Пост — благоприятное время покаяния
В одной христианской притче рассказывается, как жил однажды человек, который постоянно грешил, но всегда каялся. Так продолжалось всю его жизнь. Когда этот человек умер, диавол хотел забрать его душу себе и говорит Богу: «Он мой». Но Господь ему ответил: «Нет, он покаялся». Диавол настаивал на том, что человек этот был склонен грешить, а поэтому душа его принадлежит аду. Но Бог не уступил ему, говоря, что, если ты, будучи злым, готов простить человеку его покаяние, то тем более Я приму его обращение ко Мне в покаянии (святитель Николай Сербский).
Таков в действительности каждый человек. Несмотря на все старания жить по заповедям Божиим, он постоянно согрешает. Ну а тем более греху подвержен тот, кто не задумывается о спасении и всецело погружен в суету земной жизни. Если бы не было возможности покаяния, то ни один человек не мог бы спастись.
Призыв к покаянию звучит на протяжении всей новозаветной истории — от проповеди Иоанна Крестителя (Мф. 3:1–2) до проповеди апостолов Христовых (Деян. 2:38; 3:19). Возвещая о приближении Царства Божия, Спаситель указывал на необходимость каяться (Мф. 4:17; Мк. 1:15). Он предупреждал, что тот, кто не покается, погибнет (Лк. 13:3), а о покаянии даже одного грешника радуются ангелы (Лк. 15:10).
В третью Неделю Великого поста совершается поклонение Животворящему Кресту Господню. Так Церковь напоминает, какой ценой приобретена наша свобода от греха, свобода быть детьми Божиими. Не все мы осознавали это при вступлении в Церковь, когда в Таинстве Крещения нам были прощены все грехи. Задумаемся же сегодня о том, что каждый совершаемый нами грех лишает нас благодатного богосыновства. Осознав это, мы поймем, что лежащий в центре храма Крест призывает нас, согрешающих, воссоединиться со Христом в Таинстве Покаяния. Именно для этого в середине Великого поста выносится из алтаря Крест, чтобы напомнить — им мы спасены.
Исповедь необходима не только перед Причащением. Человек должен подходить к исповеди чаще, особенно когда совесть напоминает ему о совершенных грехах. Исповедь — это самостоятельное Таинство, которое совершает Сам Христос. В одной из молитв во время исповеди священник говорит: «Христос невидимо стоит, приемля исповедание... аз же точию свидетель есмь». Именно перед Христом мы на исповеди открываем свои грехи в присутствии священника. Святитель Феофан Затворник ободряет исповедующегося: «Смирись же перед Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь».
По существу, исповедь является для христианина вторым Крещением. Так же, как при Крещении, через исповедание грехов человек воссоединяется с Церковью. В молитвах во время совершения этого Таинства священник просит Христа: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви».
Приходя на исповедь, мы должны представать перед Богом не как самодовольные фарисеи, а как переживающие о своих грехах мытари. Нельзя относиться к исповеди формально, превращать ее в беседу или спор со священником, в самооправдание, а также утаивать постыдные грехи. Ведь нераскаянный грех не будет прощен. Человеку, профанирующему Таинство Исповеди, опасно приступать к Причащению, так как оно будет для него «в суд и осуждение».
Таинство Покаяния может совершать только священнослужитель, который имеет для этого особые дары благодати Божией. Приступающий к исповеди должен иметь покаянное настроение души. У каждого человека есть совесть, этот его внутренний судья. У одних она откликается на каждый, даже малый проступок, а у других и на смертные грехи не реагирует. Покаянному настроению помогает чтение Евангелия, ибо, читая Евангелие, человек видит свое несоответствие правде Господней.
Развивать видение своих грехов необходимо с юности. Ребенку с ранних лет следует объяснять заповеди Божии и приучать читать Евангелие. Это поможет ему привыкнуть сопоставлять свои поступки со словом Христовым, и к семилетнему возрасту, когда, по традиции, дети начинают исповедоваться, он сможет осознанно приносить покаяние и, возрастая, не утратит связь с Богом.
Принеся покаяние, необходимо прилагать усилия, чтобы не возвращаться ко греху. Людям, пришедшим на Иордан, святой пророк Иоанн Креститель говорил: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Покаявшемуся необходимо не допускать неправды в своей жизни.
Мы готовимся к празднику Пасхи, но, чтобы почувствовать спасительность этого дня, надо подойти к нему с чистым сердцем, ибо лишь «чистые сердцем Бога узрят». Время поста — благоприятное время для покаяния, живительное действие которого, по словам старца-исповедника преподобного Никона Оптинского, воскрешает душу человека.
Опубликовано: 15/03/2015