О разрешении межнациональных конфликтов, о браке двух верующих и о Сурб-Саркисе — покровителе влюбленных
«Бог есть любовь». (1 Ин. Гл. 4, 16)
Запоздалое вступление
В неделю Мытаря и Фарисея в Тбилиси всегда дует сильный ветер. Все жители независимо от вероисповедания безошибочно определяют: «А-а, это Сурб-Саркис наступает!» И правда, в это время Армянская Апостольская церковь отмечает переносной праздник одного из своих самых популярных святых.
В ночь с пятницы на субботу, как раз в канун праздника ветер, повинуясь многовековой традиции, по непонятной причине стихнет и на утро снова будет ярко светить солнце.
Вас заинтересовала личность святого? Тогда заглянем в Жития армянских святых.
«Свв. Саркис, его сын Мартирос и 14 воинов. (363 г.)
Уроженец Кесарии Кападокийской, мужественный, благородный Саркис избрал военную стезю и достиг звания стратилата Римской империи. Будучи христианином, Саркис объезжал провинции империи и открывал людям пути познания божественной истины. Когда к власти пришел император Юлиан, стремившийся реставрировать язычество, Саркис и его сын Мартирос, также христианин, нашли убежище в Армении. Здесь они были приняты царем Тираном вторым, но затем перешли в Персию. Шах Шапух второй поставил Саркиса во главе отборного полка и отправил на охрану своих границ.
Влияние Саркиса на соратников было так велико, что многие их них под воздействием его проповедей приняли христианство. Шапух вызвал к себе Саркиса и вел ему стать маздеистом. Стратилат отказался, сказав, что жертвует себя единственному истинному Богу и не поклонится идолам, сотворенным человеческими руками. Шапух приказал толпе растерзать Мартироса, а Саркису отрубили голову. Преданные стратилату 14 воинов взяли его тело, чтобы похоронить по христианскому обычаю, за что также были обезглавлены.
Память мучеников отмечается в субботу после Передового поста. По традиции армяне в этот день едят похиндз, приготовленный их жареной пшеницы...
В языческую эпоху Саркис считался божеством бурь и вихря. Посвященный ему праздник отмечался в начале февраля. По народной легенде, в этот день белый конь, поднимая снежные вихри, мчит на восток Саркиса и похищенную им девушку».
В теософии я не сильна и в науках тоже не преуспела, поэтому не могу вам объяснить, что там такое творится каждый год с ветром. Друзья мои тоже особой образованностью не обременены и вряд ли скажут что-то толковое на эту тему. Да это и не важно. Как говорил старец Захария «Богу ученых не нужно, Ему одна любовь нужна!» Потому что, как известно, «любовь покрывает множество грехов».
Весна 2005 года.
— ... Ты представляешь, нас хотели поссорить! — тарахтела моя крестница Диана, дрожа от возмущения. — Нет, ну какая наглость! И чего ей надо?!
— Кто «она»? Кого «нас»? Скажи толком! — пытаясь перекрыть этот фонтан эмоций.
( Когда выдавался свободный часок, я забегала в парк — к Диане, на ее «рабочее место». Здесь, на главной аллее издали видна «биржа нянь», человек 15 женщин разного возраста, выгуливающих своих воспитанников. И каждый раз на меня обрушивался примерно такой же словесный поток. Только причины были разные; то «жизнь эта в горле сидит», то «мало платят», то «этот ребенок до ручки довел». На этот раз было что-то новенькое.)
— ... Да есть тут одна, тоже с ребенком ходит. И по ходу дела воду мутит... Я тут подружилась с одной классной девчонкой Элиз — азербайджанкой из Баку. А ленка, видно, завидует, как, мол, армянка с азербайджанкой дружить могут после всего того, что было в Сумгаите. Мне на Элиз гадость плетет, а Элиз — на счет меня что-то врет. Только ни Элиз, ни я на это дело не клюнули. Мне Элиз как сестра. А что азербайджанцы армян резали — то Бог им судья. У меня лично к Элиз претензий нет.
— Как Элиз попала сюда?
— Да это целая история! Элиз здесь замужем, за грузином. Его Деметре зовут. Он кандидат наук. Не то физик, не то математик. Не помню точно, но что-то заумное. Хорошие деньги делает... Верующий, с бородой ходит. Каждое воскресение в Сиони [1] детей причащает.
