Вы здесь

Миссионерские вызовы современной церковной жизни

Церковная жизнь сегодня находится в периоде становления после целенаправленного уничтожения любых форм ее проявления в советский период. На приходском уровне активное участие в его жизни принимают зачастую люди, выросшие в советской действительности, далекой от традиционно сложившейся в дореволюционный период. Отсюда вытекает религиозная неграмотность этих людей, самочиние во многих вопросах церковной жизни и, как результат всего этого, бунтарство.

Одной из основных проблемных сторон внутренней жизни Церкви является порой низкий уровень мышления и культуры поведения работников приходских храмов. Люди, приходящие в храм впервые или нечасто его посещающие, прежде всего, сталкиваются не со священником, а с работниками храма. Как правило, это пожилые женщины, выполняющие определенный спектр работ по поддержанию порядка в храме или дежурящие за свечным ящиком. Непонравившийся внешний вид зашедшего в храм человека, неправильно, с их точки зрения, заданный им вопрос рождает с их стороны раздражение, что зачастую отталкивает пришедшего от храма. По известным причинам, пришедшим в храм человеком эта раздраженная критика воспринимается так остро, как нигде в другом месте, и может зародить в его душе некий страх или обиду.

Конечно, пришедшего в храм с жаждой познания Бога, искренне ищущего Бога человека трудно оттолкнуть невежливым поведением. И, тем не менее, важно доброжелательное и обходительное отношение к нему работников храма. Стоит помнить, что нужно оказать помощь делающему первый шаг.

Приходя в храм, новоначальный человек, независимо от возраста и своего уровня образования, воспринимает бабушку при храме как почти непререкаемый авторитет, и ее суждения и советы принимает некритично. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы работница храма могла грамотно и с любовью подсказать новоначальному, что делать и ответить на его вопросы. В противном случае человек, затаив обиду, покидает храм. Таких случаев, к сожалению, мы встречаем множество. Здесь счет идет не на десятки человек, а на тысячи. И не замечать это — есть огромный миссионерский промах.

В некоторых епархиях есть положительный опыт решения данной проблемы. В приходе назначаются дежурные, достаточно образованные в православной вере. Новопришедший в храм человек всегда может получить спокойный и квалифицированный ответ на интересующие его вопросы. К тому же приносят пользу регулярные наставления со стороны священства о нормах поведения работников храма и беседы с ними о правильности понимания основ веры.

В противном случае не научаемая и оставленная без детоводительства такого рода среда является благодатной почвой для зарождения довольно серьезной и опасной проблемы современной Церкви.

Такой проблемой являются самодеятельные религиозные формы, создаваемые, не взирая на отрицающее их официальное мнение Церкви. Сюда относятся самочинные прославления новых «святых», создание и распространение новых неканоничных икон, крестные и «покаянные» ходы, распространение идей непринятия ИНН, новых паспортов и пр.

Осложняет ситуацию и то, что эти и подобные им идеи также разделяют и некоторые священники. Это способствует тому, что названные пагубные взгляды легко воспринимаются определенной частью православных верующих.

Апокалиптические настроения, присутствующие в современной Церкви, по сути не новы. Всегда в переломные моменты жизни нашего государства, особенно в среде верующих людей, перемены переживались как конец истории. И в настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к пониманию признаков завершения человеческой истории. С этой точки зрения предпринимаются попытки осмыслить происходящие ныне в мире процессы.

Центральным пунктом этих идей всегда являлся вопрос о пришествии антихриста. При этом уделяется много внимания поиску в сегодняшней действительности описанных в Апокалипсисе признаков пришествия антихриста. Особое место среди этих признаков уделяется числу имени зверя.

На Руси неоднократно и ранее ожидали конца мира. Например, в ХV веке Пасхалия заканчивалась 1492 годом, который, должен был соответствовать 7000 лет от сотворения мира и тем самым это, по убеждению некоторых, должно было указывать на конец времени существования мира. Далее 1666 год. Благодаря наличию трех шестерок в дате и известным событиям в жизни Церкви большое число верующих было уверено в непременном конце истории. 1999 год также вызывал в определенных кругах православных верующих мысли о конце времен.

