Вы здесь

Как защититься от аффектов в трудные времена?

Беседа с православным психологом Екатериной Усачевой

Психолог Екатерина Усачева

Поводом к написанию данной статьи послужил разговор о трагической судьбе Марины Цветаевой. После дискуссии о самоубийстве Марины и её церковном отпевании задумалась о многом. Протодиакон Андрей Кураев, по ходатайству которого и было получено разрешение на отпевание, аргументировал это решение тем, что Цветаева покончила с собой в состоянии аффекта, будучи доведённой до самоубийства обстоятельствами времени. Подумалось, что не за горами, возможно, времена схожие, трагичные, когда каждый из нас окажется под ударом и может не справиться с жизнью и собой. Поэты, безусловно, люди более ранимые и менее приспособленные к жизни, сам «душевный строй поэта располагает к катастрофе» (Осип Мандельштам), и все же каждый из нас, оказавшись в критической ситуации, должен суметь защитить себя, свою психику от негативных последствий стресса, потому я решила поговорить с психологом Екатериной Усачевой об аффективном поведении и о причинах к нему приводящих.

— Что такое аффект? В чём особенности аффективного поведения?

— Аффект — это яркая эмоциональная реакция на значимое для человека событие. Аффективное поведение всегда социально неприемлемо, ибо несёт дискомфорт как человеку, так и окружающим его людям. Это поведение, которое выходит за границы нормы. Но в обществе всегда существуют границы поведения или табу — тот же уголовный кодекс, к примеру. То есть, свобода в общественной жизни очень строго регламентируется, и вот всё, что выходит за границы регламентируемых прав и свобод, является аффективным или девиантным поведением. Аффект как таковой — это яркая непродолжительная вспышка (сам человек часто даже не помнит что произошло), а девиантное поведение это уже продолжительное изменение поведения, жизни, психических реакций, зачастую развивающееся на фоне той или иной болезни (алкоголизм, наркомания, психические расстройства).

— В чем опасности аффективного поведения?

— Такое поведение — симптом наличия проблем у человека, показатель того, что психика не справляется с возникшими трудностями. Обнаруживается неспособность нервной системы затормозить эмоциональный выброс, часто негативный.

— Как в фильме «Падение» (англ. Falling Down) режиссёра Джоэла Шумахера (1993), который ещё переводят как «С меня хватит»? Мы внутри нередко ощущаем то же недовольство, испытываем схожие эмоции, но сдерживаем себя, в отличие от героя фильма, который их осуществляет, но в итоге, борясь со злом, он творит ещё большее зло и гибнет. Главную роль великолепно сыграл Майкл Дуглас. Его отец актёр Кирк Дуглас после выхода фильма сказал: «Я думаю, что это его лучшая работа на сегодня. Персонаж Майкла не „герой“ или „новая городская икона“. Он и злодей, и жертва. Конечно, мы видим многие элементы нашего общества, которые способствовали его безумию. Мы даже жалеем его. Но фильм совсем не оправдывает его действий».

— Да, аффективное поведение — это процесс разбалансировки психики, опасный как для самого человека, так и для окружающих — в причинении вреда, о котором человек с аффектом не догадывается, не отдаёт себе отчёт. И вот этот аффект может быть направлен либо на себя, либо на окружающих. Пошёл и застрелился или, наоборот, убил своего недруга: это разное поведение и зависит оно от личности, от  её мировосприятия. Задача — прекратить мучения сию минуту, а что дальше как бы неважно. Но душа-то — вечна...

— Как заранее подготовить себя к испытаниям?

