Эзотеризм
Вопрос об эзотеризме религии имеет первостепенное значение для наших современников, не только потому, что книжный рынок захлестнул поток оккультной литературы, претендующей на эзотеризм — некие тайные знания, обычно называемые древней мудростью, но в гораздо большей степени потому, что правильное решение этой проблематики дает возможность глубже, лучше понять, осмыслить и оценить учение Православной Церкви. Все эзотерические учения претендуют на избранность и элитарность. Они противопоставляют аристократов духа — эзотериков, толпе профанов — экзотерикам, которые представляют внешний слой, как бы шелуху общины. Эта концепция, присущая языческим религиям, была четко выражена в гностических учениях, где люди подразделялись на три изолированные друг от друга степени: высшая степень — пневматики, т. е. духовные — люди, обладающие тайными знаниями, недоступными для толпы; средняя степень — психики, т. е. душевные; и низшая — соматики — плотские. Высшая степень соответствовала эзотеризму, две остальные, средняя и низшая — экзотеризму. Для экзотериков гностики считали полезными и даже необходимыми общепринятые нормы морали, а эзотерик — пневматик, должен быть свободен от всех законов, в том числе и евангельских заповедей. Он (эзотерик) стоит над добром и злом. Здесь видно, как учение о двух знаниях: для избранных и толпы, ведет к двойственности и релятивизму [1] морали. «Профан» — подчинен закону, «пневматик» — не ограничен ничем, тайные знания в нравственном плане оборачиваются вседозволенностью.
С учением гностиков переплетается притча Будды о трех лотосах, один из которых скрыт под водой, другой только касается поверхности озера, а третий, распустил лепестки своих цветов над волнами. Будда говорил, что лотос под водой — это люди, не принявшие учение; касающийся поверхности — принявшие, но не понимающие его; а растущие над водой — истинные ученики Будды.
Брахманизм относится также к элитарной религии. Мудростью, скрытой от народа, владеют брамины, они эзотерики по праву рождения; остальные касты существуют для того, чтобы служить браминам, им годны только внешние формы религии. Греко-римское язычество было также элитарным. Интеллектуальный элитаризм представляло сословие философов. Кроме того, человек мог получить оккультные [2] знания в мистериях. Здесь два вида тайного гносиса: аполлонический эзотеризм и дионисический эзотеризм.
В масонстве принцип элитаризма и эзотеризма возведен в четкую систему. Масонская ложа разделена на ступени — обычно 33. Находящиеся на низшей ступени обычно не знают, что происходит на высшей ступени, какие новые учения открываются там. Переход с одной ступени на другую происходит как инициация и посвящение в новую оккультную тайну. Здесь принцип элитарности и эзотеризма превращен в организационную конспирацию. Учение теософов [3] также основано на противопоставлении эзотеризма и экзотеризма Теософы пытаются найти квинтэссенцию [4] всех религий, а затем подменить религии необуддийской доктриной. Учение теософов, как и буддистов, начинается с призыва к добру и милосердию, а кончается учением о том, что любовь, как и ненависть, погружает человека в эмоциональную сферу, привязывая к земному бытию, поэтому она должна быть уничтожена и заменена безстрастием и равнодушием, пребыванием по ту сторону добра и зла. В некоторых случаях теософия ведет к дуализму — понятию о вечности и равенстве, тождестве добра и зла: Бог и сатана «дополняют» друг друга, а иногда, как у Елены Блаватской, «меняются местами». Блаватская не раз говорила, что смысл философии — реабилитация Люцифера. Йога Адвайта принадлежит к числу наиболее эзотерических учений. Медиативный самогипноз о том, что «Я» есть «Абсолют», а «бытие» равно «небытию», вводит человека в состояние демонического транса, а отрицание объективного бытия мира освобождает его от этики как отношения к миру.
Как мы видим, в эзотеризме отходит на задний план или совсем игнорируется путь нравственного, духовного совершенства. Его заменяет знание тайн, обладание интеллектуальными талисманами в виде имен, чисел, мантр, заклинаний или нигилистического отрицания морали. В христианстве не существует секретов, в нем нет тайн о Таинствах, здесь духовное познание ставится в зависимость от нравственности человека, а не от его знаний формул, чисел и тайных знаков. По мере нравственного совершенствования жизни человека увеличивается возможность постижения им духовного мира. Евангелие раскрывается тем, кто Его исполняет. Христос осудил элитарность и эзотеризм в словах: «Благодарю Тебя, Отче, что Ты сокрыл от премудрых и разумных и открыл сие младенцам». Христианский гносис [5] зависит от состояния человеческой души: «Блаженны чистые сердцем — ибо они Бога узрят».
