Алчевск — Луганск: встречи с диаконом Андреем Кураевым
Пролог встречи с отцом Андреем Кураевым в металлургическом восточно-украинском Алчевске, а затем в Луганске имел место быть в «матери городов русских» — Киеве. Здесь в Киево-Печерской Лавре, 28 марта, состоялся круглый стол в рамках подготовки к празднованию 1020-летия Крещения Руси и, хотя он и транслировалось 5-м каналом украинского телевидения, о нем мало писалось и говорилось. Все общество, как верующие, так и не очень, занималось постовыми искушениями 2008 года, а именно: визитом Буша и выяснением вопроса, к какой жизни приведет нас вступление в НАТО: к райской или адской.
Круглый стол же был интересен тем, что на нем, в кои-то веки, умиротворенно сошлись мнения как первого Президента Леонида Кравчука, так и Петра Порошенко с диаконом Кураевым и примкнувшим к ним Дмитрием Табачником. Оказалось, что если убрать у этих умных и образованных людей политическую составляющую, то они очень даже привлекательно выглядят и способны нравится.
Даже в интервью «РосБалту» о. Андрей в ответ, на по существу, провокационный вопрос:
«Когда же Восток Украины перестанет быть «пофигистским» и безыдейным?» — сказал никак не ожидаемое:
— Не знаю, совсем не знаю. Наверное, тогда же, когда и российские лица перестанут быть такими же. Как промежуточную некую линию, я могу указать — когда они всерьез станут православными, а не ради праздника.
Не ведаю, касался ли Кураев темы единства украинского Православия на субботней «Школе богословия», которую он ведет на российской радиостанции РСН, но среди вопросов на первой с ним встрече в Алчевске, с объявленной темой: «Человек на пути к Христу», не было ни одного касающегося нашей постоянной «злободневности», то бишь политики.
Именно отголоски умиротворяющих речей в монастыре на днепровской круче были слышны и здесь, на Луганщине, во время трехдневного «первоапрельского» визита православного миссионера.
Итак, политики на встрече не было. Об Украине (не считая отказа видеть в Тарасе Шевченко «великого поэта» и непонимания, кто конкретно должен «сгинуть» в результате успешного выполнения украинского гимна) говорилось лишь в ракурсе тезиса: «Киев мать городов русских» и поэтому она, именно как «мать» должна простить своего сына..., то бишь Россию.
Продолжая комментировать киевский «стол», отец Андрей рассказал, что получил благословение от Святейшего и Блаженнейшего на проведение в течение всего года длительной миссионерской поездки по городам и весям Украины, Молдовы и России. Дословно: «Побывать везде, куда долетели брызги днепровского крещения». Поездка эта имела свое «подготовительное» начало в прошлом году в Киеве, когда у стен Лавры собралось более 100 тысяч киевлян и где рок-концерт «обрамляли» и обращение митрополита Владимира, и слова «диакона всея Руси». Эта намечающаяся миссия тоже предполагает участие Шевчука, Кинчева и «Братьев Карамазовых». Временные рамки апрель — декабрь, с обязательным посещением Камчатки и Аляски (слава Богу, не одному же Диомиду там миссионерствовать).
Алчевская лекция была хоть и чисто академичной, но образные примеры, четкие «для расслабления ума» отступления, меткие, обрамляющие серьезности шутки, сделали ее понятной, слушаемой и интересной. Причем для всех. Те, кто встречался с о.Андреем раньше, читал его книжки или слушал записанные лекции, конечно, заметили бы уже известные «повторы» и обороты, но в зале было большая часть тех, для которых Кураев известен лишь понаслышке или, с подачи «тайных старцев и стариц» со стороны, скажем так, не очень благополучной.
Это четко было видно из задаваемых вопросов, на которые Кураев потратил столько же времени, сколько и на саму лекцию.
Амплитуда вопрошаний, как всегда, «от альфы до омеги», да еще и по несколько кряду от одного лица... Лично мне пришлось отгонять от зального микрофона алчевского православного, который захватил это средство коммуникации, решив, что в зале «ДК Металлург» находится не около полутысячи слушателей, а он один.