— Здоровая самооценка является залогом психического здоровья, воспитывается в детстве адекватными родителями, которые замечают и успехи, и промахи своего ребёнка, направляют его, прививают основные нравственные понятия, учат уважать других, уважают его как личность с момента рождения, не ограждают от трудностей, помогают, поддерживают ребёнка. Всё-таки мы говорим о воспитании ребёнка, усвоении им определённых норм поведения в обществе. Я часто  рассказываю пациентам такую притчу: в одной деревне жил мудрец, его все любили, особенно дети, и часто приходили играть к нему во двор. Мудрец создавал из стекла красивые, но очень хрупкие игрушки и дарил их детям, но они их быстро ломали и, конечно,  горько плакали. Родители, устав от детского плача, обратились к мудрецу с вопросом: Ты такой умный, мудрый, всё знаешь, почему же ты даришь детям такие хрупкие игрушки, ведь они расстраиваются и плачут? И мудрец ответил: совсем скоро ваши дети вырастут, и кто-то подарит им своё сердце — не менее хрупкое, чем игрушки —   я хочу чтобы они научились обращаться с ним чуть-чуть аккуратнее.
Не делай другим того, что ты не хочешь чтобы сделали тебе. Верующий человек знает, что все послано Богом, с миром принимает разные изменения и надеется не только на себя, но и на Бога. И за все благодарит.

— На что следует обратить своё внимание прежде всего? Желательно с примерами.

— Социализация ребёнка: научить замечать, видеть других людей, замечать их нужды и потребности, показывать что мы все разные, но всё-таки вместе существуем. Сейчас особенно тяжело с этим, примеров терпения не так много, вот в семье, может быть всякое, люди же как-то живут, решают задачи поставленные жизнью, но в современном мире считается, что изменить семье проще, легче (в широком смысле), чем измениться самому, т.е поменять партнёра легко, договорится со старым — тяжелее. И, конечно, необходима профилактика здоровой психической жизни, минимизация негативной информации, электронной зависимости. Надо учиться созерцать жизнь, видеть прекрасное, наслаждаться природой, хорошей музыкой, чтением «вечной» литературы, а не довольствоваться однодневными гламурными новостями. Важно научиться во всех ситуациях задавать себе вопрос «не за что?», а «для чего»? И стараться исправиться, стать немного лучше, терпимее, добрее. Стараться изменить не ситуацию, которую изменить невозможно, а своё отношение к ней и в этом найти утешение.

— Существуют ли какие-то исследования, помогающие понять законы психики, которые включают механизмы аффектации? Почему люди впадают в состояния аффекта? Когда с ними это происходит и по какой причине?

— Изменения в организме  на физиологическом, химическом уровне происходят, но что запускает этот механизм неизвестно, могут быть и инфекции, и отравления, и черепно-мозговые травмы, и истощение нервное и физическое, переутомление, длительное воздействие стрессовой ситуации. На этом изменении основан процесс выявления аффекта с помощью детектора лжи.  Но это вопрос скорее к судебным медицинским психологам и психиатрам, с этими исследованиями я мало знакома.

— Самоубийство в состоянии аффекта даёт право на отпевание человека в церкви, несмотря на суицид — почему так? Могли бы Вы как психолог объяснить разницу между обычным суицидальным поступком и совершённым в состоянии аффекта?

— Насколько я знаю, согласно основам социальной концепции отпевают только если у человека зафиксирована болезнь (соматическая или психическая). Наркомана под кайфом совершившего самоубийство отпевать не будут, как и скончавшегося в алкогольном опьянении. Разница в том, что человек не отдаёт отчёт, неадекватно оценивает ситуацию — как маленький ребёнок. Вот, например, ребёнок двух лет выпал из окна, это что — самоубийство? Нет, это несчастный случай, так как ребёнок не мог предугадать последствия своих действий. А наркоман сознательно принял наркотик, и потом у него начались изменения, приведшие к смерти — он сам выбрал приём лекарственных средств, воздействующих на психику,  ему их не доктор прописал. Но здесь ещё есть и тонкий момент доведения до самоубийства, а это всегда насилие физическое или психическое.  Также существует проблема психологического терроризма, чаще всего встречается у подростков или молодых людей, когда ставится какое-либо условие или смерть. В каждом конкретном случае это рассматривается отдельно, тонкостей и нюансов очень много.

— Если представить жизнь в военное время с её лишениями и опасностями, наверное именно тогда аффектация почти неизбежна?

