Вы здесь

Зимою…

Игумен Даниил (Гридченко)

Как писал Коринфянам апостол Павел, — и если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15:19). Человек верующий понимает, о чём речь. Господь Бог сам по Себе, Его благодать, Его Царство выше, больше, лучше того, чего у Него обычно просят, несоизмеримо. Если этого понимания нет, нет, в общем-то, и веры. Нет и настоящей молитвы, а то, что за неё иногда принимают — лишь вопли уязвленного и неудовлетворённого самолюбия.

Современный человек обмельчал, осуетился… И даже очереди к святыням, к «модным» святым, как толпы туземцев к стеклянным бусам в то время, как им предлагают золото. Ничего не стоит на месте. И если ещё совсем недавно девушки на исповеди плакали о своей потерянной невинности, то теперь о партнёрах, которых не удалось удержать в своих блудных сожительствах. Буквально требуя от Бога чуда, ведь они «покаялись» — признались, что в чём-то были не правы.

Речь не об исключениях, о которых принято умалчивать, а о правиле, вернее, тенденции: всё для того, чтоб превратить жизнь в комфортное существование, пусть и с заспанной совестью, без смысла, содержания и конечной цели. Когда же «грянет гром» и «запахнет жареным», Бог, как некая пожарная команда, как слуга или как «мальчик на побегушках». Будто не мы Ему, а Он нам должен, и будто Он не сделал Своего главного дела — не вошел на Крест, и не искупил грехи рода человеческого.

Говорят, что история циклична: эмоциональный, патриотический подъём четырнадцатого года столетней давности обернулся трагедией семнадцатого. Нынешняя Русская весна оборачивается зимою… Жизнь зимой замирает. В зиму духовную замирает вера. Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:8). Трудно сказать... Ибо как природа весною не оживает от одной оттепели, так и жизнь духа без покаяния не на одних словах.

Она вообще невозможна тогда, когда декларируемое внешнее не имеет своего внутреннего подтверждения. Вечной перспективы просто не удостаиваясь... Мы «несчастнее всех человеков», если Господь по остаточному признаку, а главное всё что угодно, но лишь умственно и эмоционально, пусть даже и величественные соборы, которыми должно обладать, или кощунственные фильмы, которые не должны появляться. Если без Бога... Который не образуется в душе из ничего, какие бы иллюзии на этот счёт не строили наши «продвинутые» сограждане.

Бог в душе от покаяния — изменения сознания и жизни. И если даже самый яркий экстраверт, внутренне хотя бы несколько не интроверт, он человек духовно несостоявшийся. Тогда время сужается и зримыми становятся слова одного известного американского православного — «сейчас уже гораздо позже, чем кажется…».

Люди, страдающие на Донбассе, погибшие в предновогодней авиакатастрофе, не грешнее прочих, пока ещё живущих. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк.13:1-5). Покаяние — Пост, весна духовная. И пока зимы сменяются вёснами, ничего не поздно и есть надежда… Беда только, когда на одном конце деревни пляшут, когда на другом уже вешают. Обольщаясь, что до них ещё не скоро дойдёт… Много согрешая, и мало каясь. Убивая надежду. Делая страшным грядущий Суд.

«Радонеж»