Да вот и сама Элиз идет! — и указала на приближающуюся молодую маму с коляской. — Ей 25 лет. Видишь, в коляске Мате сидит, а рядом Лука идет... Имена-то какие детям дали, ни много ни мало, евангельские!
.... Когда у меня были дома проблемы, пришла я к Элиз вся в слезах. Она на меня смотрит, сама чуть не плачет, предлагает мне: «Оставайся у нас, пока у тебя все наладится!» Тут ее муж вышел, выяснил, в чем дело и говорит: «Давай, Элиз, о Диане помолимся, чтоб у нее все проблемы разрешились!»
И что ты думаешь, встали они на колени перед иконами, Деметре вслух какую-то грузинскую молитву читает, Элиз кланяется. Я стою и смотрю на них... Стало мне как-то невыразимо грустно. Два таких разных человека обо мне, грешнице, молятся. Я, ведь. Тоже с тобой раньше в церковь ходила, потом бросила. Помнишь? ( Еще бы не помнить!)
В 1995 г., когда я преподавала в ПТУ никому не нужную спецтехнологию прядильных машин, Диана, моя ученица, преподнесла мне «сюрприз»:
— Хочу ходить в ту церковь, куда вы ходите!
За этим заявлением последовало миропомазание — присоединение к Православию, на которое она явилась со списком грехов на двух листах.
Священник, добрые 5 минут читавший эту хартию, посоветовал:
— Сожги и больше не повторяй!
— Сжечь и в куру бросить? — совершенно серьезно уточнила новоиспеченная Дарья.
— Это тебе не колдовство какое-нибудь, чтоб в Куру бросать! — рассмеялся батюшка.
Потом было первое Причастие, после которого Дарья выскочила в притвор, восторженная и сияющая:
— Ух, как здорово! У меня сейчас настроение такое... такое...! Не могу описать! ...Если меня сейчас кто матом обложит, я ему ничего не отвечу!
Потом были первые уроки смирения в церкви.
— Ой, я чего видела! Сегодня на службе одна женщина подскочила о. Филарету и пощечину ему дала! При всех! Люди остолбенели. А она кричит: «Где моя поминальница?» Он, как ни в чем, ни бывало, говорит: «Сейчас пойду, посмотрю». Потом она, когда остыла, на колени перед ним встала, извинялась. О.Филарет ее поднял, успокаивает: «Ничего, со всяким бывает». Какие нервы у человека!
Затем уныние, тоска и попытки о. Филарета удержать ее в церкви.
— ... Я плакала, ему все рассказывала, как я устала от всего, с 15 лет на улице, не знаю, за что схватиться, а он меня слушал, успокаивал и своей рясой мои слезы вытирал...
Затем полный отход.
— ... Молюсь, молюсь, а толку нет. Ничего в моей жизни не меняется... И бабки здесь какие противные, только и могут замечания делать. У баптистов и то веселее...
Долго еще о. Филарет ходил к ней на рабочее место — в будку на Навтлугском базаре, где она была продавщицей ширпотреба.
—... Приходит, стучит мне в форточку, улыбается: «Дарьюшка, как ты тут?» Потом зайдет, сидит, со мной разговаривает о матери, о работе. Я ему еще записки с грехами писала, чтоб он потом разрешительную молитву прочел. Весь базар на меня пальцем показывает: Диане какая честь — священник в будку ходит!
о. Филарету в то время было за 70 лет. Как только силы после службы и многочисленных исповедей находил — не понятно.)
Диана тем временем продолжала.
— Неудобно было там оставаться жить, все-таки семья, свекровь. Стала я уходить — Элиз мне деньги пихает: «Возьми, — говорит, — тебе сейчас очень трудно. Вечно ты полуголодная ходишь». Не в деньгах дело, а в душе. Не хотела я брать. Элиз свое твердит: «У меня муж есть, а у тебя нет, да еще ты, как ишак работаешь — на двух работах разрываешься плюс мать и брат на шее. Бери — не крути мозги!»
Тут как раз подкатила Элиз с коляской и мы познакомились. Диана взяла своего воспитанника и Луку и повела их на качели…
Слово за слово Элиз разговорилась и рассказала, как она попала в Грузию.