Из запомнившегося «вопросника» — полное фиаско протестантки, решившей поспорить насчет икон и изображений (она в заключении извинилась и пообещала подумать) и неожиданный демарш пожилого сельского священника, который предварив, свои вопросы объяснением, что мы, мол, академиев не кончали и профессоров не видали, а живем как апостолы простые, тут же возмущенно спросил:
— Чего это Вы, такой шибко умный, ничего нам об «единении» церквей не говорите и о сатанинском коде и чипах не рассказываете?
Кураев поняв, что в данном случае о гносеомахии речь вести нет смысла, посоветовал сельскому подвижнику книжки почитать да поучиться немного. За данные советы он был наказан взмахом руки и топотом поповской ножки, ну а за диаконовские слова, что в Библии ничего о кодах и чипах не сказано, профессор был награжден шипящим «фи» и оставлением священником лекционного зала.
Большой, печальный и жирный «минус» алчевской встречи (как, впрочем, и луганской) — отсутствие священства. В регионе, где практически в каждом поселке, в каждом районе есть приходы, где прекрасные дороги и налаженные маршруты транспорта, и в то время, когда в храмах нет службы и нет треб, «пастыри овец православных» не считают нужным посещение подобных «мероприятий».
В зале на лекции было 12 священников. В радиусе 80 километров их проживает около трехсот.
На утренней первоапрельской встрече Кураева со студентами горной Академии в Алчевске мне присутствовать не удалось, но как рассказал протоиерей Александр Устименко (организовавший этот визит диакона на луганщину), аудитория по численности была не меньше и вопросов было предостаточно. Хотя тема имела сугубо православный вектор — о понимании Христа чрез будни Великого поста.
Вечером того же 1 апреля в Луганском музыкально-драматическом театре (если проще, то в бывшем «ДК строителей») был полный аншлаг, при условии того, что в Луганске я нигде не видел афиш или объявлений, благополучно молчали и местные СМИ, за исключением интернет-ресурса «Луганский ТОП»
Минут за 10–15 до обозначенного начала встречи стало ясно, что в зале все не поместятся, поэтому организаторам пришлось открывать балкон.
Направление беседы (а это была именно беседа) Кураев определил «по просьбе общественности», которая требовала «чего-нибудь» об антихристе или о православии в современном мире.
Главная мысль беседы, если попытаться ее выделить, сводилась к странному определению: «Наше православие болеет, и это хорошо».
Болезнь эта не только от нескольких десятилетий жесточайшего атеистического карантина, примеров которому не знает история Церкви, но и оттого, что в течение 18 лет в одной только России открывалось по три храма ежедневно. Где для этих новых приходов умных подготовленных священников брать или когда прихожан воцерковлять? Следует заметить, что профессор богословия еще более резче и определенней отозвался об интеллектуальном уровне священства в своей последней встрече с философами и журналистами в Восточноукраинском университете:
«Сегодня 80% священников лишь заочно закончили хоть какие-то духовные учебные заведения, да и те, кто учился на дневных отделениях, из-за уровня преподавания в них недалеко ушли...»
Но даже при этом условии наша болезнь хороша, так как антихрист, видя не подчиняющейся ему организм, нам все новые «занозы» придумывает... Были бы для него безразличны — не награждал бы очередным гриппозным вирусом типа «иерусалимского хлеба» или политическими инфекциями с канонизацией Распутина, откровениями «старцев Антониев» и почаевских листков.
С такой насыщенностью встреч неизбежны повторы и штампы, тем более, что многие вопрошания зрителей и слушателей повторялись регулярно. Были повторения, да и знакомые фразы звучали, но не часто и в разных контекстах.
Некоторые фразы, объяснения и «толкования» отца Андрея принимались залом аплодисментами. Например, на вопрос луганчанина, как Церковь относится к татуировкам, если, к примеру, она будет изображать храм или икону? Кураев ответил так:
— Ничего не имею против, если к телу носителя данных изображений никогда не будут прикасаться похотливые ручки Сонечек Мармеладовых. Если рисуешь на себе иконостас — будь иконостасом.
