Юбилей Полтавской
Духовной Семинарии
2007/2008 — юбилейный учебный год для Полтавской Духовной школы — 270-й со дня основания. В этом же учебном году исполняется 145 лет со дня перенесения Семинарии из Переяслава в Полтаву и 10 лет возобновления Полтавской Духовной школы в Комсомольске.
В учебных заведениях — своя система отсчета времени. Кто не знает о том, что в академическом часе 45 минут вместо 60 минут в обычном астрономическом. Так и жизнь свою всякая школа считает по учебным годам.
Полтавская Миссионерская Духовная Семинария Украинской Православной Церкви вступает в 2007/2008 учебный год, который является юбилейным сразу в нескольких отношениях: во-первых, он — 270-й со дня основания Семинарии (1738), 145-й от перенесения ее из Переяслава в Полтаву (1862) и 10-й со дня возобновления деятельности Духовной школы в Комсомольске Полтавской епархии.
Старые «Епархиальные ведомости» так сообщают о начале существования Семинарии в Переяславе: …старанием преосвященнаго епископа Переяславского и Бориспольского, кир[1] Арсения Берла, в новосооруженных при архиерейском доме того же лета славяно-латинских училищах «зачаты учения: фара, инфима, грамматика, синтаксима, поэтика и риторика». Это зачатие учений послужило актом рождения Переяславско-Полтавской Семинарии, началом ея историческаго существования.
Основываясь на духовном регламенте, в котором, в числе дел епископа, указывается, между прочим, следующее: «вельми к исправлению Церкви полезно есть сие, чтоб всяк епископ имел в доме, или при доме своем школу для детей священнических, или и прочих, в надежду священства определённых», преосв. Арсений, ещё в начале 1737 г., собирал сведения о священнических и церковно-причетнических детях, обучающихся в Киевских училищах. Собравши эти сведения, преосвященный стал подготовлять все необходимое к открытию училища в своей епархии. Как постриженнникКиево-Печерской Лавры, не разрывавший с нею связи во всё последующее время, он нашел сочувствие к своему делу в тогдашнем настоятеле лавры, архимандрите ИларионеНегребецком, который вместе с братиею, «соблаговолил подарить на училища четыре хаты, будинкипрозываемогоТамаринского, за речкою стоячия». Эти хаты были перевезены «со всей епархии выстаченными подводами», и из них при архиерейском доме, на земле, приобретённой у полковника ИванаМировичка, выстроено здание для славяно-латинских училищ, иначе называемых «коллегиумом» и «семинариумом».
Кто был первым начальником этого коллегиума, сколько и какие были первые учителя, каков был первоначальный строй учебной и воспитательной жизни новооткрытой семинарии, а также какое именно число всех учеников собралось, — на всё это нет ответа в отысканных доселе исторических памятниках.
В первое время Переяславская Семинария была не полная, именно она состояла из четырёх низших классов, или, по тогдашнему названию, школ: фары, инфимы, грамматики, синтаксимы, и двух средних, пиитики и риторики, а высшие классы, философский и богословский, открыты в ней после.
В 1862 году Семинария была перенесена из уездного местечка Переяслава в губернский центр — Полтаву. А в 1918 году новая власть Семинарию закрыла.
В 1997 году в городе Комсомольске Полтавской епархии было открыто двухлетнее епархиальное Духовное училище, ректором которого стал энергичный архимандрит Филипп (Осадченко, ныне архиепископ Полтавский и Кременчугский). Так, после почти 80-летнего перерыва, духовная школа в Полтавской епархии была восстановлена.
Скоро училище перешло на трехлетнее обучение. А с 2002 года оно приобрело новый статус: благословением Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Священного Синода Украинской Православной Церкви школа преобразована в Миссионерское Духовное училище Украинской Православной Церкви.
В марте 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви решил преобразовать Училище в Полтавскую Миссионерскую Духовную Семинарию.
