Посредством опыта и любви
«Каждый христианин призван быть миссионером». Эту фразу можно услышать довольно часто. При этом понимать ее нужно обязательно правильно — не впадая в крайности, не обольщаясь потенциальными возможностями привести кого-то к Богу, но и не погружаясь в уныние от своей немощи в деле свидетельства о вере. Быть настоящим повседневным православным миссионером, не оставляя при этом своих основных занятий и не привнося напряженности в отношения с ближними, удается очень немногим. В этой беседе с игуменом Нектарием (Морозовым) попытаемся разобраться в том, какой должна быть миссия среди самых близких — в семье.
— Наверное, самая большая, непреходящая боль человека, который обрел веру, — то, что его родные и друзья остаются за пределами Церкви. Как вести себя с близкими людьми, чтобы не оттолкнуть их от Христа, а, наоборот, открыть им этот путь?
— Прежде всего, нужно помнить о том, что приход любого человека к Богу — это всегда некая тайна. Даже заглянув внутрь самих себя, мы не можем подчас объяснить, почему прожили без Бога какую-то часть своей жизни — кто-то двадцать лет, кто-то тридцать, кто-то семьдесят — и вот в какой-то конкретный момент почувствовали призыв Божий и откликнулись. Видимо, эта способность проявляется, когда в душе человека что-то созревает и она может расслышать обращенный к ней голос Божий.
Господь обращается к человеку на протяжении всей его жизни, и нет такого мгновения, когда бы Он нас к Себе не призывал и когда бы Он нам не открывался. А вот увидеть Его, понять Его человек может только в каком-то определенном состоянии. Можно сказать, что нас к этому готовит, с одной стороны, вся наша жизнь, а с другой стороны, нас готовит к этому Сам Господь. И вместе с тем — кто-то откликается, а кто-то так и проживает всю жизнь и умирает без Бога. Объяснить это до конца невозможно. Но когда мы печалимся относительно того, что не приходят к Богу наши родственники и друзья, нужно вспоминать о том, что и мы пришли не сразу, и нас в какой-то момент Господь догнал на пути, как двух Своих учеников, шедших в Еммаус. Но этому душевному созреванию своих близких мы в меру своих возможностей можем и должны способствовать. Только не следует ожидать, что наши усилия будут иметь решающее значение.
В этом отношении почти все мы совершаем одну и ту же ошибку. В чем-либо убедившись, что-либо поняв для себя, мы пытаемся тут же передать это понимание другому человеку посредством слов. А слово оказывается в данном случае совершенно не универсальным инструментом. Было бы гораздо лучше, если бы мы это представление о христианской жизни передавали нашим близким посредством того, как мы живем. В каждом из нас есть какие-то недостатки, которые наших близких раздражают, угнетают, печалят, создают для них неудобства, и если они вдруг увидят, что мы меняемся, то это станет самым сильным миссионерским ходом, который только мы можем совершить.
Христианство в первую очередь проявляется в любви. И если наши ближние начинают видеть в нас ту любовь, которой мы не имели прежде, и убеждаться, что мы не только их любим, но способны и смириться, и уступить, и позаботиться о них, волей-неволей они либо заинтересовываются причиной этого изменения и с уважением начинают относиться к ней, либо, по крайней мере, как-то оттаивают сердцем, и наши отношения становятся более глубокими, мирными. И вот тогда через нас, уже как через орудия более совершенные, может действовать Господь, посредством живущих в нашем сердце тепла, заботы и кротости.
Много лет назад, еще в Москве, ко мне на исповедь и за советом регулярно приходила одна женщина. Она была интеллигентным, умным, хорошим человеком, но при этом у нее была какая-то настолько потрясающая способность создавать в своей жизни такие абсурдные ситуации, что у меня от них, что называется, волосы дыбом вставали... Ее муж — нецерковный и фактически неверующий человек, каждый раз вступал с ней в споры, пытался отговорить от каких-то прожектов, и она мне постоянно на него жаловалась. А я ей каждый раз говорил: «Да ваш муж совершенно прав в этой ситуации». Так прошло полтора-два года, и вот однажды в храме мне сказали, что меня спрашивает какой-то мужчина. Я вышел и узнал, что это муж той женщины. Подумал сначала, что с ней что-то случилось, но оказалось, у него просто возникло желание познакомиться. А все потому, что жена приходила из храма и вполне здраво соглашалась с тем, о чем он ей в споре говорил, при этом оказывалось, что указывал ей на ее неправоту священник. И вот человек пришел в храм... Могла ли та женщина своими усилиями, разговорами о Боге привести супруга в храм? Думаю, нет, она его только отталкивала. Любой наш недостаток в глазах наших неверующих близких является отрицательным свидетельством о христианстве, и наше непосредственное миссионерство на его фоне может превратиться в антимиссию. Важно жить так, чтобы этого не происходило.
