Всякое ли служение угодно Богу?
О том, когда было возвещено первое Евангелие, всегда ли добро есть добро, почему Бог не принял жертву Каина, что значит вопрос Господа: «Где брат твой?» и зачем Каин строит город, рассказывает Андрей Иванович Солодков.
«Не я, но другой» (Быт. 3:10–24)
«Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:10–13).
Какая знакомая картина современной жизни! И сегодня часто случается подобное: у человека спрашивают: «Зачем ты так поступил?», а он отвечает: «Это не я виноват, это вот тот виноват». У этого другого спрашивают: «А ты зачем так поступил?», а он: «Это не я, это вот этот меня надоумил». И совсем не редкость подобная ситуация: приходит человек на исповедь и рассказывает, что он, к примеру, согрешил сквернословием, потому что соседи после 11 часов вечера начинают в стенку стучать, вот он и сорвался на грех. И виноват всегда кто-то другой, но не сам человек. Как в детском саду, право! «Петя, ты зачем вазу разбил?» — «А меня Маша толкнула!» и т.д. и т.п. Виновных не найти. Ничего в природе человека не изменилось! И сегодня мы видим то же самое, что и при грехопадении.
Господь взывает к Адаму и вопрошает его: «Где ты?», но Его вопрос вовсе не упрек Адаму в его вине, а призыв к покаянию. «Где ты?» — то есть: «В каком состоянии ты оказался?» А Адам отвечает: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева…» И тогда Бог обращается к жене: «Почему ты это сделала?» Обратим внимание, братья и сестры, на важный момент. Мы видим, что жена первая заговорила с диаволом, она нарушила иерархию семейных отношений. Но Бог сначала обращается не к ней —виновнице всего происшедшего (позже апостол Павел скажет, что не Адам согрешил, а Ева), — но к Адаму. Почему? Снова и снова повторю: потому что Адам — глава семьи. Всегда ответственный — глава семьи. А что значит быть главой семьи? Это значит быть не деспотом и повелителем, а прежде всего рассудительным и мудрым руководителем. Глава — это тот, кто слушает голос Божий и наставляет свою жену и своих детей. По принципу «Домостроя»: муж — глава, жена — помощница, а дети — послушники.
А что отвечает Богу жена? То же самое: «Это не я, это змей». В общем, виноватых не найти. И сегодня люди так говорят. Вот постоянные вопросы: почему Бог допускает зло? почему в этом мире существует зло? почему Бог не наведет порядок? Но люди не хотят видеть в самих себе той расстроенности, которая произошла в результате их отпадения от Бога.
Но, несмотря на то, что человек разрывает жизненно важную связь с Богом преступлением заповеди, Бог не оставляет человека.
И далее мы читаем слова Господа к змею:
«и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).
Здесь звучит первое Евангелие. И это действительно Евангелие, это благая весть о том, что Бог не оставляет человека, о том, что придет Сын Божий и поразит диавола в голову; здесь весть и о Богородице, о непорочном зачатии, о чем впоследствии скажет и пророк Исаия: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), а имя Еммануил значит: «С нами Бог». Это пророчество возвещено за 700 лет до Рождества Христова. И тут в Библии употреблено слово «Дева» — алма. Когда мы будем изучать другие тексты книг Священного Писания, мы увидим, что слово «алма» никогда не относится, как некоторые мудрствуют, просто к женщине или к молодой женщине, но всегда — к девственнице. Мы знаем историю этого текста. Она повествует, что праведный Симеон Богоприимец, когда был перевод книг Ветхого Завета с иврита на греческий язык, решил стереть это слово, рассудив по человеческому размышлению так: «Если дева, то как же она родит? Рождают только женщины». Но ангел Господень остановил его. И мы знаем, что этот праведный муж жил до тех пор, пока не увидел Христа, Которого принесли к нему. И тогда он воскликнул слова, нам всем очень хорошо известные: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».