Сегодня в Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии действует 3 отделения: богословско-миссионерское, отделение регентов-псаломщиков и иконописное. Формы обучения — стационарная и заочная (кроме иконописного отделения). Срок обучения на богословско-миссионерском и иконописном отделениях — 4 года, на отделении регентов-псаломщиков — 3 года.
Преподаватели — священнослужители и миряне с высшим светским и духовным образованием. Ректор ПМДС — Высокопреосвященнейший Филипп, архиепископ Полтавский и Кременчугский, Председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви.
Среди студентов есть представители всех регионов Украины, от Луганска до Закарпатья; здесь учатся и граждане ближнего зарубежья — России, Беларуси, Молдовы.
Выпускники Семинарии продолжают обучение в духовных и светских учебных заведениях Украины, России, Италии.
С Полтавской Духовной семинарией связаны имена многих выдающихся церковных деятелей:
Из прославленных в лике святых здесь:
- обучался святитель Софроний (Кристалевский, †1771), епископ Иркутский
- преподавал священномученик Сильвестр (Ольшевский, †1920), викарий Полтавской епархии — епископ Прилукский, впоследствии архиепископ Омский
- обучался священномученик Серафим (Самойлович, †1937), архиепископ Угличский
- был инспектором магистр богословия священноисповедник Николай (Могилевский, †1955), митрополит Алма-Атинский
- преподавал священноисповедник Афанасий (Сахаров, †1962), епископ Ковровский;
Из видных церковных деятелей в Полтавской Духовной семинарии:
- обучался преосвященный епископ Екатеринославский Августин (Гуляницкий, †1892), проповедник, автор руководства по основному богословию
- был профессором преосвященный епископ Томский Агапит (Вознесенский, †1854)
- преподавал преосвященный епископ Екатеринославский Алексий (Новоселов, †1880), магистр богословия
- обучался преосвященный архиепископ Астраханский Анастасий (Братановский, †1806), известный проповедник, автор гимна «Коль славен наш Господь в Сионе», главный участник составления проекта преобразования духовных школ на рубеже XVIII–XIX веков
- преподавал преосвященный архиепископ Кишиневский Антоний (Шокотов, †1871), магистр, профессор
- преподавал и был ректором преосвященный архиепископ Могилевский Варлаам (Шишацкий, †1823), деятель воссоединения униатов с Православием на Волыни
- был ректором Преосвященный архиепископ Астраханский Виталий (Борисов-Жегачев, †1841)
- преподавал Преосвященный епископ Новомиргородский Далмат (Долгополов, †1883)
- обучался преосвященный епископ Воронежский Епифаний (Саввич, †1825), впоследствии профессор, ректор Казанской Духовной академии
- был ректором Преосвященный архиепископ Подольский Кирилл (Богословский-Платонов, †1841), участник перевода на русский язык Священного Писания, ректор Московской Духовной академии, доктор богословия, замечательный проповедник, усердный миссионер
- обучался преосвященный архиепископ Черниговский Лаврентий (Бакшевский, †1837)
- был инспектором преосвященный архиепископ Донской Митрофан (Вицинский, †1887), магистр богословия, почетный член Церковно-археологического общества, член миссионерского общества
- был инспектором преосвященный епископ Томский Платон (Троепольский, †1876), магистр богословия, миссионер в среде раскольников
- был инспектором и ректором преосвященный архиепископ Вологодский Феодосий (Шаповаленко), магистр богословия, член комиссии о преобразовании духовных учебных заведений
- обучался преосвященный архиепископ Курский Феоктист (Мочульский, †1818), организатор духовного образования, член Академии наук, миссионер среди сектантов
- был ректором преосвященный епископ Самарский Феофил (Надеждин, †1865)
- преподавал Николай Сагарда, всемирно известный патролог;
Тут также учились и трудились те, кто прославил Бога на светском поприще:
- преподавал выдающийся мыслитель Григорий Сковорода
- был преподавателем и наставником писатель Иван Нечуй-Левицкий
- учился известный педагог Памфил Юркевич
- был преподавателем дирижер, педагог и композитор Гордий Гладкий
- обучался просветитель, общественный деятель Григорий Маркевич
- обучался ливанский писатель МихаилНуайме (MikhailNaimy).