— ... Деметре приехал в Баку в командировку на год и познакомился со мной. Начал мне звонить. Моя мама ругалась и бросала ему трубки: «Здесь такой нет» Потом кричала на меня: «Что хочет этот гурджи (грузин — турец.)?! Тебе что своих азербайджанцев не хватает?» Мы продолжали встречаться. Дома были скандалы: «Мне гяура (неверный — турец.) зятя не надо! Я тебя из дома выгоню!» так от этого всего устала, что ушла к Деметре. Жили мы пока без загса. Он, кстати, тогда еще не был таким верующим... Потом стал вопрос об отъезде в Грузию. Я уже была 3 месяца беременная. Позвонила сестре — попрощаться. Та мне устроила встречу с матерью и другими сестрами. Деметре боялся пускать меня на это свидание:
— Вдруг они начнут тебя бить, и мы потеряем нашего ребенка.
— Ну, что ты, — успокаиваю его, — они же не дикие.
Он опять за свое:
— Я пойду с тобой и где-нибудь в кустах спрячусь. Если что не так, выскочу к тебе на помощь.
Еле-еле отговорила его от этой затеи. К тому же он у меня не Рембо — худенький, ростом чуть по выше меня.
Вообщем, сидели мы в парке на скамейке, разговаривали. Мама плакала, отговаривала меня ехать:
— В Грузии света нет, газ постоянно отключают. Как ты там будешь? Живите уж лучше здесь, в Баку.
— Это же его родина, там его мать. Кто за ней посмотрит? — объясняла я.
— А вдруг она не примет тебя, как невестку?
Мне хоть и самой было страшновато об этом думать, но я как могла, защищалась.
— Мой муж ее любит, и я ее буду любить и уважать. У нас все получится.
И так далее в том же стиле.
Деметре с нетерпением ждал меня дома и встретил вопросом.
— Ну, как? Все мирно?
Узнав, что «в Багдаде все спокойно», на другой день пошел к моей матери с этим, как его, «официальным визитом». Мне утром говорит: «Ты мне только не мешай, Элиз, я, ведь, в первый раз к тебе домой иду». Купил цветной телевизор, всякие сладости и потянулся, было за шампанским, да я его дернула:
— Забыл, что мы мусульмане? Алкоголь нельзя.
Встреча прошла спокойно. Моя мать явно такого визита не ожидала и заметно успокоилась. Стала его чаем поить. Деметре пьет, не отказывается. Потом мне сказал: «Я, наверно, за всю жизнь столько чая подряд не пил».
Вообщем, отправились мы в Грузию. Ехала я со страхом — как там меня примут.
Свекровь встретила меня спокойно, хотя без особой радости. Конечно, она хотела иметь невестку грузинку.
Постепенно я освоилась, стала учить грузинский.
Вскоре мы расписались. Родился мой первый мальчик. Деметре как-то незаметно стал верующим. Атеистом-то он никогда не был, а тут зачастил в церковь. Я сперва не понимала смысл этих походов и ругала его:
— Ты целый день работаешь. Хоть воскресенье побудь со мной! Ну, что вы там в этой церкви делаете?! Можно, ведь, и дома помолиться.
— Дома одно, в церкви другое, — отвечал он и торопил меня с крещением сына. Я сперва колебалась, нужно оно или нет. Потом согласилась.
— А сама?
— Нет, я некрещеная и пока не собираюсь. Муж на меня не давит, он считает, что всему свое время и к вере человек должен прийти без принуждения.
Кроме того, для меня перемена веры — как предательство. Если я родилась мусульманкой, то зачем менять — ведь Бог один. И он каждого из нас любит одинаково, независимо от того, кто в какой вере родился.
И еще что мне не нравится. У нас в Коране написано, что наша вера самая истинная, а кто не с нами, тот в ад попадет. Примерно тоже самое сказано у вас. Мне это непонятно и неприятно. Вот я раньше намаз делала от случая к случаю. Теперь забросила. Мне Деметре молитвенник дал. Я из него выписала то, что мне понравилось — «Отче наш». Для себя на азербайджанский перевела и так читаю по утрам. Мне так понятнее. Тем более что смысл всех молитв одинаковый.
Пока я так думаю, хотя может со временем мое мнение изменится. Посмотрим.
— А что было дальше?
— Да ничего особенного... Луку в год крестили. Жалко, что поздно я согласилась. Зато Мате почти сразу крестили, как родился. Я даже не знала, что это так важно... И разница между ними есть. Вот каждое воскресение Деметре их водит на Причастие: старшего за руку, младшего в «кенгуру» сажает. (Я с ними в церковь не хожу). Так Лука каждый раз не хочет, упирается. Зато как причастится — выходит тихий, спокойный. А с Мате таких проблем нет.