Но впервые это пророчество звучит уже в книге Бытия, когда Господь говорит змею: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее…», но жена не может иметь семени, так что здесь говорится о непорочном зачатии; «будет поражать тебя в голову…» — и действительно, Христос поразил диавола в голову на кресте; «…а ты будешь жалить его в пяту» — тут говорится о том, что до Второго пришествия Христа в человеке остается удобопреклонность ко греху, то есть человеческая природа исцелена, но еще не пришел Страшный суд, и от веры человека, от его дел, которые он творит в этой временной жизни, зависит его вечная участь.
Далее в главе 3 книги Бытия рассказывается о том, что первые люди были изгнаны из рая — из мира полного благополучия, полного благосостояния, полного счастья, которое им было дано в эдемском саду. И был поставлен херувим с мечом огненным, чтобы преграждать путь людям к древу вечной жизни. Почему? Для того, чтобы человек не увековечил зло и чтобы он не закостенел в грехе, а имел стремление к покаянию.
«Грех влечет к себе» (Быт. 4: 1–24)
У преподобного Симеона Нового Богослова есть такие слова: «Добро, которое сделано не добрым образом, не есть добро». О чем эти слова? Казалось бы, здесь какая-то придирка, ведь сделал человек добро, ну и, как говорит наша поговорка, сделал хорошее дело — и гуляй смело. Нет, оказывается. Сказано: добро, сделанное не добрым образом, не есть добро. Это очень ярко выражено в Библии в рассказе о двух братьях, родившихся от Адама и Евы, — о Каине и Авеле.
Читаем:
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1).
Очень интересный стих. Вспомним еще раз ту благую весть, которую мы прочитали в главе 3 книги Бытия, — слова Бога к змею: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Это приговор диаволу, но только для диавола эти слова звучат как приговор смертоносный, а для Адама и Евы это благая весть. Как у апостола Павла сказано, что благая весть для одних — запах благоуханный, а для других — запах смертоносный (ср.: 2 Кор. 4:16). И Ева помнит это обетование Божие, помнит благую весть — и, родив Каина, говорит: «Приобрела я человека от Господа». Она опережает события: это рождается еще не Мессия, как ей этого очень хочется. Это рождается Каин — первый человекоубийца: отступление от Бога, Который есть Жизнь, всегда порождает смерть.
Но читаем далее:
«И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:2–7).
Стих 7 удивителен по своему содержанию — он о том, о чем нам говорит Симеон Новый Богослов: «Добро, сделанное не добрым образом, не есть добро». Что же такого недоброго сделал Каин? Почему на жертву Авеля Господь призрел, то есть увидел ее и принял, а на жертву Каина нет? Дело в том, что, как сказано, Авель принес самое лучшее, первородное от стада своего. Он принес все лучшее, что есть у него в жизни, если можно так сказать современным языком. И жертва сегодня, в современной жизни современного человека, это не обязательно приношение каких-то даров Богу или чего-то в храм. Нет-нет! Бог ни в чем не имеет нужды, у Него есть все: Бог собственник во Вселенной, все принадлежит Ему, и нет ничего такого, в чем бы Он нуждался. Зачем нужны Богу тогда какие-то жертвы? Сказано: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Вот какая жертва нужна Богу! Сказано нам также о любви — о жертвенной любви. И не только сказано, но и показано Самим Господом и Спасителем Иисусом Христом. У апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам есть такие слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею силу, так что и горы могу переставлять, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы» (ср.: 1 Кор. 13: 1–2). И далее говорится: «Любовь долготерпит, не завидует, не превозносится, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется…» (ср.: 1 Кор. 13: 4–7). Так что, как видим, жертва — это всегда подражание Христу, как и сказано апостолом Павлом: «Подражайте мне, как я Христу» (ср.: 1 Кор. 11:1).
