Мироносицы ХХ века
Благочестивых мироносиц память совершающе,
и всех ученик Твоих, в светлом Твоем востании, воспеваем Тя Христе.
(Из 5-ой песни канона Мироносицам, читаемого в Неделю третью по Пасхе).
Да прославятся с лики новомучеников и исповедников Российских жены богомудрыя земли нашея, яже мироносиц восприемшя чин и мужески Христу последовавшя, страдания за Имя Его претерпеша и верно отцем, мужем и братиям нашим, Христа ради мучимым, послужиша. Сего ради ныне в жизни вечней вкупе с ними трапезы безсмертныя наслаждаются.
(Из 9-ой песни канона Новомученикам и Исповедникам Российским).
Над обычно шумным Иерусалимом ещё стояла утренняя тишина и прохлада. Большинство жителей ещё спали, но несколько иерусалимских женщин уже шли быстрым шагом по направлению к саду, находящемуся возле страшной горы Голгофы. Они торопились к месту погребения своего Возлюбленного Учителя. К сожалению никто из них не участвовал в приготовлениях к погребению Его Тела и в обычном для иудеев помазании Его миром, и поэтому им казалось, что они не исполнили свой последний долг любви к Нему. Сейчас, в первый день недели, когда по иудейскому закону вместе с субботой закончились ограничительные нормы покоя, жены-мироносицы вместе с первыми утренними лучами солнца спешили ко гробу, желая осуществить свое благочестивое желание. Мироносицы не знали о том, что иудейскими первосвященниками на следующий же день после погребения была поставлена стража возле гроба. Но знали они, что вход во гроб преграждает большой камень, который им самим не по силам сдвинуть. Знали, но всё равно шли с пламенной верой в сердцах, твердо веря, что Господь не оставит их даже в час своей смерти.
С тех пор прошло огромное количество времени, но вот уже две тысячи лет для православных христиан жены-мироносицы являют собою пример подлинных христианских добродетелей верности, любви, милосердия и постоянства.
Один из православных священников-богословов XX века как-то на проповеди сказал: «Как часто в жизни религиозной наблюдаем мы обстановку смерти, страданий и погребения Спасителя. Ведь Христос ежечасно распинается в мире. Скрывает Божественный Лик свой за завесою страданий и испытаний, чтобы почувствовал Его любовь человек, чтобы эта Христова любовь раскрылась в страданиях человеческих. И как мало здесь подобных святым мироносицам. Как трудно представляется человеку сохранить полную верность Господу и Спасителю своему в минуты постигающих его испытаний... А вот здесь-то именно и открывается истинная Христианская верность».
Действительно, как часто сейчас можно услышать со всех сторон, что невыносимо трудно порою бывает сохранить целой и неповрежденной, не то чем мы так часто хвалимся среди людей (честь, собственное достоинство, совесть), а простую нелицемерную верность Христу и Его заповедям. Но нельзя сказать, что хранение такого рода верности вообще в современном мире является невозможным. Она была и будет всегда, мы знаем множество примеров из истории христианской церкви, когда простые люди такие же, как мы, невзирая ни на какие окружающие их обстоятельства, хранили верность Христу до конца своей жизни, как печатью запечатлевая эту верность мученической смертью.
Так, в 1937 году, по повелению властей, некоторые из женщин нашей необъятной Родины, как говорит о том церковное песнопение, «мужественно последовали за Христом, возложив на себя исполнение служения мироносиц, терпя страдания за Имя Его, верно служа отцам, братьям нашим принявшим мучения ради Христа».
А началось это 27 июня 1930 года, когда Сталин, выступая на XVI съезде ВКП(б) с политическим отчетом ЦК сказал: «Репрессии, в области социалистического строительства, являются необходимым элементом наступления». Спустя 4 года уже на XVII съезде партии, который состоялся в 1934 году, было объявлено «искоренение пережитков капитализма в сознании людей». Теперь главную роль на себя должна была взять система принудительного труда, так долго разрабатываемая и на деле так «мало» ещё применяемая.
В то время, как ядовитый, смертельно опасный дым в воздухе витала идея, провозглашавшая: «социализм — превыше всего и во имя его победы всё дозволено». Именно тогда на смену морали, нравственности, дружелюбию пришли всепоглощающая разнузданность и похабщина, ненависть и недоверие ко всем окружающим. Лагеря, расстрелы, раскулачивание отнюдь не были тайной для любого советского гражданина той эпохи. Об этом знали, но боялись говорить. Сомневались в правомерности всего этого, но тут же отбрасывали свои «мелкие» человеческие сомнения, боясь повторить участь уже осужденных. Вышестоящей властью была провозглашена открытая борьба с классовым врагом, но многие из людей не могли и представить себе, что скоро именно они с этим клеймом «классового врага» будут отправлены в лагеря, а некоторые даже расстреляны.