Важно отметить, что в течение 1776–1795 годов в Полтавской епархии было сразу две (!!!) Семинарии — одна в Переяславе, а другая — в самой Полтаве.
Несколько слов о второй.
В 1775 году была учреждена архиепископия Словено-Херсонская. Первым архипастырем новой епархии был назначен архиепископ Евгений (Булгар). Он и организовал в 1776 году Полтавскую Семинарию (более известную в истории как Словенская или Екатеринославская). Ректором ее стал иеромонах Никифор (Феотоки). И архиепископ Евгений (Булгар), и Никифор (Феотоки), впоследствии архиепископ Словено-Херсонский — выдающиеся церковные деятели.
Разместилась Семинария в Полтаве в доме, предоставленном генерал-фельдмаршалом графом Разумовским. Куратором Семинарии (лицом, отвечавшим за материальное обеспечение духовной школы) стал Бунчуковый Товарищ Петр Федорович Паскевич.
В 1797 году Семинария из Полтавы переведена в Новомиргород, а после и в Екатеринослав.
В Полтавской Семинарии учились создатель новой украинской литературы Иван Петрович Котляревский и переводчик Илиады Н.И. Гнедич.
Никифор Феотоки родился в 1731 году на острове Корфу. Первоначальное образование он получил в отечественной Гимназии, которое потом докончил в Итальянских Университетах и Академиях. Возвратившись из Италии на родину в 1748 года, он принял монашество, а в 1753 посвящен в иеромонаха и потом три года был проповедником при Церкви Пресвятой Богородицы в г. Корфу. С 1757 по 1765 годы был преподавателем Риторики, Математики, Физики и Астрономии в Корфской Гимназии. Имея с детства сильное желание видеть Афонских подвижников, он посетил гору Афон, оттуда отправился на Восток в Палестину и Египет, где, между прочим, проповедовал Евангелие, и многих магометан и язычников обратил ко Христу. Митрополит Ясский пригласил Феотоки быть Ректором Ясской Гимназии, в которой, исправляя должность Ректора, в тоже время он сам преподавал математику и географию. В 1776 году, по приглашению Архиепископа Словенского Евгения, он прибыл в Полтаву, где и определен Ректором в Словенскую Семинарию.
Когда в 1779 г. Преосвященный Евгений сам отказался от управления Епархиею, то на свое место в Архиепископа Словенского он рекомендовал Императрице и Святейшему Синоду Никифора Феотоки.
При новом архиерее Ректором Семинарии назначен был Полтавский Протоиерей Иоаким Яновский. Потом постепенно в Семинарии начали открываться прибавочные классы. В 1783 г. в сентябре открыт класс Философии, и на этот предмет назначен учителем приехавший из Молдавии Гавриил Бонулеско-Бодони — еще один выдающийся церковный деятель, впоследствии Митрополит Молдо-Влахийский. Наконец 21 сентября 1786 года торжественно был открыт в Словенской Семинарии и класс Богословия.
28 ноября 1786 года Преосвященный Никифор перемещен был на Астраханскую кафедру. В 1786 году Словенская Епархия переименована в Екатеринославскую и Херсониса-Таврическаго, а вслед за тем и Словенская Семинария переименована в Екатеринославскую, хотя оставалась по-прежнему, в Полтаве.
31 Декабря 1797 г. Архиерейская кафедра с Консисториею, а равно и Семинария переведены из Полтавы в Новомиргород, и 15 марта 1798 г. Семинария в Новомиргороде открыта лично Митрополитом Гавриилом Бодони.
[1] Греческое слово, от «Кириос» — господин. В старинном церковном этикете употреблялось в значении «владыка» по отношению к епископам, архиепископам и митрополитам.
Опубликовано: 10/10/2007