Весь смысл христианской жертвы — в жертвенной любви, о которой нам не только сказано, но которая и была нам показана на Голгофском кресте Самим Спасителем. И жертва, которую приносит Авель, была от всего сердца, от всей души. А что же приносит Каин? Каин приносит то, что ему попалось под руку. И дело совсем не в том, что Богу оказались неугодны те плоды и зерна, что принес Ему Каин. Нет! Но Бог не принимает то, что приносится с этакой прохладцей: мол, вот возьмите там что-нибудь; может, пригодится. Как мы часто рассуждаем? Именно так. Это так называемая жертва второго сорта. Вот по весне мы начинаем разгребать в своей квартире завалы вещей, отбираем уже ненужное, очищаем книжные полки… А куда девать все то, что жалко на помойку выкинуть? Да отнести в храм! Вот жертва второго сорта: что на помойку жалко, давай отнесем Богу. Есть хорошая русская пословица: «На тебе, Боже, что нам не гоже». Вот такую жертву приносил и Каин. Он принес, не задумываясь, лучшее ли то, что он хочет отдать Богу, не задумываясь, действительно ли угодно будет это Богу, ведь Бог ни в чем не нуждается. В такой жертве нет искренности сердца, чистоты сердца. А сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). В этой чистоте сердца нуждается сам человек, ради его же спасения, потому что единственный смысл сотворения человека на земле — сохранить его в этой жизни и спасти для жизни вечной. На наших простых православных нательных крестиках, на оборотной их стороне, так и написано: «Спаси и сохрани» — то есть: Господи, спаси нас для вечной жизни и сохрани нас в жизни этой. В этом состоит Промысл Божий. Этой жертвы — чистоты сердца человеческого — ждет Бог, и она полезна для самого человека, Бог же ни в чем, повторю еще раз, не имеет никакой нужды.
А Каин приносит то, что попалось ему под руку. Такая жертва не угодна Богу, потому что она вредит самому Каину. Каин считает себя самодостаточным, он думает: вот, я нечто дал Богу. Помню, как однажды — это было еще в 1990-х годах — в некий храм принесли 20 компьютеров. Представьте: середина 1990-х — и 20 компьютеров! Тогда в этом храме уже работал просветительский центр, воскресная школа, выходил миссионерский листок, компьютеры очень были нужны. Но когда начали их проверять, оказалось, что всего один лишь работает. Вот такая была жертва. И такую жертву Бог не принимает, потому что она — скажу еще и еще раз — бесполезна для самого человека, а Сам Бог ни в чем не нуждается.
Но обратимся снова к тексту главы 4 книги Бытия:
«И сказал Каин Авелю, брату своему [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8).
Это первое убийство в истории человечества. Читая главу 3 книги Бытия, мы видели катастрофу человеческой истории — как человек отступает от Бога, а здесь мы видим другую трагедию — трагедию первого человекоубийства. Причем многие отцы Церкви говорят, что Каин убил Авеля из-за ненависти к нему за то, что его, Каина, жертва не была принята Богом, и в этой ненависти он начал бить Авеля тем, что попадалось под руку. Есть даже иконы, на которых изображено, как Каин взял сначала камень, потом кость животного и с каким-то ожесточением бил своего брата до тех пор, пока не забил его до смерти. Этот стих рассказывает о первом в истории человечества пролитии крови.
Читаем далее:
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9).
Мы видим примерно те же слова, что и в главе 3 книги Бытия. Там Адам призывался Богом к покаянию словами: «Где ты?»; здесь Господь говорит Каину: «Где брат твой?» Очень важные для нас слова, братья и сестры. Сегодня эти слова звучат и по отношению к нам. Когда мы с вами приходим в православный храм, когда мы стоим на Литургии, вспомним этот вопрос, заданный Богом: «А где твой брат? А где твоя сестра? А почему твои дети не с тобою? А где твой отец?» Вспомним о своих родных и близких. И не дай Бог, чтобы мы с вами когда-нибудь ответили: «Что, разве мы сторожи братьям и сродникам нашим?» Будем помнить о том, что Бог учил нас молиться не «Отче мой», а «Отче наш», что спасение совершается в соборном церковном общении. Поэтому будем избегать тех слов, которые придумали протестанты и разные их последователи, — о некоем личном спасении. Конечно, за свои грехи мы дадим ответ лично, но мы ответственны и за ближних наших, за своих братьев и сестер, особенно за своих родственников. Итак, не дай Бог, чтобы из наших уст прозвучали эти слова Каина: «Разве я сторож брату моему?»