В пылу непрерывной и беспощадной схватки сталинской властью с неутомимостью и зверским азартом проводились одна за другой крупномасштабные операции по выявлению и уничтожению «врагов социализма». Всё чаще стали появляться новые и изощрённые признаки, по которым любой человек того времени мог быть охарактеризован как изменник родины, препятствующий строению «светлого будущего». Неуемные в своих далёко идущих планах начальники карательных органов тогда и предложили на обсуждение партии проект об организации исправительно-трудовых лагерей не только для изменников родины, но и отдельных для членов их семей. Стали постепенно появляться, помимо уже существующих «мужских» лагерей, лагеря для жен «изменников родины».
Всего в Союзе насчитывалось четыре женских лагеря: АЛЖИР, Темляковский лагерь, который находился в 40 км от г. Горького, Джангижирский лагерь, находившийся в 100 км от г. Фрунзе и четвёртый — Темниковский лагерь находившийся в Потьме. Самый крупный и самый «знаменитый» на огромных территориях ГУЛАГА лагерь акмолинский. «АЛЖИРом» его иронически прозвали отбывающие там наказание женщины, а по документам он именовался как «Исправительно-трудовой лагерь «Р-17».
«P-17» официально начал числится как Акмолинское отделение Карагандинского исправительно-трудового лагеря лишь с 29 декабря 1939 года, до того времени он фактически был зависим лишь непосредственно от Москвы, являясь самостоятельной единицей. Вообще свою историю отделение ведёт от 26-го посёлка трудпоселений, на базе которого оно и было образовано.
Сюда в 1932 году в посёлок № 26 привезли переселенцев из Белоруссии, а в 1933 году — из Крыма, Украины и Молдавии. Спустя некоторое время в 1936 году на этом месте началось строительство бараков и формирование детской колонии. Но уже в августе 1937 года переселенцы были выселены в другие спецпосёлки.
Через некоторое время земля, на которой ещё не высохли горькие и кровавые слёзы спецпереселенцев, была снова орошена слезами теперь уже «алжирок».
Несмотря на то, что приспешниками сталинской власти не раз предпринимались попытки к обезличиванию людей, находящихся в лагерях, всё равно не возможно будет при желании создать какой-то общий для всех портретный образ «изменника родины». Так было и в «АЛЖИРе». Туда попадали женщины разных национальностей (всего насчитывалось около 41), социального положения и профессий.
Экономист, врач, зоотехник, музыкант, педагог, продавец, химик — вот только самые часто встречающиеся профессии среди узниц «АЛЖИРа». Но были также и те, кто не имел профессии к моменту ареста. У них в личной карточке осуждённого в графе «специальность» было написано «не имеет» или «без специальности».
Работать в невыносимых условиях на самой грязной и изматывающей работе приходилось не только не получившим профессию, но и тем женщинам, у которых было гуманитарное, музыкальное и иное образование, не нужное никому в лагерных условиях.
В лагере среди прочих выделялись женщины, которые не были женами «изменников родины» и часто даже не являлись членами их семей. Но особо злостное к ним отношение со стороны надзирателей и начальства оправдывалось указами и распоряжениями самой верхушки сталинской власти. Кто же такие были эти женщины? Чем они так не угодили сталинскому режиму?
Они не были революционерками, стремящимися к смене власти в стране, тем более какими-то крайними мерами? Нет! Не воровали они и денег из государственной казны, как для своих, так и для чьих-либо нужд? Нет! Не занимались порчей государственного имущества? Нет, но эти и многие другие преступления против власти и отечества инкриминировались им в вину. Почему? Да потому — что это были женщины, которые готовы были отказаться от всего ради своей родины, кроме самого главного — православной веры!
При всех, не стыдясь, сказать о том, что ты верующий православный человек во времена сталинской власти приравнивалось примерно к тому же чтобы прилюдно объявить себя сумасшедшим. Но в то время отношение к последним было в тысячи раз лояльней, чем к христианам и вообще религиозным людям.
«Религия — опиум для народа», — лозунг известный многим людям старшего поколения. Прикрываясь именно этим лозунгом, грабили и взрывали храмы, ссылали и расстреливали священников, монахов и мирян. Всё чаще в лагерях среди прочих стали появляться священно- и церковнослужители. Так появились и в «АЛЖИРе» женщины, не пожелавшие отречься от веры во Христа и тем, можно сказать, определившие себя на лагерное заключение.
Много религиозных людей в то время страдало в лагерных узах. Но мало кому, даже из них, удавалось в этих тяжелейших условиях не озлобиться на власть. Сохранить чувства веры, надежды, любви к ближнему и неосуждения. Те же, кто до последней минуты своей жизни смог не только сохранить эти чувства, но и чудесным образом развить их, ныне прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Были таковые и в акмолинском женском лагере.
12 акмолинских мучениц объединенные твердой и нелицемерной верой, единодушно внимая словам Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня», безропотно претерпели и лагерные муки и также со смирением склонили свои главы в час смертный. Приводя кратко их жизнеописание можно сказать следующее:
Монахиня Евдокия Прохоровна Андрианова, родилась в с. Губино Виноградского района Московской области. В 1932 году была осуждена тройкой ПП ОГПУ МО по ст. 58–10 и приговорена к 3 годам лишения свободы. Срок наказания отбыла. После освобождения работала уборщицей в школе с. Губино. С 1937 года не работала по состоянию здоровья.