Придание различным знакам и предметам неоспоримой религиозной истины есть неотъемлемая черта нашего народа. Не взирая на мнение Церкви по этому вопросу или просто не зная его, борцы с современными «признаками» пришествия антихриста наполняют определенным смыслом некоторые изобретения современной цивилизации, как, например, товарные штрих-коды, ИНН и даже новые паспорта, заявляя о том, что в них содержится число имени зверя — 666. При этом Церковь учила и ныне учит, что смысл числа имени зверя, указанного в Апокалипсисе, совершенно иной, далеко не тот, какой предлагают идеологи современных псевдоправославных течений в Церкви.

В Откровении Иоанна Богослова цифра 666 является, по существу, символом мамоны — царства земного изобилия, славы. Это относится к еврейскому царству времен Соломона, когда оно достигло своего необычайного расцвета.

«В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3Цар.10:14)

Очевидно, что носители и распространители этих идей придают числу 666 магический смысл, не имеющий ничего общего с христианством. Это решительно противоречит одному из самых важных положений православной веры — о безусловной зависимости Спасения или гибели человека от его сознательного свободного выбора. Следующие этим псевдоправославным идеям заменяют, таким образом, ожидание Христа ожиданием антихриста.

В этих же околоправославных и псевдоправославных кругах получают свое развитие и идеи покаянных крестных ходов. Как правило, это самочинно организуемые поездки в подмосковное село Тайнинское к памятнику последнего российского императора, ныне прославленного как страстотерпца, Николая II. Суть этих мероприятий сводится к идеи принесения покаяния всего российского народа за грех убийства своего царя. Не смотря на то, что Церковь данные самочинные мероприятия не поддерживает, тем не менее, постоянно находятся те, кто эти идеи распространяет и им следует.

В этих же кругах культивируются идеи соискупительной Христу жертвы царя Николая II, что, с православной точки зрения, не мыслимо.

Все это среди верующих распространяются не только вне стен храма, но, зачастую, и в самих храмах. Сами прихожане между собой передают листовки и брошюры расколо-сектантского содержания, призывающие отказываться от паспортов и ИНН, не слушать священноначалие Церкви и проч. Этот факт указывает на необходимость более активной профилактической работы на приходах.

К такого рода течениям, особенно в крайних их формах, часто подвержены неуравновешенные люди, малограмотные. В этой среде лидеры с сектантским мировоззрением легко находят слушателей и последователей. От того, как часто среди прихожан будет проводиться профилактическая работа, зависит количество лидеров с сектантскими наклонностями и их последователей.

Для наиболее эффективной профилактики подобного рода явлений необходима организация нормальной приходской жизни, так как одной из главных проблем современного прихода является практически полное отсутствие общинной жизни. И из этого вытекает множество нестроений.

Практически в любой секте можно найти человека, поначалу приходившего в православный храм. Но, не найдя поддержки со стороны служителей храма или прихожан, также не получая должного наставления в вере из-за отсутствия огласительных бесед или других образовательных занятий на приходе, новопришедший, получив нечто подобное в секте, там и оставался.

Естественно, что приход человека в Церковь и дальнейшее его пребывание в Ней не зависит всецело от того, как устроена приходская жизнь, но и этот фактор немаловажен.

Приходящий в храм новоначальный человек остается с собою один на один. Зачастую прихожане находятся в храме лишь на богослужениях. Никакого деятельного участия в жизни прихода они не принимают. Воскресные школы, действующие при храмах, объединяют немногих. Иных форм обучения вере и организации общинной жизни ныне при многих храмах не существует.

Понятно, что современное нам общество достаточно разобщено. Индивидуализм во многих берет верх. Традиция приходской жизни, существовавшая в Церкви в дореволюционный период, пресеклась. Достаточно трудно ныне создавать общинную приходскую жизнь, но это необходимо делать, так как и от этого зависит нормальное состояние Церковного организма.