Вы здесь

Кремлевская свеча

Площадь древнего Кремля

Московский Кремль в золотисто-розовой дымке славы Первопрестольной, в рассветных лучах пробуждающегося дня Царской России. Все дышит ровно, величественно — Самодержавно! Радость духовная, радость бытия с Богом.

Кремль на горе — как знамя Победы, а под ним, будто у ног Спасителя, град церковных перезвонов, славящих Творца, град Сорока Сороков. Москва старинная и незабываемая.

Дивные московские храмы, сады, как в сказке — дома, и люди, знающие благочестие.

Вот что встает перед мысленным взором, когда лишь легонько коснешься клавиш, чтобы опять открылся чистейший источник — житие батюшки Валентина Амфитеатрова.

Незримо, свечой горящей, стоит он посреди града великого и славного.

Сам образ «Московского утешителя и чудотворца», его энергия и красота — всегда в дыхании Кремля.

Род Амфитеатровых в России до революции — река великая, непрерывающегося благочестия, чьи потоки неслись в рай и влекли к Богу баржи, нагруженные до краев плодами веры, надежды, любви...

Скромное село Высокое Кромского уезда Орловской губернии — родовое гнездо Амфитеатровых, где рождались великие труженники России на ниве Христовой. Это Святитель Филарет (Амфитеатров), архиепископ Антоний, первый Городской Голова Сергиева Посада и незабвенный профессор Московской Духовной Академии Егор Васильевич Амфитеатров. И многие, многие послужившие Богу усердно из рода сего.

Отец Валентин продолжил и умножил служение прекрасное, достойное памяти предков. У родителей батюшки, протоиерея Николая и Анны в доме всегда жили люди, которым оказывали помощь. Протоиерей Николай лечил травами и не отпускал больного, пока тот не вылечится. Свою мать Анну батюшка Валентин называл святой женщиной.

Возрастая и укрепляясь в благочестии, протоиерей Валентин поступил на обучение в Орловскую Духовную Семинарию, обучение продолжилось в Киевской семинарии. Высшее духовное образование он получил в Московской Духовной Академии.

Москва звала своего доброго пастыря, он слышал этот зов, и любил Москву всей душой.

Но не сразу оказался он на служении в граде своей мечты и подвигов духовных.

В 1858 году «по определению Московского Академического Правления, назначен инспектором и учителем высшего отделения Калужского Духовного училища».

В 1860 году батюшка был «произведен в сан протоиерея Преосвященнейшим Григорием, епископом Калужским».

И только в 1871 году «По приглашению Московского Губернского Земства занял должность законоучителя в Московской учительской Семинарии».

В 1874 году протоиерей Валентин был «Определен на священническое место в Царе-Костантиновской, в Кремле, церкви».

В 1889 году он был переведен в Архангельский Придворный Собор настоятелем.

Храм равноапостольных царей Константина и Елены в Тайнинском саду

Храм равноапостольных царей Константина и Елены в Тайнинском саду

Священнический труд батюшки Валентина был нелегким, он буквально не щадил своих сил. Его возлюбленная паства тянулась к нему и умножалась день ото дня. Батюшка был не только молитвенником, старцем, воспитателем, но и вдохновенным проповедником слова Божия. Его проповеди настолько были красивы и сильны, что меняли представление людей о жизни сразу. Человек начинал понимать, для чего живет. А живет он для того, чтобы принести Богу достойные дела веры, а не зря потраченное в суете время.

В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но до конца дней своих принимал страждущих дома. В 1908 году батюшка скончался.

Уходя в вечность, отец Валентин предвидел, что служение его людям не закончится. Он завещал приходить к нему на могилу и общаться с ним, как с живым.

Множество чудесных исцелений, помощи явил пастырь и после своей блаженной кончины. Его могилка на Ваганьковском кладбище явилась спасительным островком для многих, не знающих, где приклонить главу.

Кремлевская незримая свеча горит и в наши дни. Это молитва отца Валентина за нас. Это неуклонное стояние за наши души.

В статье боголюбивому читателю будут предложены случаи помощи батюшки нашим современникам.

Свидетельство Татьяны, 20 октября 2009 г.

Раба Божия Татьяна рассказала, что у её мужа Александра врождённый порок сердца. Его положили в институт трансплантологии в Москве в тяжелом состоянии.

7 сентября предстояла операция.

Перед операцией Татьяна поспешила на могилку к батюшке Валентину (среди Братских воинских захоронений). Под крестом отца Валентина она взяла горсточку песка и положила в пакетик. Попросила батюшку о помощи. Когда пришла к мужу в больницу, положила пакетик с песочком ему под подушку.

После сложнейшей операции на сердце, буквально на 17-ый день Александр был выписан из больницы и сам пошел домой, так как состояние его было хорошим.