«7 октября 1937 года вновь арестована и 21 ноября 1937 года осуждена тройкой НКВД по Московской области к 8 годам лишения свободы за то, что «…среди местных колхозников вела к/р сектантскую деятельность, направленную против мероприятий соввласти».
Поступила в КАРЛАГ с московским этапом 20 декабря 1937 года. Находилась в Акмолинском отделении КАРЛАГА (АЛЖИР).
В АЛЖИРЕ арестована в 1942 году. Вместе с монахиней Евдокией было арестовано и осуждено в АЛЖИРЕ еще 11 женщин-заключенных:
Анна Антоновна Водоланова, родилась в 1890 году в Кадиевском районе Донецкой области в крестьянской семье.
В 1935 году осуждена по ст. 58–10 УК к 6 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
Акилина Степановна Дубовская, родилась в 1892 году в Старобельском районе Минской области в крестьянской семье. Занималась индивидуальным хозяйством.
В 1937 году осуждена по ст. 58–10 к 10 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
Наталия Федоровна Копытина, родилась в 1885 году в Трубетчинском районе Рязанской области в крестьянской семье. Занималась индивидуальным хозяйством
В 1937 году осуждена по ст. 58–10 к 8 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
Александра Михайловна Смолякова, родилась в 1880 году в Лебединском районе Рязанской области.
В 1939 году осуждена по ст. 58–10 к 10 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
Ирина Лаврентьевна Гуменюк, родилась в 1885 году в Фельшинском районе Каменец-Подольской области в крестьянской семье. Занималась индивидуальным хозяйством.
В 1940 году осуждена по ст. 127 к 8 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
Ксения Михайловна Радунь, родилась в 1875 году в Демитревском районе Черниговской области в крестьянской семье. Занималась индивидуальным хозяйством. В 1940 году осуждена по ст. 127 к 5 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
Марфа Ивановна Дударенко, родилась в 1885 году в Зинковском районе Полтавской области в крестьянской семье.
В 1939 году осуждена по ст. 58–10 ч. 1 к 3 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
Домна Ефимовна Василькова, родилась в 1887 году в Минаковском районе Подольской области в крестьянской семье. Занималась индивидуальным хозяйством.
В 1940 году осуждена по ст. 58–10 к 3 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
Татьяна Игнатьевна Кушнир, родилась в 1889 году в Вобровицком районе Черниговской области в крестьянской семье. Занималась индивидуальным хозяйством.
Осуждена по ст. 58–10 ч. 1 к 2 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
Наталия Семеновна Карих, староста церкви, родилась в 1885 году в с. Романово Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Занималась индивидуальным хозяйством.
30 декабря 1937 года осуждена тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области по ст. 58–10 ч.1 к 8 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
Иустина Матвеевна Меланич, родилась в 1887 году в Тупиченском районе Черниговской области в крестьянской семье. Занималась индивидуальным хозяйством.
В 1940 году осуждена по ст. 58–10 ч. 1 к 2 годам ИТЛ. Срок отбывала в АЛЖИРЕ.
20 апреля 1942 года судебной коллегией по уголовным делам Карагандинского облсуда в Акмолинском отделении КАРЛАГА монахиня Евдокия Прохоровна Андрианова, Анна Антоновна Водоланова, Акилина Степановна Дубовская, Наталия Федоровна Копытина, Александра Михайловна Смолякова, Ирина Лаврентьевна Гуменюк, Ксения Михайловна Радунь, Марфа Ивановна Дударенко, Домна Ефимовна Василькова, Татьяна Игнатьевна Кушнир и Наталия Семеновна Карих были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение. Иустина Матвеевна Меланич приговорена к 10 годам лишения свободы с поглощением срока предыдущего приговора.
Вспоминая веру и жизненный подвиг 12 мучениц акмолинских мы не должны забывать о том, что их примеру последовали многие узницы, содержащиеся в тюрьмах и лагерях в моменты апогея сталинского режима. Неимоверное множество молитвенников и подвижников благочестия принесло нам то тяжелое время. Ведь недаром вся земля карагандинская названа была Патриархом Алексием во время его визита в 1997 году в город Караганду «распростёртым Антиминсом, содержащим в себе мощи Новомучеников». А сколько ещё таких «Антиминсов»?
Вместе со смертью мученика заканчивается лишь его земная жизнь и начинается жизнь вечная , протекающая в непрестанном общении со Христом в Царствии Небесном. Святой апостол Павел в Послании к Филипийцам писал: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение», таким именно приобретением стала для новомучениц акмолинских их мученическая кончина. Однажды, согласившись всецело воспринять на себя подвиг, подобный служению жен-мироносиц, они до конца своей земной жизни не оставляли его.
И вот теперь, уже для современного поколения девочек, девушек и женщин подвиг акмолинских мучениц является источником и примером веры, милосердия, и любви, из которого они черпают силы для исполнения своего жизненного подвига. Проявление любви и милости к ближним, заботы, попечения о немощных и больных — вот лишь то немногое чем можно охарактеризовать мироносицкое служение, передающееся в православной Церкви из поколения в поколение женщинами-христианками.
Опубликовано: 17/05/2007