— Наоборот, организм очень гармонично сотворён, некоторые функции просто отключаются, защитные механизмы психики очень сильны, но современный мир подвергся психическим болезням больше, чем во время войны, так как сняты многие табу и стёрта граница между добром и злом. Когда война явная, ты знаешь кто враг, картина мира выстраивается, а вот когда все благостно и хорошо и зло рисуется под добро, тут и происходит расслоение психической деятельности, картина мира не выстраивается и всё — срыв. Часто как раз после войны, в мирное время, происходят такие срывы. Хотя, может быть, просто статистика во время войны не ведётся...
Как говорят многие современные священники, богатые люди должны сейчас вкладывать средства в строительство домов престарелых или психиатрических клиник — очень востребованы будут.

— Где проходит граница нормы, за которой начинается запредельное — аффективное?

— Граница — социальная норма, которая регламентируется уголовным и административным кодексом.   В психологии существует понятие нормы как  середины, а с двух сторон крайности: гений с одной стороны и патология, психический больной, с другой стороны. Границы нормы и патологии в современном мире постоянно сдвигаются, расширяются. Исчезновение из международной классификации болезней Всемирной Организации Здравоохранения некоторых психиатрических болезней — яркий тому пример (трансвеститы и гомосексуалисты).

— Могли бы вы дать рекомендации, благодаря которым удар по психике в период испытаний можно свести к минимуму?

— Минимум современного, максимум настоящего. Здоровым питанием все озабочены, так же надо озаботиться и здоровьем психики.  Минимум извращений, зла, негатива, насилия, максимум добра, света и творчества. Раньше была пословица «сделать из дерьма конфетку», а теперь творчество свели к обратному. Простите, что грубо, но такого рода «креативщики» расцветают все ярче и надоели хуже назойливой мухи: ничего стоящего придумать не могут, сотворить тем более, а вот переварить шедевр и вывалить пред нами результат — пожалуйста. Только если раньше была хотя бы внешняя цензура, то теперь нет и внутренней.
Фрейд, конечно, гений, но во многом и злодей: открыл бессознательное, снял табу и забыл всем рассказать, что любая глубина — это высота, а иначе — болезнь.
При современной жизни особенно актуальна профилактика поступающей информации, потому отказ от телевизора — большое благо по мнению многих. Наблюдать войну в прямом эфире — это тоже снятие табу на жестокость, к хорошему не приведёт.
Думаю, проблем у человека будет становиться всё больше: физически, возможно, легче, а психически — тяжелее.
И, конечно же, нужна вера, как спасительный маяк в период бурь и невзгод. Вера поможет не отчаяться, не впасть в уныние.

— Спасибо, Екатерина.

* * *

По ходу беседы вспомнила своё стихотворение, которое теперь читаю скорее вопросительно, чем утвердительно:

Люди падают
по-разному:
кто-то вниз,
кто-то вглубь,
кто-то ввысь.

Почему так происходит? Как, когда глубина становится высотой? Быть может «высота» непременно должна прежде взлёта углубиться, познать себя, найти Христа в себе и только потом взлетать?

Из головы не выходит Цветаева.

«Ведь я не для жизни. У меня всё — пожар, — писала она ещё в 1923-м году. — Я ободранный человек, а вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, ни-че-го. Всё спадает, как кожа, а под кожей — живое мясо или огонь: я — Психея. Я ни в одну форму не умещаюсь — даже в наипросторнейшую своих стихов! Не могу жить. Всё не как у людей... Что мне делать — с этим?! — в жизни».

А в 1940 году, вернувшись в советскую Россию, Марина записала в дневнике:

«Меня все считают мужественной. Я не знаю человека, робче, чем я («гордость и робость — родные сестры»)... Никто не видит, не знает, что я год уже (приблизительно) ищу глазами — крюк, но их нет, потому что везде электричество. Никаких «люстр».... Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Вздор. Пока я нужна — ... но, Господи, как я мала, как я ничего не могу!».

Что в Цветаевой было от поэта, а что от аффекта? — вопрос остаётся открытым. Однозначно можно утверждать лишь то, что трудное, бесчеловечное время таки сыграло свою роковую роль и погубило человека, женщину и поэта.

Можно ли было её спасти? Я всё время думаю об этом, и в некотором смысле этот материал — тоже попытка спасти Марину, хотя бы в воображении, во имя спасения многих и многих, страждущих, как она, и мало способных к выживанию в жестокие времена.