Кесарево и Божье
В ровненской области несколько иерархов — православных, греко-католических и раскольнических — подписали так называемый «Меморандум о единой Поместной Церкви Украины».
С экклезиологической точки зрения документ выглядит так, как будто его авторы — не только не иерархи, но люди мало знакомые с церковной жизнью вообще. Каким образом, например, можно включить в состав «Единой Поместной Церкви Украины» УГКЦ? Епископы УКГЦ пойдут на разрыв с Римом или, напротив, православные должны будут Риму подчиниться? Это немедленно возникающий, но, конечно, не единственный вопрос. Как авторы меморандума думают с наскока уврачевать тысячелетний раскол между Православием и Римом? В рамках какого богословия и каких представлений о Церкви они собираются это делать?
Даже если бы речь шла о протестантских общинах, провозглашающих принцип Sola Scriptura, объединение было бы крайне непростым делом — за разделением как правило стоят сильные и глубокие убеждения, что Писание надо толковать именно так. Но когда речь идет об общинах, признающих Священное Предание, объединение потребует глубокого переформатирования веры этих общин и отречения (по крайней мере для некоторых из них) от того, что, как они учили ранее, является частью богооткровенной истины. На каком основании мог бы совершиться такой радикальный переворот?
Основания, которые предлагает документ, носят чисто внешний, политический характер. Подписанты едины не в своем богословии или экклезиологии, а в чисто политических вопросах — они подчеркивают свою верность государству и осуждают агрессию России.
Восприятие происходящего как «агрессии России» — политическая позиция, разделяемая не всеми жителями Украины. Прежде всего, ее явно не разделяет президент страны Петр Порошенко, который недавно, среди прочего, распорядился прекратить выплаты пенсий на территории мятежных регионов. Эти действия выглядят осуществлением программы, заявленной в одесской речи — «У нас будет работа, а у них ее не будет, у нас пенсии будут, а у них — нет, у нас поддержка детей и пенсионеров будет, а у них — нет. У нас дети пойдут в школу, детсад, а у них дети будут сидеть по подвалам». Что же, если речь идет о подавлении местного восстания, план вполне ясен. Максимально ухудшить жизнь населения, чтобы принудить его отказаться от поддержки повстанцев. Блокада неприятельского города — обычное дело в истории. Гуманитарные аспекты? Да кому есть дело до гуманитарных аспектов? Не мировому же сообществу!
Но эти действия выглядят более чем странными, если жители Донбасса — жертвы российской агрессии. Какой смысл жестоко наказывать своих граждан (причем наиболее сурово — самых уязвимых из них) за то, что они, будучи верными гражданами Украины, не по своей вине подпали под иностранную оккупацию? Так что сам Порошенко видит ситуацию именно как гражданскую войну — в ходе которой он не собирается оказывать мятежным подданным никакого снисхождения и милости.
Вообще в этой истории с пенсиями есть нечто чистое, беспримесное, библейское — притеснение наиболее бедных людей, которые вообще есть и в конфликте по большей части не участвуют. «Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их» (Исх. 22:23), дальнейшие ужасы цитировать не будем.
Украинская Православная Церковь, в лице митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, управляющего Донецкой епархией УПЦ, уже возвысила голос в защиту беззащитных стариков, обратившись к президенту Порошенко с просьбой отменить его решение. Захотят ли что-то сказать об этой ситуации представители других христианских общин Украины, обратит ли на нее внимание «мировое сообщество» — мы узнаем в ближайшие дни, но пока, увы, прогноз неблагоприятен.
Но вернемся к меморандуму. Объединение, предлагаемое меморандумом — объединение вокруг одной из существующих в обществе политических позиций, и именно ради нее людям предлагается пересмотреть свою веру — как в догматическом, так и в нравственном отношении, потому что Церковь с однозначной политической позицией едва ли сможет исполнять заповедь Господа о миротворчестве.
Чудовищное давление, под которым находится Украинская Православная Церковь, связано не с конфликтом между двумя религиозными или двумя политическими позициями — оно связано с конфликтом между религией с одной стороны, и политикой — с другой. По одну сторону конфликта находятся люди, которым важнее политика, по другую — те, кому важнее вера.
Некоторые пункты меморандума выглядят просто намеренным издевательством. Например, подписанты «осуждают разжигание межрелигиозной вражды и захваты православных храмов одной конфессии другой, не отрицают религиозное волеизъявление жителей Ровенщины по конфессиональной принадлежности». Всем известно, что захваты раскольниками храмов Украинской Православной Церкви как раз и объявляются «религиозным волеизъявлением жителей».
Участие государственной власти во всем мероприятии выглядит весьма очевидным — как сообщается, «председатель Ровенской областной государственной администрации Сергей Рыбачок направил открытое обращение главам всех областных государственных администраций Украины с предложением поддержать инициативу подписания Ровенского Меморандума о единой Украинской Поместной Православной Церкви»
В условиях междоусобной брани Церковь неизбежно будет сталкиваться (и сталкивается) с жесточайшим политическим давлением.
И перед лицом этого давления кто-то будет ломаться — а кто-то устоит. Это если говорить об отдельных людях. На самой же Православной Церкви сбудутся слова Господа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Митрополитов УПЦ МП, подписавших Меморандум о единой украинской церкви, вызвали «на ковер»
Двух Митрополитов Московского патриархата из Ровенской области, которые подписали Меморандум о Единой, вызвали «на ковер». Об этом сообщает NewsOboz.org со ссылкой на Главком.
Напомним, Пять представителей различных конфессий и два представителя Ровенской облгосадминистрации впервые в истории независимой Украины подписали исторический документ — Меморандум о единой Украине и единой Украинской поместной православной церкви.
В Меморандуме говорится, что все православные Церкви Ровенской области признают и молятся за целостность Украины, что они выступают за создание Украинской поместной православной церкви, осуждают действия России как агрессора и других государств по захвату территории Украины и посягательство на целостность и государственный суверенитет Украины.
Опубликовано: 21/11/2014