Шел не задыхаясь.

Больные после подобных операций долго отходили в отделении (по 3-4 недели).

7 ноября, продолжила Татьяна, будет 10 лет и 2 месяца, как это всё произошло. Мой муж работает без инвалидности.

Свидетельство р. Б. Любови 1962 г. р., 18 ноября 2010 г.

Первой в нашей семье о батюшке Валентине узнала моя мама от сотрудницы Зинаиды. У обоих женщин были тяжелые обстоятельства в жизни.

В те времена (1990 г.) о протоиерее Валентине Амфитеатрове книги не выпускались, а статьи были большой редкостью. И вот в 1990-м году появилась статья в «Комсомольской правде»[1] о чудотворце, похороненном на Ваганьковском кладбище среди Братских могил воинов.

Пути Господни неисповедимы. Статья об отце Валентине сыграла свою положительную роль в судьбе многих людей — батюшка помог несчастным женщинам и очень быстро. А ведь маму Любови начальник решил уволить с работы, хотя ей оставался до пенсии всего лишь один год. На рабочее место мамы начальник устроил мать своей жены (из Казахстана).

Узнав об отце Валентине, мама поехала на Ваганьковское кладбище. Впереди у неё был отпуск, а дальше — неизвестность... Мама разыскала на кладбище Братские могилы (21 участок). Узнать, что среди Братских захоронений похоронен протоиерей Валентин было в те годы непросто. Сорок каменных плит с цветниками, обелиск. Но возле одной из братских могил — четвертой в центральном ряду захоронений — молились люди. Конечно, их было немного.

Время, можно сказать, было переходное, о своей вере люди в открытую не говорили. Но здесь, на участке Братских могил людей объединяло общее — они приходили просить помощи у протоиерея Валентина.

Горе Любиной матери отец Валентин услышал и быстро помог. Когда она вернулась после отпуска на работу, начальник ей сказал: «Я вам дам возможность отработать год до пенсии». Свою родственницу он отправил обратно в Казахстан. И мама снова приступила к своим рабочим обязанностям.

На могиле отца Валентина мама познакомилась с верующей женщиной, которая ей сказала: «Мы все Пресненские к батюшке ходили» Когда экзамены — батюшка очень помогал. В техникум помог поступить, да и квартиру получили помощью отца Валентина. Когда эта женщина еще в школе училась, то близко к могиле батюшки люди подходить боялись — могли и в школу сообщить. Вообще это грозило большими неприятностями. Просили у батюшки помощи издалека (не у самой могилы) и отец Валентин помогал. Потом эта женщина переехала жить в Медведково.

Зинаида, которая работала с моей мамой (она же и показала маме статью о батюшке в газете) настрадалась с мужем. Он выгнал ее из дома, из собственной квартиры. Зина поехала на могилку отца Валентина, наплакалась, зашла в церковь Воскресения Словущего (что на кладбище) и продолжала плакать.

Обернулась и увидела своего сотрудника — начальника отдела кадров (Грошев). Все работали в КБ «Салют». Он спросил, в чем дело и Зина рассказала, что муж ее выгнал из дома. Милиция оказалась безучастной, деваться женщине было некуда.

Начальник отдела кадров предложил Зине руку и сердце. Он оказался вдовцом, на кладбище была похоронена его супруга. Зина была интересной внешности. Впоследствии она согласилась стать женой господина Грошева.

Муж ее умер от рака, оставив бывшей жене её собственную квартиру.

Все устроилось по молитвам отца Валентина.

Сама же Любовь, которая рассказала мне эти истории, поведала еще одну — про себя.

Четыре года назад её выгнали с работы. Она работала уборщицей на предприятии. Начальник решил, что удобнее нанять гастарбайтеров и платить меньше.

Любовь молилась отцу Валентину, в пожилом возрасте найти работу очень трудно.

И вот вскоре она узнала, что этого начальника уволили. Так она осталась работать без ущерба на прежнем месте.

Нина П., 66 лет, март 2014 г.

Моя подруга Татьяна попала в гинекологическое отделение больницы. Через несколько дней она позвонила мне и сказала, что ей должны сделать операцию, просила помолиться, потому что очень боялась. Мы с мужем сразу поехали на могилу батюшки Валентина Амфитеатрова, чтобы попросить его помощи для болящей Татьяны. Каково же было наше удивление, когда в ТОТ же день она нам позвонила и сказала, что опухоль исчезла, необходимость в операции отпала, и ее выписывают домой! Слава Богу за все! Дивен Бог во святых Своих!

Свидетельство р. Б. Галины из Москвы, 1939 г. р., 25 октября 2014 г.

«В начале 90-х годов я находилась возле захоронения протоиерея Валентина Амфитеатрова одна, села на лавочке рядом с Братским мемориалом на 21-м участке кладбища.