И тогда сказал Господь: «Что ты сделал?», напрямую взывая к Каину, видя, как он увиливает от покаяния — от пути спасения.
«И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 10–17).
О каком знамении тут идет речь? Есть разные мнения на этот счет. Почти все отцы Церкви, толкуя этот текст, пишут, что Каин стал страшен, потому что грех всегда портит и лицо человека: лицо Каина как-то исказилось, перекорежилось так, что стало звероподобным.
В этом же отрывке говорится и о том, что первым градостроителем был Каин. Почему так? Зачем Каин строит город? Каин строит город, потому что боится, что кто-то может его убить, несмотря на слова Господа. Он рассуждает: мол, мало ли что Бог сказал. И сегодня многие так же рассуждают. Каин строит стены, чтобы спрятаться за ними, ибо он боялся. К тому же в городе, в мегаполисе, очень просто скрыть свои грехи. Попробуйте-ка что-то скрыть в деревне, где все друг друга знают! А в большом городе никто никого не знает: моя хата с краю, я никого не знаю… Поэтому Каин — первый градостроитель, он основывает город для того, чтобы дальше продолжать грешить и не каяться.
И сказано в этих стихах, что Каин познал жену. И часто многие, в том числе и атеисты, спрашивают: а откуда взялась жена? Были Адам и Ева, Каин и Авель. Что, в Библии какие-то несостыковки? Нет, не совсем так. Нужно вспомнить, что Адам жил 930 лет. Представьте себе, почти 1000 лет! И сколько от него могло родиться дочерей, сыновей! — Целый род человеческий. Но в Священном Писании не всегда упоминаются все имена живших, но только имена главных или важных людей, с которыми связаны те или иные главные события в истории человечества. И всегда в исторических документах не упоминаются имена людей, не связанных с событиями, но только имена тех, которые так или иначе, как принято говорить, творили историю или были участниками каких-то важных свершений.
Итак, мы видим, что не всякое служение угодно Богу. Мы видим, что альтернативное служение ведет к человекоубийству. Каин становится человекоубийцей первомученика Авеля, кровь которого была пролита за жертву, за верность Богу. Да и саму жизнь свою Авель готов был принести на алтарь Божий, что и произошло.
А далее в Библии приводится целая родословная, говорится о Каине уже как о прапрапрадедушке Ламеха, упоминаются имена Еноха, Ирада, Мехиаеля, Мафусала… Именно род Каина стал распространяться по земле. А в стихе 19 читаем, что Ламех взял себе две жены. Это тоже впервые в истории человечества. Ведь сказано, что Господь сотворил одну жену для человека. А с распространением по земле каинитов по греху Каина появляется и полигамия — как видим, двоеженство тоже берет начало от грехопадения Каина. Имена жен Ламеха — Ада и Цилла, и эти имена уже о многом говорят нам: Ада — страстная, а Цилла — не очень красивая, но пригодная для деторождения. Так что Ламех берет одну жену — греховодницу для удовлетворения похоти, а другую — для рождения детей. И все это — порождение отступничества Каина и его нежелания приносить Богу истинную жертву, как сказано: «жертву сокрушенную и смиренную Бог не уничижит».
И еще одно важное замечание. Из этого события очевидно, что всякое альтернативное служение Богу, не в Его Церкви не угодно Богу и ведет человека к нарушению последней заповеди: не завидуй. Зависть порождает ненависть и человекоубийство. Поэтому, когда мы обращаемся к людям, которые находятся в различных конфессиях, вне Церкви, призывая их оставить альтернативное служение, этот наш призыв — не пренебрежение по отношению к ним: мол, мы хорошие, а вы плохие, но это призыв войти в лоно Церкви —предостережение о том, к чему может привести такое служение.
А завершается глава 4 очень важными стихами:
«И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4:25–26).
Сколько проходит поколений, рождаются и рождаются каиниты, так что люди вообще забыли о Боге, и только когда рождается Сиф, через сотни-сотни лет, люди вспоминают о Господе. Но грех все размножался и размножался, пока не был смыт потопом.
Опубликовано: 07/09/2016