Вы здесь

Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Сретение ГосподнеСегодня Православная Церковь совершает празднование Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Когда родители Спасителя принесли Младенца в храм для принесения за него положенной жертвы, там их встретили праведный Симеон и пророчица Анна. С этим Симеоном связана особая история.

Еще в III столетии до Рождества Христова царь Птоломей Филадельф, бывший большим библиофилом, пожертвовал в Иерусалимский Храм золотой престол и обратился к евреям с просьбой перевести их священные книги на греческий язык для Александрийской библиотеки. Тогда иудеи избрали 72 толковников: по 6 человек из 12 колен, которых поселили на острове Родос для работы над переводом священных текстов с еврейского языка на греческий. Согласно преданию, среди 72 толковников был некий Симеон, который, переводя книгу пророка Исаии, и дойдя до пророчества о Рождестве Спасителя «се, Дева во чреве приимет и родит Сына», еврейское слово «альма» (дева, молодая женщина) перевел на греческий как «парфенос» (дева). Однако, еще раз вернувшись к этому месту, Симеон подумал, что слово «парфенос», по-видимому, неуместно в отношении родившей, и решил, свою «ошибку» исправить. В этот момент ему и явился ангел, который запретил Симеону исправлять перевод, пообещав ему, что не увидит смерти, пока сам не узрит рожденного от Девы Христа.

Через 40 дней после Рождества Христова Мария и Иосиф принесли Богомладенца в Храм, дабы принести установленную Законом жертву и представить своего Сына пред Господом. В это время в Храме находился и старец Симеон, пришедший туда по внушению Божию. Встретив Марию и Иосифа, Симеон взял Младенца на руки и произнес: «Нынe отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром: яко видeста очи мои спасeние Твое, еже еси уготовал пред лицем всeх людей: свeт во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

Потом Симеон обратился к Деве Марии и, предрекая Ее будущие душевные муки в связи со Страданием и Смертью Ее Сына, сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и тебe же Самой душу пройдет оружие. Яко да открыются от многих сердец помышления». При этом находилась и «Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

Церковно-славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Праздник Сретения, с которым народный обычай связывает встречу зимы и весны, это праздник встречи двух Заветов — Ветхого и Нового, закона и благодати: «милость и истинна сретостася, правда и мир облобызастася». В лице двух престарелых праведников — Симеона Богоприимца и Анны пророчицы — Ветхий Завет принимает свое исполнение в лице Богомладенца Спасителя и отступает в прошлое, как завершивший свое предназначение. Напоминает нам праздник Сретения и о личной, внутренней встрече с Богом, для которой необходимо очищение от греховных страстей и исполнение заповедей Христовых.

«Желаете сретить Господа, — говорит святитель Феофан Затворник, — поревнуйте о чистоте… Чистота есть бесстрастие. Путь к бесстрастию – исполнение заповедей… Поревнуйте же исполнить заповеди, и вступите в область чистоты, и сретите Господа… Не подумай кто, что для сего надо делать большие какие перемены в жизни или изобретать особые пути. Нет, в каком звании кто призван, в том да пребывает. На всех путях встречается Господь... Только всякий твори свое дело как следует… Живи хорошо как семьянин, как гражданин, как сын Церкви… и освятит тя Христос, и возблаговолит быть принятым в объятия сердца твоего как в объятия праведного Симеона».

Согласно церковной традиции, в день Сретения Господня в православных храмах освящают свечи. Во время этого освящения мы молимся, чтобы подобно тому, как свечи видимым огнем прогоняют ночную тьму, так и сердца наши избежали слепоты и тьмы греховной, просвещенные невидимым огнем — светлостью Святого Духа.