Вы здесь

Благовещение Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии

БлаговещениеВ день Благовещения Пресвятая Дева Мария услышала от Архангела Гавриила благую весть о том, что Она избрана Господом стать Матерью Спасителя мира, Который принесет людям освобождение от рабства греху и вечной смерти. С момента явления Архангела Деве Марии в жизни человечества началась новая, светлая эра. В Благовещении совершилось вочеловечение Божие — Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания. Второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, становится Человеком наитием Духа Святого, посланного от Отца. «Сын Божий неописанным существом воплотился от Девы», исткал себе печать от Её крови и «не только заимствовал тело от Пречистой, но и душу, и все человеческое». Творческое Слово, Которое было в начале, Которое вело еврейский народ в пустыне и являлось в столпе облачном, принимает наше человечество, чтобы обожить его.

О явлении Архангела Гавриила Деве Марии повествует только святой евангелист Лука — в первой главе своего Евангелия (стихи 26–38). Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи Ангел Гавриил (или Архангел, как принято его называть) был послан от Бога в малоизвестный город Назарет, находившийся в колене Завулоновом в северной части Палестины, к Деве по имени Мария, обрученной мужу именем Иосиф, из дома Давидова (Лк. 1, 26–27). «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (ст. 28).

Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять об их значении. Успокаивая Её, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Спасителя мира: «…не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (ст. 30–33).

Древнее царство Давида, в котором Сам Бог поставлял царей, которое управлялось по законам Божиим, и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в гражданском устройстве, но в его духовном идеале — как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Рождества Христова, его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. Пророки предсказывали, что с Его пришествием царство Давида будет восстановлено и станет Царством Мессии, в которое вольются верующие люди из многих народов, и оно пребудет вечно (Ис. 2, 2–3; 42, 1–12; 54, 12–14; Дан. 2, 44; 7, 13–14; Зах. 9, 9–11).

Пречистая Мария, обещавшая Богу навсегда сохранить Свое девство, в недоумении сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). Небесный Посланник ответил Деве, что воплощение Сына Божия произойдет сверхъестественным образом, без мужа, бессеменное зачатие произведет Дух Святой, и таким образом Её обет не будет нарушен: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (ст. 35). Пресвятая Дева не потребовала от Архангела «никаких доказательств, но он сам, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету», зачавшую Предтечу Господня Иоанна в глубокой старости, по изволению Божию: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ему уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (ст. 36, 37). Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (ст. 38).

Предание говорит, что Пресвятая Дева ещё при жизни Своих родителей хорошо изучила Священные Книги и, когда к Ней явился Небесный Благовестник, она имела в уме слова пророка Исаии «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына…» или читала отрывок из его Книги (Ис. 7, 14).

Журнал «Мгарский колокол»: № 63, апрель 2008