Он был одним из самых ярких и парадоксальных философов и публицистов Серебряного века. Его называли русским Фрейдом и русским Ницше. Его ненавидели революционные демократы и недолюбливали либералы. Ему удалось прослыть одновременно и юдофилом, и юдофобом. Циник и парадоксалист, он боялся пафоса. Его философия рассеивалась в мелочах, мелочи же приобретали философский статус.
Он хотел начать литературу «с другого конца», воспеть уединение, тепло частной жизни. Не раз его упрекнут в апофеозе тривиальности, назовут философским обывателем, «поэтом интерьерчика». А он оберегал и пестовал «маленькое» в себе. Отвечал на вопрос «что делать?» фразой, которой суждено стать крылатой: «Если это лето — чистить ягоды и варить варенье; если зима — пить с этим вареньем чай».
Умер Розанов в Сергиевом Посаде 23 января (5 февраля) 1919, в беспросветной нищете, изнуренный голодом и болезнями, пытаясь превозмочь отчаяние и обрести утешение в христианской вере. Похоронен в ограде Гефсиманского скита, рядом с могилой К.Н. Леонтьева.
Василий Васильевич Розанов
20 апреля (2 мая) 1856 — 5 февраля 1919
Василий Васильевич Розанов — это, наверное, самый замечательный писатель среди русских мыслителей, великолепно владевший стилем, познавший магию слова. Он не создал какой-то определенной философской системы, да и не стремился к тому. Но Розанов стал основателем оригинального стиля философствования, который некоторые исследователи называют философским импрессионизмом.
В.В. Розанов родился в г. Ветлуга Костромской губернии в семье чиновника лесного ведомства. В 1861 году, после смерти отца, семья Розановых переехала в Кострому, где Василий Васильевич в 1868–1870 гг. учился в гимназии. После смерти матери (1870 г.) Розанов жил и учился в гимназиях Симбирска (1870–1872 гг.) и Нижнего Новгорода (1872–1878 гг.). По окончании Нижегородской гимназии он поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После того как Розанов закончил учебу в университете, он работал преподавателем в провинциальных гимназиях.
В 1886 года вышла первая философская работа В.В. Розанова «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания». Эта работа, написанная в классическом стиле, прошла абсолютно незамеченной.
В 1893 году Розанов с семьей перебираются в Петербург, где Василий Васильевич поступил на государственную службу по акцизному ведомству. В 1890-е годы Розанов пишет много статей, публикуется в центральных газетах. В 1899 году известный издатель А.С. Суворин пригласил Розанова на работу в газету «Новое время». Василий Васильевич принял это предложение, оставил государственную службу и с тех пор до конца дней целиком посвятил себя литературной деятельности. Кроме службы в «Новом времени», он публиковался в различных, нередко, противоборствующих изданиях — в журналах «Вопросы философии и психологии», «Русский вестник», «Русское обозрение», «Русский труд», «Новый путь», «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», в газетах — «Русское слово», «Биржевые ведомости», «Гражданин», «Земщина» и др.
Помимо работы в газетах и журналах, Розанов активно участвует в литературно-философской жизни. Он был одним из учредителей Религиозно-Философский собраний (1901–1903 гг.), преобразованных в 1907 году в Петербургское Религиозно-Философское общество.
Как литератор и философ, Розанов был очень плодотворен. В начале XX века он чуть ли не каждый год публикует по одной, а то и по три за год книги, посвященных различным литературно-философским проблемам, а также по вопросам общественно-политической жизни. Недаром незадолго до смерти он собирался издать собрание своих сочинений в количестве 50-ти томов. Наиболее важные в философском отношении работы В.В. Розанова — «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского», «Около церковных стен» (в 2-х тт.), «Уединенное», «Опавшие листья» (короба первый и второй), «Мимолетное», «Сахарна».
Многие работы В.В. Розанова вызывали неоднозначную реакцию. Так, за выход книги «Русская церковь» он был подвергнут судебному преследованию. В 1910 году книга «В темных религиозных лучах» была уничтожена цензурой. В 1912 году цензура наложила арест на книгу «Уединенное». Осенью 1913 года В.В. Розанов опубликовал ряд статей в газете правых депутатов Думы «Земщина», в которых Розанов выступил в поддержку обвинений против М. Бейлиса на известном судебном процессе. В 1914 года за эти статьи Розанов, по инициативе Д. Мережковского и А.В. Карташева, был исключен из Религиозно-Философского общества, несмотря на то, что его позиция нашла поддержку у многих общественных деятелей.
