Подготовка к Причастию и Божественной Литургии
Выражение псалмопевца «уготовихся и не смутихся»[1] дает нам повод поговорить о нашем состоянии перед Божественной Литургией.
Афонский старец Эмилиан Симонопетрит говорит: «Чтобы ощутить благодать богослужения, надо готовится с ночи. Человеку, который спит ночью, трудно участвовать в богослужении. Все его чувства будут бесцветны и слабы. Совершится вечеря, сойдет Христос, явится Божественная благодать, а он в конце уйдет таким же пустым как и пришел. Предложение большое, сосуд наполнен вином, но человек сможет унести только столько, сколько помещается в его сосуд. Если он маленький — то и возьмёт мало, если большой — вместит много. Если заполнен другими вещами доверху — не сможет взять даже капли».
Необходимо освободить в своем сердце путь, чтобы встретиться со Христом. Основополагающим будет то, как мы подготовим себя к тому, чтобы вместить и впитать преизобилующую Божественную благодать. Для чего человек готовился — то и сможет получить на Божественной Литургии. Главная надежда сердца выражена в жажде встречи со Христом. Существует сильное желание и чаяние, которое не дает верующему покоя, а держит его в трезвении, чтобы получить возможность встретиться со Христом» [2].
Наша пастырская ответственность перед верующими (чтобы они могли подлинно и сознательно участвовать в Богослужении), заключается в том чтобы рассказывать им о содержании Таинств и в особенности Божественной Литургии.
Что такое Божественная Литургия и как она влияет на христианина? Какой опыт могут обрести участвующие в богослужении?
Все молитвословия и прошения приносятся для того чтобы испросить милость Божию к каждому из нас. Они понуждают нас ощутить нашу греховность и смирившись бороться, чтобы сокрушить жесткость нашего сердца пред Святым Богом.
Во время Божественной Литургии мы не на земле, наш ум и сердце переносятся на небо. Туда, где ангелы и люди. Небо и земля участвуют и соединяются в славословии Христа. В этой реальности человек уже «загорается» и не чувствует себя жителем земли, но пребывает вместе со святыми на небе.
Наше соединение со святыми освящает участвующих в богослужении. Мы соединяемся с братьями, со святыми, с Самим Христом. Становимся одной плотью и кровью с закланным Агнцем. Как следствие святость Бога становится и нашим собственным достоянием и мы становимся частью плеяды святых.
Во время Божественной Литургии нам предоставляется возможность возлюбить наших братьев, выразить нашу любовь ко Господу. Призыв «возлюбим друг друга» мог бы найти более существенное воплощение в нашей литургической жизни.
По окончании Божественной Литургии, верующий чувствует что находится в руках Божиих. На Него он возлагает свою надежду, свои огорчения, свои проблемы. У него появляется уверенность, что он чадо всеблагого Бога, Который позаботится обо всем. Это чувство выразил святой Никодим Святогорец своим ответом ученикам, которые спросили у него что он чувствует после Причастия. Его спросили: «Учитель, что делаешь? Обретаешь душевный покой?» и он ответил: «Конечно, я ведь принял внутрь Христа»[3].
Нельзя умалять роль служащего священника. Иерей предстоит перед Святым Престолом. Таким образом он становится посредником между верующими и Христом. Он идет впереди, поднимается к небу и шаг за шагом ведет участвующих в богослужении к престолу Божиему. Он ведет народ не с помощью импровизации, эгоцентрично демонстрируя свои дары (красивый голос, благоговение, эмоции), но призывает «миром помолимся, Горе имеем сердца, всякое ныне житейское отложим попечение…». Высоко вознесите свои сердца, станьте орлами и воспарите в небо чтобы достичь Бога...
Священник становится предводителем в таинственном сослужении, чтобы верующие могли всеми своими чувствами поучаствовать в таинстве Богоявления, совершаемом ежедневно во время бескровной жертвы на Божественной Литургии. Это требует от пастыря соответствующей подготовки. День предшествующий Таинству должен пройти в мире, трезвении, примирении, человеколюбии и всем том, что должно составлять многогранную личность пастыря в соответствии с непрерывной апостольской традицией.
Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит о предпосылках участия в таинстве Евхаристии. «Тѣ́мже и́же áще я́стъ хлѣ́бъ сéй или́ пiéтъ чáшу Госпóдню недостóйнѣ, пови́ненъ бýдетъ тѣ́лу и крóви Госпóдни.
Да искушáетъ же человѣ́къ себé, и тáко от хлѣ́ба да я́стъ и от чáши да пiéтъ.
Яды́й бо и пiя́й недостóйнѣ, сýдъ себѣ́ я́стъ и пiéтъ, не разсуждáя тѣ́ла Госпóдня»[4]. Проблема чистоты совести, в соответствии с канонической и богослужебной традицией, связана с покаянием как сущностным действием по отвержению порока и начала борьбы за очищение от грехов.
Таинство Покаяния-Исповеди на историческом пути Церкви принимало различные формы и продолжает разнообразно реализовываться в зависимости от духовных потребностей верующих. Но неизменно миссия Церкви, как заботливой матери, состоит в спасении своих чад от тяжести греха и утешении бремени и душевной печали вызванных его смертоносными последствиями.
Вопрос о совершении таинства Покаянии в Русской Церкви и других Поместных Церквях, на наш взгляд, должен обсуждаться в духе пастырской чуткости и рассуждения. Время, место, и способ — важные вопросы для сохранения сущностного и мистического характера Покаяния.
Подготовка наших братьев мирян к участию в Божественной Литургии очень важный вопрос. Ритм и содержание современной жизни — мощный тормоз на пути правильного развития церковной жизни. Социальная структура общества, работы, расстояния, трудности в общении между людьми — служат препятствием на пути формирования литургического сознания у большинства нашей паствы. Потребительская психология и обмирщение нашего общества препятствуют процессу передачи необходимых начал и основ, на которых может опереться традиция, чтобы из поколения в поколение продолжалось созидание Тела Христова.
Ответственность за подготовку верующих начинается с присутствия священника на приходе. Необходимо дать нашей пастве Живоносное слово, которое вдохновит наших родителей, катехизаторов, педагогов на то чтобы разбудить в молодежи внутренние потребности найти ответы на свои экзистенциальные вопросы.
Мы должны обратить центр тяжести на катехизацию семьи и особую заботу проявить чтобы она сделала участие в литургической жизни частью своей повседневности. Мы должны рассказать верующим о Божественной Литургии. Месяцеслов со своими аскетическими установлениями (пост, домашняя молитва, изучение Слова Божиего и примеров из жизни святых) должен стать для нас руководством для церковной семейной жизни, которая, в свою очередь, предпосылка к осознанному участию верующих в богослужении.
Принятие пищи за одним столом, по крайней мере, один раз в день даст родителям возможность пообщаться с детьми и между собой, не только в рамках вкушения вещественной пищи, но и духовно через диалог и взаимное общение. Необходимо чтобы дни в канун великих праздников и в особенности суббота прошли в атмосфере подготовки к следующему дню. Избегать участия в мирских мероприятиях, которые утомляют и препятствуют началу Божественной Литургии. Почитать что-нибудь связанное с текстом евангельских и апостольских чтений праздника. Возможно чтения синаксаря, чтобы наши дети на практическом уровне входили в соприкосновение с жизнью Церкви. Избегать участия в беседах которые могут омрачить семейную атмосферу и принесут беспокойство в сердца домашних. Много еще можно было бы сказать о нашей подготовке к Божественной Литургии.
Свой доклад мы завершим словами афонского старца Эмилиана: «Бог воплотился чтобы нас обожить. Посвятим же себя Ему. Сделаем себя даром избранным, исключительным, даром, который навсегда отдадим в руки Бога и не захотим забрать обратно. Когда преподнесем Ему себя как дар, только тогда сможем, приближаясь и предстоя жертвеннику, преподнести ему все наше существо, нашу личность — разум, душу и сердце — жертву живую и приятную. Нашу сущность даровал нам Бог, мы ее задолжали Ему, Тому Кто не прекратит быть центром, совершением и целью нашей жизни»[5].
Опубликовано: 27/12/2015