Я увидела, что к батюшке идут трое людей. Двое — мужчина и женщина вели старую женщину, которая плохо ходила. Они подошли к четвёртой стелле Воинских захоронений в центральном ряду, к которой народ притекал, как к могиле отца Валентина.

Я подошла и встала рядом. Старая женщина вдруг мне сказала: «Деточка, что со мной-то было... Мы с подругами всегда вместе отмечали праздники (жили рядом с кладбищем), а потом шли к отцу Валентину. И вдруг, в один из дней таких наших посещений, подходя к месту, где батюшка захоронен, помолясь, они вдруг закричали: „Батюшка, батюшка!...“ и встали на колени. Они увидели батюшку, а я нет. Я заплакала: „Батюшка, сделай так, чтобы я тебя увидела и уверовала...“ И вдруг я увидела отца Валентина в гробике, который буквально утопал в цветах, батюшка улыбался!»

А я рассказала этой женщине, как мне приснился отец Валентин (свидетельство Галины можно прочитать в книге «Московский утешитель», автор-составитель Елена Бочарова).

Больше я её на могиле батюшки не видела. Она тогда сказала: «Больше я сюда не прийду, болею, чувствую, что скоро умру и везти меня сюда некому».

Я спросила Галину: «Сколько же было лет этой женщине?» «Наверное, лет восемьдесят,» — ответила она.

А к батюшке женщины, о которых говорилось выше, приходили до Великой Отечественной войны, и во время войны, и после...

По рассказам очевидцев, Братский воинский мемориал был образован после войны, но не сразу. И люди приходили к отцу Валентину, помня то место, где он был погребён (в 30-е годы могила отца Валентина была разрушена богоборцами). Верующие всегда как-нибудь отмечали это место и несли цветы. А когда возник Мемориал и появились стеллы, заповедная четвёртая стелла в центральном ряду стала почитаться как могилка дорогого их утешителя и чудотворца. Такое почитание продолжалось много десятилетий.

Свидетельство, присланное автору статьи 12 января 2015 г.

Добрый день!

Очень хочу рассказать о молитвенной помощи отца Валентина. Постараюсь написать кратко, без лишних эмоций, только факты. Начну по порядку. Летом 2014 года дела мои пошли из рук вон плохо. Вопросы и проблемы, в том числе и финансового характера, накатывали как девятый вал. Попытался сдать квартиру, но желающих не находилось. Кроме того, не удавалось наладить личную жизнь. Как-то раз просматривал документальные фильмы по истории Москвы. В одном из них был рассказ о Ваганьковском погосте. Когда речь зашла про отца Валентина, неожиданно для себя вспомнил, что года два-три назад был там, когда навещал могилу родственника бывшей супруги. В то время мне ничего про отца Валентина известно не было. И вот, просмотрев фильм до конца, решил непременно съездить и попросить помощи.

Могилку нашел быстро, не пользуясь указателями. Мысленно рассказал батюшке о том, что происходило в жизни, в чем виноват сам, какие трудности и невзгоды меня преследуют. Попросил помочь в делах, и конечно же умолял о помощи в создании семьи. Уходил в полной уверенности, что помощь обязательно скоро будет. Как же я был удивлен, узнав, что приезжал к отцу Валентину в День его рождения. Именно этот день оказался свободным у меня от всяких важных дел.

А дальше... Дальше начались чудеса в моей жизни. По другому произошедшее я назвать не могу. Через два дня (не преувеличиваю) мне позвонили две женщины и на моих условиях согласились арендовать квартиру, которую я не мог сдать долгое время. Спустя некоторое время меня нашли мои старые клиенты и предложили, пожалуй даже настойчиво попросили, заняться их делами. Так были решены финансовые вопросы и долговые. Но самое главное случилось спустя примерно две недели. Я встретился с женщиной, которую полюбил, которая полюбила меня. Сейчас мы очень счастливы.

Каждый раз, как только имею возможность, приезжаю на могилку отца Валентина сказать спасибо, а если есть затруднения, то и за помощью. Знаю точно — он меня не оставит.

Андрей Александрович Ц.

* * *

Несомненно, протоиерей Валентин с нами связан навсегда. Но и нам надо поступать также, как наш пастырь. Мы должны любить друг друга. Без любви погибнет земля и все, что мы имеем — не принесет пользы. Своей любовью батюшка согревает нас, но и велит помогать ближнему, заступаться за сироту, не проходить мимо несчастного. И, видя наши добрые поступки, сможет еще более нас вознаградить. Ему не жалко для нас радости. Только спешите делать добро.

В статье использованы архивные документы ЦИАМ

[1] Возможно Любовь могла перепутать газеты. Лично мне удалось держать в руках статью о батюшке в газете «Клюква» (Дополнение автора статьи).