Летом 1917 года Розанов вместе с семьей переехал в Сергиев Посад, где создал последнее свое значительное произведение «Апокалипсис нашего времени», в которых выразил свои горькие размышления о гибели России и ее культуры в пламени революции. В 1918 году Василий Васильевич неоднократно, но безуспешно пытался устроиться на работу и найти хоть какие средства к существованию. В ноябре 1918 года его постиг апоплексический удар. 23 января (5 февраля) 1919 года В.В. Розанов умер от истощения. Отходную молитву над ним прочитал его друг, русский философ и священник отец Павел Флоренский. 25 января В.В. Розанов был похоронен рядом с могилой К.Н. Леонтьева на кладбище Черниговского скита возле Троице-Сергиевой лавры. В 1923 году это кладбище срыли, черный гранитный памятник Леонтьеву разбили в куски, а крест на могиле Розанова сожгли… Ныне на этом месте надгробья Леонтьева и Розанова восстановлены.
Дать краткую характеристику мировоззрения Василия Васильевича Розанова крайне затруднительно. И дело здесь не в обширности творческого наследия или заумности рассуждений Василия Васильевича, а как раз наоборот — в кажущейся простоте, некой заземленности его произведений. Но при внимательном чтении его работ вдруг обнаруживаешь необычайную глубину, необычайную значимость каждой строчки, каждого слова, вышедших из-под пера этого русского мыслителя.
Как философ, В.В. Розанов, несомненно, предстает религиозным мыслителем, ибо все его работы обязательно были связаны с темой воплощения Бога в мире и человеке. Но в основе философского метода Розанова лежит не систематический анализ, не позитивное или критическое изложение философских воззрений, а — личное переживание, личное сомнение, иначе говоря, философия чувства, тот самый философский импрессионизм. Однажды он так охарактеризовал свой метод: «И я всегда писал один, в сущности — для себя. Даже когда плутовски писал, то точно кидал в пропасть, «и там поднимется хохот», где-то далеко под землей, а вокруг все-таки никого нет». В другом месте он отметил: «Собственно мы хорошо знаем — единственно себя. О всем прочем — догадываемся, спрашиваем. Но если единственная «открывшаяся действительность» есть «я», то, очевидно, и рассказывай об «я» (если сумеешь и сможешь)». Таким образом, субъект и объект философских размышлений В.В. Розанова — он сам. Этот субъективный, экзистенциальный и импрессионистический подход к философскому осмыслению мира так или иначе проявлялся во всех работах В.В. Розанова.
Конечно, подобный личностный подход порождал определенный исторический пессимизм, который русский мыслитель выразил следующим образом: «Человек не делает историю, он в ней живет, блуждает без всякого ведения — для чего, к чему». Это откровенное признание в ограниченности личностного восприятия мира объясняет и тот факт, что философские воззрения Розанова были изменчивы. Причем, иногда эта изменчивость удивляла его самого. К примеру, свои довольно противоречивые размышления о Церкви Розанов охарактеризовал следующим образом: «Всю жизнь посвятить на разрушение того, что одно в мире люблю — была ли у кого печальнее судьба?»
В самом деле, будучи религиозным мыслителем, Розанов сомневался в силе христианства и Церкви. В начальном периоде своего творчества он выступает как христианский апологет, причем особую роль в христианстве он отдает именно Православию, в противовес западному христианству: «Глубин христианства никто еще не постиг, — и это задача, даже не брезжившаяся Западу, может быть, есть оригинальная задача русского гения», — писал В.В. Розанов в книге «В мире неясного и нерешенного» (1901 г.). Но позднее личные сомнения Розанова приводят его к иному взгляду: сначала он начинает критиковать Церковь, а затем и само христианство.
В.В.Розанов с дочерью
|
Причиной критики стало неверное, по мнению Розанова, восприятие в христианстве проблемы пола, семьи, продолжения рода человеческого. «Ничто из бытия Христа не взято в такой великий и постоянный символ, как смерть. Уподобиться мощам, перестать вовсе жить, двигаться, дышать — есть общий и великий идеал Церкви», — писал он в книге «Около церковных стен». А в других работах разбросаны такие утверждения: «У Церкви нет чувства детей»; «Из текста Евангелия естественно вытекает только монастырь»; «Вокруг нас зрелище обледенелой в сущности христианской цивилизации»; Христос — «таинственная Тень, наведшая отощание на все злаки»; христианство «бессильно устроить жизнь человеческую».
Но важно помнить, что Розанов, при всем критическом отношении, не отрицал христианство как таковое. Скорее, он поставил перед христианской мыслью те вопросы, на которые необходимо было найти ответ. Ведь его, как человека религиозного, мучило несоответствие официальной христианской доктрины проблемам современной жизни. И Розанов стремился показать эти болевые точки, раскрыть их для того, чтобы оживить христианское учение, придать ему новый импульс, внести в духовное бытие человека именно как спасительное учение. Поэтому, в принципе, розановскую критику Церкви и христианства следует рассматривать как положительную, направленную на усиление роли христианского вероучения в жизни современного общества. И он страдал от того, что для достижения этой цели ему пришлось вступить на стезю критицизма. Ведь совсем не случайно была сказана им фраза, уже приведенная выше: «Всю жизнь посвятить на разрушение того, что одно в мире люблю — была ли у кого печальнее судьба?»