Иудаизм также представляет собой элитарную религию. Его эзотерической книгой служит каббала, из которой последующие поколения оккультистов, включая теософов, антропософов и масонов, черпают свое вдохновение. Нацизм также представляет особое эзотерическое учение. Здесь раса выступает как элита человечества и хранительница древних тайн арийского мира. Палачи «СС» получали особую инициацию при содействии тибетской оккультно-де-монической секты «Агарти». Характерно, что у них практиковался один из видов инициации — преодоление боли: палач должен был стоять обнаженным одну минуту перед бросающимися на него разъяренными овчарками, не сходя с места. Подобные инициации происходили в Риме при посвящении в жрецы. На одной из уцелевших фресок Помпеи сохранилась мистериальная картина «Посвящение жрицы Дионисия», где девушку подвергают истязаниям, входящих в ритуал инициации.
Уже на первых страницах Библии мы сталкиваемся с фактом оккультного эзотеризма. Религии, как послушанию Богу, сатана противопоставляет обладание внешним предметом — плодом, через который человек захотел стать богом, свободным повелителем своего бытия. Запретный плод кажется Адаму талисманом, который даст ему неведомые и необъятные силы.
В эзотеризме отсутствует покаяние, там грех рассматривается как неведение. Место покаяния занимает обучение. Грех — не потеря душою Бога, а недостаток и оскудение добра, то, что нетрудно восполнить, поэтому эзотерик вполне примиряется с грехом.
Элитаризм проник в католическую церковь, деформировав ее структуру. Это клерикализм, это оторванность клира от народа, епископов от священства. Понятие иерархии предполагает духовное единство, ступени единой лестницы, единое тело, единая жизнь церкви; в противном случае неизбежно разделение Церкви. В католицизме две церкви — одна учащая (клир), а другая учащаяся — народ. Непогрешимость римского папы — это своеобразная вершина эзотеризма и элитаризма. Здесь должность и место, т. е. внешние факторы, делают человека непогрешимым в вере, это становится похожим на магизм. Пророки и апостолы говорили, когда действовал Дух Святый, а здесь хотят принудить Духа Свята-го действовать, когда говорит папа. Здесь не папа зависит от Духа Святаго, а скорее, Дух Святый от него. Католицизм пробует смягчить учение о божественных прерогативах [6] человека. Там допускается широкая автономия монастырей и школ с различными уставами, оппозиционные журналы, критические выступления, что дает видимость свободы, но не может заменить потерянного принципа соборности.
Эзотеризм проник в протестантство, здесь элита — ученые, исследователи Библии, интеллектуалы, а в мистических сектах — пиетисты, квакеры, ирвингиане, последователи Сведенборга и т. д. Элитой являются визионеры, люди, легко входящие в транс и экзальтацию.
Православная Церковь ограждена от элитаризма и эзотеризма, т. к. здесь — иерархия и миряне представляют единое живое тело, каждый человек ответственен за чистоту Православия, догматов и обрядов (Послания восточных патриархов — 1848 г.). В Православной Церкви спасение — это не познание оккультных тайн, а стяжание Духа Святаго, где все равны: философ и ребенок, мужчина и женщина, иерарх и мирянин; где нет господства, а служение друг другу в любви. Если в Православную Церковь проникает мистика протестантизма или гордыня папизма, то это не учение Православной Церкви, а отторжение от нее.
[1] Релятивизм (отлат. «относительный») — принцип относительности (субъективности) человеческих знаний и представлений.
[2] Оккультизм (отлат. «тайный») общее название для лжедуховных мистических учений и практик, считающих, что существуют тайные (скрытые от профанов) знания, наделяющие силой и властью через соединение с тайными (темными) силами.
[3] Теософия (греч.) — эклектичное соединение мистики буддизма и др. восточных религий с элементами оккультизма и псевдохристианства (например, доктрина Блаватской).
[4] Квинтэссенция (лат.) — самое главное, суть.
[5] Гносис (греч.) — знание, познание.
[6] Прерогатива (лат.) — исключительное право, компетенция.
Опубликовано: 10/04/2007