— Как Деметре с ними общается?
— Он их очень любит. Мне то и дело говорит: «Элиз! Посмотри, каких нам Господь детей дал! Мы должны еще больше молиться!»
Я и так каждый день прошу Бога, чтоб Он меня вразумил. Как детей правильно воспитать. Вдруг что упущу. Вся ответственность на мне. Отец их редко видит. Очень хочу, чтобы они выросли хорошими людьми... Хотя у нас есть деньги, я не приучаю их к роскоши. Лука, когда что-то хочет, всегда осторожно спрашивает: «Мама, а ты можешь мне сегодня это купить?» Детей нельзя закидывать ни сладостями, ни игрушками. Когда всего много, ребенок это не ценит и не испытывает радости. А когда вдруг потеряет — у него целая трагедия. Ведь в жизни надо всегда быть готовым к тому, что сегодня деньги есть, а завтра их может не быть. Но это не катастрофа... Я Диане говорю, что хочу третьего, она удивляется: «Когда же ты будешь отдыхать и жить для себя?» А они это и есть моя жизнь. Зачем мне отдых?
— Твоя мама к вам приезжает?
— Да, недавно была. Хотела посмотреть, как я тут живу... Познакомилась она с Тасико — моей свекровью, увидела, что все у меня нормально. А потом давай мне по-азербайджански мораль читать. Чтоб другие не поняли:
— Смотри, узнаю я, что ты с Тасико плохо — голову тебе отрежу! Ты ей чаю, как можно, чаще давай! Налей и на подносе ей в комнату неси!
— Захочет, сама нальет. — говорю.— Отстань от меня, мама, грузины столько чая не пьют.
— Учи ученого! — злится она. — Дело не в чае, а в уважении!
Дальше — больше развоевалась моя Зейнаб — ханум.
— Давай, — говорит мне, — когда ты в Баку приедешь, детям обрезание сделаем!
Тут я психанула:
— Ну, уж нет! Они теперь крещеные! Куда им обрезание?! И Деметре будет неприятно!
Вообщем, уехала мать домой на меня надутая. А я спокойно вздохнула, когда мы ее в Бакинский поезд усадили...
Тут подошла Диана с малышами после качелей и присоединилась к разговору.
— Ну, как вы тут без меня? Не скучаете? — и тут же выдала «последние новости». — Маш, я тебе забыла сказать, Элиз меня по-азербайджански говорить научила! Теперь на базаре с татарками, кто зелень продает, торгуюсь только так. — И Диана тут же разыграла диалог в лицах. Прибавляя свои комментарии для доходчивости. Выходило у нее довольно лихо. В финале она снова перешла на русский. — ...Они мою речь слушают, на мои черные волосы смотрят и спрашивают:
— Ты кто? Гурджи?
— Иох, — говорю.— «Нет», значит.
— Гречанка?
— Иох.
— А кто?
— Ормени.
Те от удивления глаза таращат, головами качают, цокают, потом начинают мне киндзу, петрушку, тархун вот... такими пачками в сумку запихивать.
— Возьми все! Денег не надо. — Говорят.
Мы смеемся. Диана наслаждается произведенным триумфом. Но ей еще нужен заключительный аккорд. И она обращается ко мне:
— Скажи, Маш, что я талантливая.
— Да кто с тобой сравнится!
— А что, я в серьезе 5 языков знаю, — и загибает пальцы. — Армянский из дома — раз; русский со школы — два; грузинский с улицы — три; азербайджанский от Элиз — четыре; английский от моей хозяйки — шведки, у кого я бебиситером пахала — пять! Эх, мне только образования не хватает, а то была б я... министром иностранных дел. Не сидела бы в этом болоте.
Потом Диана переключается на Элиз.
— Ну, что вы на Пасху делали?
— Да как обычно... Свекровь яйца покрасила, потом на стол накрывали, Деметре в церковь на ночь пошел.
— А ты? — хитро улыбаясь, поглядывает на нее Диана.
— Что я? Что мне из дома надо было уйти, раз Пасха? Ведь для всех «Христос воскресе!» — отбивается Элиз. А потом неожиданно спрашивает. — А у вас есть Пасха?
Диана, даром что ростом «метр с кепкой», тут же становится в позу бойцовского петуха, руки в боки и, кажется, делается выше.
— Да мы?! Мы первые христианство приняли! — и яростно трясет меня. — Маш, скажи, что мы первые! Не помню я все эти даты!
