именно во взгляде ваххабитов на ислам определяет именно такой образ действий?

— Им кажется, что их образ жизни единственно возможный. У них есть свое богословие. Это богословие террора. Все это прекрасно объясняется как и в любой секте. Вот секта Аум-Сенрике, например, одновременно может человеколюбиво запрещать комнатные растения выращивать и вместе с тем одобрять распыление газов для убийства людей. Вполне уживается у них в одном «богословии». Пару миллионов и даже больше людей можно раздавить ради высшего блага. У них такая примитивная, но довольно эффективная черно-белая богословская система. Она выстроена против нас, и ничего там оригинального в ней нет.

— Как контроль над той или иной территорией переходит к ваххабитам? Какие методы они используют при этом?

— Они могут, например, просто прийти в город и сказать: здравствуйте, теперь здесь будет халифат. Кто против — можете проследовать к стенке. Расстреляют, как расстреляли суннитских богословов, которые с ними не согласились. Еще устроили несколько расстрелов показательных. Кто-то успел сбежать. Некоторым христианам было позволено сбежать, оставив конечно недвижимое имущество. Понятно, что никто им ничего не компенсировал. Кого-то убили. Ну вот собственно и все. А могло это произойти и по другому. Могли они исподволь проникать в мечети и уже по факту сказать: здравствуйте, а нас уже большинство. И у нас здесь тоже будет халифат. Как у нас в традиционных мечетях: сначала один ваххабит приходит, потом их там пять, потом десять. Потом имама своего притаскивают. Сначала параллельно молятся, затем начинают лезть на главную кафедру. Потом начинают выгонять имама традиционного. И вскоре выясняется, что там одни ваххабиты, а традиционные мусульмане уже туда не ходят.

— То есть и в России есть эта проблема проникновения ваххабитов и вытеснения ими традиционных мусульман?

— Да конечно. Вот в Москве практически все мечети ваххабитские. И не только в Москве. В Карелии такая же проблема, в саратовской области. Там куда ни зайди, везде какие-то сторонники братьев мусульман, какие-то самопальные джамааты...

— И эти группы они пользуются поддержкой финансовой со стороны Саудовской Аравии.

— На самом деле они уже и на своих деньгах неплохо живут. У них есть свой бизнес, свои сети магазинов. И рэкет. И за эти 25 лет, что они здесь свободно живут, они многого достигли. Во всяком случае в Сирию они уже за свой счет посылали учеников, и деньгами скидывались, и фонды организовывали. К сожалению, они уже не зависят от финансирования. Они уже полностью интегрированы в систему международного терроризма. Это на первом этапе в них инвестировали, сейчас эти инвестиции уже окупаются. Только из Татарстана 200 человек в Сирии воевало. А всего по СНГ хорошо за три тысячи. Из России минимум 500 человек, а на самом деле около тысячи. Это, извините, целый полк.

— Это так серьезно и пугающе звучит. Из всех угроз нашей стране, похоже, это одна из самых страшных. Какие меры необходимо принять, чтобы их остановить?

— Кадыров лучшие принимает меры. Он просто их уничтожает. Это самая правильная политика. Ваххабитов в Чечне мало и разговор с ними короткий. Это уважаемый человек, герой России. Посмотрите, что делает Кадыров и делайте также. Во всей России надо делать также как в Чечне. Проблем будет в разы меньше. Давайте Кадырову поручим в качестве дополнительной работы извести ваххабитов по всей России. У него с ними счеты давние. Поэтому я думаю, что у него получится это наилучшим образом. А то, понимаешь, как-то нехорошо у нас получается. В Чечне их изводят, а в Дагестане переговоры пытаются вести. Ненормально это.

— Что отличает ваххабита? Как его распознать?

— Ненависть к могилам, ненависть к шиитам и суфиям, заявления о том, что мы не христиане, а непонятно кто, скорее всего язычники. Непризнание законов российских. Естественно они российскую власть не любят, не любят Церковь. Естественно никакого уважения к старшим у них. Носят они неопрятные бороды. В общем-то отличаются повышенной скандальностью, агрессивностью. По такой совокупности признаков с высокой долей вероятности людей можно опознать. Даже самые умные из них довольно легко ловятся на эти тесты. Не могут они злобу свою слишком глубоко загонять, сразу она выявляется.
— Спасибо Вам за столь подробный рассказ о столь опасных тенденциях в современном исламе. Эти знания помогут нашим слушателям разобраться в иногда совершенно непонятных мотивах действий людей и политиков в современном мире. И возможно уберечься самим и уберечь страну от этой напасти.

Радонеж