Что есть святость?
Для человека, который имеет хотя бы минимальную связь с Церковью, привычно повторяющееся здесь понятие — слово «святой». Человек постоянно слышит это слово на всех богослужениях. Тропари повторяют во всех временах и лицах глагол «освящать» и существительное «освящение», а во время чтения отрывков из Апостола христианин с удивлением слышит обращенное к нему возглашение «братья святые».
Божественная воля есть «освящение наше» (1 Фес. 4:3), и мы должны быть святы, потому что свят Бог (1 Петр. 1:16). Таковы два основополагающих начала, на которых христиане строят с Богом отношения веры, начиная бороться, чтобы получить спасение (2 Тим. 2:10).
Упомянутые выше побуждения — компас для христиан, и они являются не требованиями Бога, а неким «терапевтическим курсом». Именно так Церковь понимает Божественные заповеди — не как предписания военной дисциплины, но как стимул для свободного выбора и согласия на постепенное излечивание и восстановление нашего духовного здоровья.
К несчастью, большинство современных христиан мыслит иначе, считая святых, чьи имена вспоминаются и повторяются в многочисленных храмах, воздвигнутых в их честь, чем-то чуждым для себя и видя в них неких древних полубогов, с которыми они связаны лишь тем, что просят у них здоровья — величайшего из благ — благополучия домашнего хозяйства и детей и — почему бы и нет? — немного денег на загородный дом и вторую машину. Иными словами, они вступают со святыми в некие языческие торговые взаимоотношения. Дары — свечи, просфоры, масло, освящение артоса, иконы — перестали быть выражением любви и расположения, превратившись в некое «умасливание» для достижения своих целей.
В то время как святость — это всецелое принятие воли Бога на всех этапах своей жизни и в каждое ее мгновение. Где бы человек не находился, во всех вопросах и решениях будет проявляться избранное им направление жизни. Любая среда — семейная, рабочая или социальная — станет полем для проверки на «святость». Фраза «не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Быт. 50:19) останется вечным критерием жизни каждого христианина.
Если человек не вступает в доверительные отношения с Богом, это означает обесценивание миссии Христа и отрицание Церкви. Не для того Христос пришел в мир, чтобы создать среди стольких религий еще одну и учредить формы и мотивы нового культа. Христос пришел в мир и стал человеком, чтобы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Иными словами, или Христос есть жизнь и образ жизни, являющийся живоносным и животворящим, или нет причин, чтобы интересоваться еще одним религиозным воззрением.
Сердца всех людей хотят жить. Наша молодежь пишет этот призыв на стенах: «Делай больше, чем просто существуй, — живи». Именно это Христос, ставший человеком, принес в мир — возможность унаследовать вечную жизнь. Все Евангелие от Иоанна с предельной ясностью говорит об этой жизни. «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5:24). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни» (Ин. 3:36).
Не может существовать двух жизней, поскольку не существует второго Христа. Христос есть жизнь, и человек познает Его и подчиняется Ему, вдохновляясь Его словом сейчас, чтобы фраза «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24) стала действовать сейчас, а не после смерти.
Таким образом, святость — это труд обретения жизни. Это жертва послушания животворящей заповеди Христа, воздвигающего мертвых от гробов, страстей и греха. Это свобода от самообмана корыстной любви и нелегкое принятие искренней любви жертвы Христа. Это любовь Креста, на котором и посредством которого христиане распинают в себе «ветхого человека», его страсти и желания, дабы не распинать своего ближнего. Это осознание того, что Христос умер «за жизнь мира» (Ин. 6:51).
Опубликовано: 18/10/2016