Терпеть и ждать
— Порой люди настолько агрессивно настроены к религии, что любое слово о вере воспринимается в штыки и провоцирует их на негативные высказывания о Церкви, даже богохульство. Что делать в таких случаях?
— Терпеть и ждать. Раз эти разговоры только раздражают, озлобляют, ожесточают, лучше молчать. Пусть проповедью станет «проповедовать делами». Но при этом не забывать, что в наших руках самый действенный способ изменить что-либо к лучшему — это молитва. Иногда нам кажется, что «молись» — это некий расхожий совет, который священник дает, когда ему больше нечего сказать. На самом же деле с молитвы стоит начинать, нет средства более действенного, чем молитва. Но нужно быть готовым за молитву и ответить.
— Что это значит?
— Если мы будем молиться о человеке, то нам обязательно будут посылаться какие-то испытания, непростые ситуации, в которых мы должны будем доказать, что наша молитва действительно имеет некое основание. То есть нужно будет потерпеть этого человека, простить его за что-то, явить ему свою любовь. Нередки случаи, когда, начав молиться о человеке, мы сталкиваемся с тем, что его отношение к нам ухудшается. И только кротостью, терпением, любовью мы можем эту агрессию, раздражительность, обидчивость погасить. Господь нам как бы дает возможность себя испытать. Ты молишься о человеке? Да. Ты хочешь сказать, что ты его любишь и просишь о нем от всего сердца? Да. Ну так докажи, что ты его любишь. И когда ты докажешь, твоя молитва вдруг обретет силу. Так оно и происходит всегда.
— Распространенная ситуация: жена собирается в храм, а муж возмущается, почему в единственный выходной день она отправляется на службу вместо того, чтобы заниматься домашними делами. Как быть?
— Во-первых, необходимо снять все возможные бытовые претензии, то есть уходить в храм надо тогда, когда приготовлена еда и дома наведен порядок. Если один из супругов начинает соблюдать пост (обычно это бывает женщина), то нужно мужу и детям, если они неверующие, нецерковные люди, готовить ту пищу, которую они предпочитают, чтобы пост ни в коем случае не превращался в конфликт. Приходят в дом гости, не соблюдающие постов, значит, и им необходимо предлагать блюда, которые не вызовут недовольства. Потому что пост — это подвиг добровольный, его нельзя никому навязывать.
В поисках золотой середины
— Но бывает так, что и дома все сделано, но вторая половина все равно недовольна, потому человеку кажется, что его бросают, ему уделяется недостаточно внимания.
— Тут уже нужна какая-то гибкость. Иногда приходится одну службу ради мира домашнего пропустить, а на другую пойти, несмотря ни на что. И здесь каждому придется находить золотую середину. Должна быть, с одной стороны, любовь к Богу, а с другой стороны — неразрывно связанная с ней любовь к ближнему. Как этот баланс найти — в каждой семье именно любовь подскажет. Это сложный путь, но посредством опыта и любви он преодолевается.
А если говорить о том, каким не должно быть наше миссионерство, можно привести такой замечательный пример. У Торнтона Уайлдера есть роман «К Небу мой путь». В нем описывается молодой человек, по-своему талантливый, одаренный, даже можно сказать, успешный, а еще совестливый и серьезно ко всему относящийся, — выпускник баптистского колледжа. Но он всем людям кажется сумасшедшим по одной простой причине: все, что соответствует его представлениям о христианстве, он старается в своей жизни воплотить самым прямолинейным образом и очень удивляется, что все люди не живут так же. Эта реализация его христианских идеалов порой доходит до абсурда. К примеру, он приходит в банк снимать деньги со счета и отказывается от процентов, потому что нельзя давать деньги в рост. Ну, отказался бы от процентов и ушел, так нет же, он прочитал в банке целую лекцию о том, почему незаконно брать проценты, да так это объяснил, что угодил в полицейский участок, где его обвинили в уничижении идеи частной собственности. И он все время в подобные ситуации попадает. Это на самом деле очень поучительный роман, и стоит его прочитать, чтобы не превратиться без какого-то основания в глазах окружающих в таких же чудаков.
— Что значит «без какого-то основания»?
— Это значит, что могут быть в жизни ситуации, когда мы, поступая по-христиански, все равно будем казаться окружающим и чудными, и мечтателями в розовых очках, и так далее. Этого бояться не следует. Но это исключительные случаи, а постоянно, в повседневной жизни, быть в глазах других некими чудиками — это очень плохое свидетельство о христианстве. Потому что тогда на нас смотрят и думают: для того чтобы быть христианином, надо стать вот таким и разрушить свою жизнь. Этого, безусловно, не должно происходить.
Опубликовано: 15/07/2015