Руководство УГКЦ лишь усугубляет проблему раскола
20 апреля 2016 г. в Харькове прошел «собор» Харьковско-Полтавской епархии раскольнической структуры «Украинская автокефальная православная церковь» [УАПЦ (о)], предварительно одобривший ее вхождение в состав Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Заявлено, что на территории Харьковской, Полтавской и Сумской областей предполагается создание «персональной епархии» УГКЦ, а приходы УАПЦ (о), расположенные на других территориях, перейдут в непосредственное управление главы УГКЦ. Это решение приветствовал Синод УГКЦ. Ее глава архиепископ Святослав (Шевчук) заявил, что будет лично прилагать все усилия для того, чтобы это дело увенчалось успехом. О возможных последствиях такого решения рассказывает глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
— Владыка, как сообщают официальные источники, обсуждавшиеся в Харькове «Предложения относительно вхождения Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ в единство с УГКЦ» были приняты практически единогласно. Однако затем появились сведения, что члены этой группировки стали массово переходить в другие раскольнические юрисдикции, причиной чего называется именно это «соборное» решение. Как можно объяснить такое противоречие?
— Действительно, в печати появились сведения о том, что наблюдается массовый выход из УАПЦ (о) (УАПЦ (обновленная) — Харьковско-Полтавская епархия, образовавшаяся в результате раскола внутри УАПЦ в 2003 году — «ИФ») относящихся к ней общин. Большинство из них — около 20 из примерно 30 — переходят в раскольничью «Украинскую автокефальную православную церковь», от которой в 2003 году и отделилась нынешняя Харьковско-Полтавская епархия во главе с так называемым «архиепископом» Игорем Исиченко.
Известны случаи перехода в унию отдельных раскольников, но идея объединения целой их группы с греко-католиками беспрецедентна и не так прозрачна, как кажется на первый взгляд. Изначально украинские автокефалисты, к которым причисляют себя сторонники Исиченко, позиционировали себя в качестве борцов за образование «независимой» «поместной Украинской православной церкви» и признание ее в качестве таковой мировым православием. Украинская греко-католическая церковь, возглавляемая сегодня архиепископом Святославом (Шевчуком), является одной из Восточных Католических церквей, которые сохранили свою автономию, богослужебный обряд и язык, но находятся в единстве с папой Римским. И в этом свете реакция большей части бывших последователей Исиченко на итоги «собора» становится понятной. Для них такое объединение будет означать не что иное, как переход в католичество.
— Известна ли позиция самого Ватикана по этому вопросу?
— Святой Престол не делал каких-либо официальных заявлений относительно затрагиваемой нами темы. Однако полагаю, что руководство Римско-католической церкви вполне понимает авантюрный характер данного проекта УГКЦ, равно как и пагубность его последствий для будущего межхристианских отношений. Ведь в данном случае речь идет о возможности принятия униатами самозванцев. «Епископская хиротония» Игоря Исиченко восходит к одной из наиболее сомнительных «иерархий» среди украинских неканонических организаций на Украине, не получившей признания не только в поместных Православных церквах, но даже в других ответвлениях раскола. Одним из ее устроителей является Викентий Чекалин — бывший диакон Русской православной церкви, ушедший в раскол и лишенный сана за аморальное поведение и еще в советское время привлекавшийся к уголовной ответственности за развратные действия в отношении несовершеннолетних. Этот авантюрист успел сменить множество юрисдикций. В 1990 году он обманом добился архиерейской хиротонии в УГКЦ, однако она не была утверждена Святым Престолом. Впоследствии он продолжил свои криминальные похождения и сегодня находится в Австралии. Теперь уже Исиченко надеется получить столь желаемое признание своего несуществующего «апостольского преемства» при помощи УГКЦ.
Конечно, возглавляемая Исиченко структура очень мала, и ее слияние с униатами будет практически незаметно на пестрой конфессиональной карте Украины. Однако самим фактом их приема может быть создан опасный прецедент, суть которого в следующем. Сегодня, несмотря на весьма значительные расхождения в богословской сфере, православными не оспаривается наличие апостольского преемства в иерархии Римско-католической церкви. Это, в частности, выражается в чине приема тех клириков, которые переходят из католичества в православие. Если же в УГКЦ «в сущем сане» будут приняты самосвяты, в рамках Католической церкви появится структура, чью иерархию Московский патриархат признавать не сможет. Это неизбежно скажется на православно-католических отношениях в целом.
— А как может сближение УАПЦ (о) и УГКЦ отразиться на церковной ситуации на Украине? И какую цель преследуют униаты, идя на подобный шаг?
— В Совместном заявлении, принятом Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом и папой Римским Франциском 12 февраля этого года в Гаване, в частности, сказано, что «раскол среди православных верующих Украины» должен быть «преодолен на основе существующих канонических норм, а католические общины страны будут этому способствовать» (п. 27). К сожалению, подобными шагами руководство УГКЦ не только не содействует урегулированию проблемы раскола, но лишь усугубляет ее.
Не секрет, что одним из важнейших факторов сближения униатов и автокефалистов является радикальный национализм. Не случайно «собор» в Харькове приветствовали лидеры экстремистских группировок, таких как «Организация украинских националистов», «Свобода» и «Правый сектор».
Альянс между наиболее одиозными представителями украинского раскола и УГКЦ вносит разлад и в общеправославно-католический диалог. Униатское руководство не учитывает или не желает видеть тот факт, что за прошедшее время существенно изменился климат в отношениях между Православной церковью и Католической церковью. Никто из нас не хочет возвращаться в прошлое, когда православные и католики воспринимали друг друга не как братья, а как соперники. Сегодня активно развиваются многие направления межцерковного сотрудничества. Их новые перспективы обозначила историческая встреча Святейшего патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване. Если УГКЦ не хочет и далее оставаться камнем преткновения в православно-католических отношениях, ее руководству следует учитывать существующие реалии.
Опубликовано: 02/06/2016