На следующий день, 2 апреля, Кураев богословствовал в Восточно-украинском университете, причем собеседниками его, кроме журналистов, была философская элита данного учебного центра имени Даля.
Встреча эта не обошлась без искушений и препонов, так как накануне, уже в конце «театральной» лекции, выяснилось, что встречу с луганскими интеллектуалами запретили (отменили, прикрыли, отказали).
Причем сообщили об этом в самый последний момент, когда уже найти новый зал практически было негде.
Огорченный о.диакон тут же предположил, что тут возможны две причины:
- боязнь дискуссии;
- желание «прогнуться перед Киевом».
Сидевшая в первом ряду молчаливая и незаметная дама вдруг воспылала яростным гневом и вскричала, что как он, «гость» из России, да еще в здании украинского музыкального театра, смеет так себя вести?!
На что Кураев ответствовал, что если бы в его кармане был не российский, а американский паспорт, то о подобном отказе не могло бы быть и речи.
— Хотя — добавил о. диакон, — на Украине подобные случаи со мной уже были, и я этим не удивлен.
Каким способом удалось провести встречу в Луганском университете и разблокировать патовую ситуацию, до дня нынешнего не ясно. Исходя из принятой нынче общегосударственной практики, когда инициаторов «запрета», как, впрочем, и «разрешения», найти невозможно, элита интеллекта луганщины все же смогла спокойно в течении двух часов пообщаться с кандидатом философских наук, московским профессором и доктором богословия отцом Андреем Кураевым. Вынужден полностью повторить все регалии отца Андрея, так как именно подобным образом его представила декан философского факультета госпожа Суханцева, особо подчеркнув наличие в данных титулах слово «философский».
О самой встрече в университете, где лично мне присутствовать не довелось, рассказал мне преподаватель Луганского духовного училища иерей Евгений Гнатенко:
— Встреча была наименее интересной из трёх, на которых я был. Отец Андрей после небольшого вступления предложил задавать ему вопросы и пытался на них отвечать. После пятого или шестого вопроса о сектах попросил на эту тему больше не спрашивать — «скучно».
Вопросы особо удачными не были, нечего даже и вспомнить. Ну вот, пожалуй, лишь один преподаватель физвоспитания (и по совместительству — местный философ), спросил: «Как Вы отнесётесь к человеку, который живёт по-божески, но неверующий». О.Андрей напомнил, что «жить по-божески» значит соблюдать заповеди, а 4 из них говорят о Боге.
Интересным получился и рассказ о традициях Румынской Церкви. В частности в тамошней практике в священнической хиротонии только что рукоположенный священник целует свою жену прямо во время службы (в пику целибатным католикам!), и в день освящения престола все — миряне и даже женщины — могут к нему приложиться.
Итак, за два с половиной дня — пять трехчасовых бесед-лекций с переполненными залами и аудиториями, несколькими интервью и телепрограммой в луганской телекомпании «ИРТА».
Более насыщенной программы вряд ли сможет создать себе даже популярный политик. Не выдержит. Изо дня в день, из года в год.
Завершить же эту хронику хочу словами из блога Артемия Резника (temarez):
«Вторник, глубокий вечер. Где — то на одной из улиц Луганска в доме горит свет. Измученный, уставший человек в рясе отвечает на вопросы, беспощадных вопрошателей.
Они просят прощения, говорят, что очень понимают, как он устал, но продолжают терзать. Он делает паузу, может, в надежде, что проснется совесть, и они уйдут, — но не уходят.
Был там и я, тоже спрашивал, важное и не очень.
Спасибо, о. Андрей».
P.S. После лекций и бесед в фойе продавались книги отца Андрея. Хватало их на несколько минут. На следующий день миссионерского визита были привезены из Москвы новые упаковки с книжками Кураева, и их постигла та же участь.
Опубликовано: 05/04/2008