Сам Розанов бесконечно любил жизнь во всех ее проявлениях. Символом и знаком жизни для него были проблемы семьи и пола: «Ведь сочинения мои замешены не на воде и даже не на крови человеческой, а на семени человеческом», — писал он в книге «Уединенное». Пол, по убеждению Розанова, обладает «творящей» функцией. Более того, пол, по Розанову, «и есть наша душа», а человек вообще есть «трансформация пола». Таким образом, пол — это физическая основа бытия, таинственно связанная со всей природой. Но пол — это и метафизическая категория, ибо «пол выходит из границ естества, он — внеестественен и сверхъестественен». При этом, как отмечает Розанов, «пол не есть вовсе тело, тело клубится около него и из него…» Но пол одухотворен, также как и все человеческое тело, все телесные качества: «Нет крупинки в нас, ногтя, волоса, капли крови, которые не имели бы в себе духовного начала». Следовательно, пол — это таинственный божественный дар, метафизику и мистику которого человек обязан познать как одну из величайших загадок бытия. Именно поэтому Розанов писал, что «связь пола с Богом большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом».
Итак, В.В. Розанов привнес в русское философствование новую методологию и новую проблематику. Но, кроме этого, великая заслуга Розанова состоит в том, что он создал и новый стиль философствования. Дело в том, что личностному подходу Розанова к философской проблематике противопоказана системность и концептуальность. Сам Розанов внутренне это очень остро чувствовал, и от книги к книге все более уходил от традиционной стилистики изложения — его работы начинают наполняться письмами его корреспондентов, которые Розанов сопровождает своими пометками или замечаниями. Постепенно книги Розанова превращаются в живые диалоги. Но и эта форма перестает со временем удовлетворять Розанова. И он находит совершенно новую форму, до того не бывшую в русской философской мысли. Именно в этом стиле была написана знаменитая философская трилогия — «Уединенное» и два короба «Опавших листьев», а затем книги «Мимолетное», «Сахарна» и «Апокалипсис нашего времени».
Розановский стиль представляет собой одновременно и новый литературный жанр, и новый метод философствования. Стержнем этого стиля стало «любопытное всматривание» в человеческую природу. Интерес к человеческой личности, к ее сущности выражался Розановым не в исследовании биографий великих людей, не в абстрактных рассуждениях, как это часто бывает, а в осмыслении конкретного бытия конкретного человека — соседа по дому, друга-литератора, наконец, самого себя. Поэтому его философия как бы растворяется в мелочах жизни, а сами эти мелочи приобретают философское звучание. Недаром он как-то записал: «Я ввел в литературу самое мелочное, мимолетное, невидимое движение души, паутинки быта… У меня есть какой-то фетишизм мелочей. «Мелочи» суть мои «боги». И я вечно с ними играюсь в день. А когда их нет: пустыня. И я ее боюсь».
Основу нового розановского стиля составляют повседневные дневниковые записи. Эти, на первый взгляд казалось бы разрозненные и несвязанные между собой зарисовки, записи отдельных мыслей, разговоров оказались внутренне едиными, обладающими поразительной цельностью. И объединяла их не столько удачная композиция, сколько личность самого Василия Васильевича, каждый день, каждый час напряженно размышляющего над проблемами бытия.
Причем, Розанов стремится избежать искажения любой своей мысли и потому старается запечатлеть ее в самом начале, во время момента рождения. Поэтому философские работы Розанова, созданные в новом стиле, часто напоминают черновые наброски, написанные только для себя с постоянными сокращениями, умолчаниями, скобками, кавычками и курсивом. Но вместе с тем, каждый отрывок — уже запечатленный момент мысли, и, таким образом, вывод, результат мышления совпадает с самим мыслительным процессом. Следовательно, каждый отдельный афоризм, каждая отдельно записанная мысль представляет собой не то, «как я думаю», а то, «как мне сейчас подумалось». И эта сиюминутность, мимолетность розановских записей — величайшая находка автора, позволяющая и сегодня увидеть философские размышления В.В. Розанова в их, так сказать, самом первозданном виде.
В целом, главная ценность философии В.В. Розанова состоит не в решении отдельных задач и проблем, а в постановке огромного числа проблем и разработке новых подходов к решению этих проблем.
Опубликовано: 02/05/2014