— В 301 году, — выдаю я данные БСЭ т. 3 ст.92.
— Слыхала?! — у Дианы такой победоносный вид, как будто это была ее личная заслуга перед человечеством.
— Я и не знала, — пожимает плечами Элиз, и без всякого желания взять реванш удивленно спрашивает. — А почему ты тогда посты не держишь?
Я.... я. — Диана теряется, но только на минутку. — Я в свое время держала! — и опять ко мне. — Маш, скажи, что я держала!
— Было такое дело.
— Вот мой муж все держит, — резюмирует Элиз.
— Да, что ни говори, повезло тебе с ним, — как-то грустно соглашается Диана.
— А ты не переживай, — отзывается Лиз, зная недосказанное. — У тебя будет не хуже. 29 лет не возраст. Мы с Деметре всегда о тебе молимся, чтобы ты нашла свое счастье.
— Да, знаю, — без особого энтузиазма отвечает «объект молитв».
Обнаружив, что уже час дня, обе заторопились по домам — кормить и укладывать малышню.
Прошел месяц или чуть больше. Делая круги с коляской по парку, Диана мне небрежно сообщает:
— За мной тут один тип ухаживает, жениться хочет. Только мне он совсем не нравится. Не мой стиль...
Когда мы с Элиз узнали о нем по подробней, да еще и увидели, то стали давить на Диану:
— Не упусти его! Соглашайся!
Та только отмахивалась:
— Да на кого он похож?! Где это видано? Первый раз замуж выходить — и без любви? Отцепитесь от меня, липучки!
К делу подключилась вся интернациональная «биржа нянь». Общий вердикт был таков:
— Не валяй дурака! Шанс два раза в дверь не стучит!
15 октября наша новобрачная на собственной свадьбе, запыхавшись после шалахо [3], говорила нам, вся, светясь от радости.
— ... Счастливей меня, девочки, человека на свете нет. Армен меня на руках носит и все твердит: «Бог послал мне ту, которую я искал!»
На свадьбе, конечно, были Деметре с Элиз. Элиз мы пытались соблазнить выпить за молодых, но натолкнулись на стену исламского фундаментализма: «Мне нельзя, а вы пейте». Да еще получили нахлобучку от невесты: «Что пристали к человеку?! Нельзя, значит, нельзя!»
Не считая этой заминки, во всем остальном это была типичная тбилисская свадьба с тостами на трех языках, где собравшимся нечего было делить, кроме общей радости.
Январь 2006 г.
— У меня новость! — встречает меня Диана у своих новых апартаментов. — На днях я выяснила, что Армен вовсе не Армен.
— А кто? Джеймс Бонд?
— Нашла с кем сравнить! — обиженно фыркает, но тут же светлеет лицом. — Нет, я лучше все по порядку. Я Армену на днях рассказывала, что первый раз решила погадать на Сурб-Саркис [2]. Меня подруга сагитировала, сама же эту соленую лепешку спекла и заставила меня съесть. Гадость еще та, я тебе скажу.
Так вот, снится мне в ту же ночь парень, воду протягивает и говорит: «Я Давид!» Я, как проснулась, подумала: «100% я в этом году замуж выйду!» И недавно рассказала всю эту историю со сном Армену. «Вот, говорю, замуж-то я вышла, а имя не совпало!» Армен улыбается и говорит: «Давид, ведь, это я». Я обалдела, полгода замужем и, выходит, не знаю за кем. «С каких это пор, говорю, ты Давидом стал? Это, как в анекдоте, где Кура, где мой дом!» — «А с тех самых, — отвечает. — Меня крестили в Александро-Невской церкви. В православии нет имени Армен, вот и назвали меня Давидом». — «Тогда и я не Диана, — говорю, — а Дарья. Таким именем меня к православию присоединяли».
Тут уж он удивился.
Правда, ведь, классно совпало — Давид и Дарья!
В сентябре 2006 года родился у Давида и Дарьи сын, которого назвали в честь Николая Чудотворца. Мать объяснила свой выбор так:
— Хоть мы люди грешные, не все так делаем, как в Евангелии написано, а все-таки я каждый день прошу Бога своими словами, чтоб Он помог нам и не оставлял нас. На кого же нам, двум безработным, еще в жизни надеяться? Только на Бога и на молитвы Николая Чудотворца.
Примечания
[1] Сионский кафедральный собор во имя Успения божьей Матери (5–7 век) В храме находятся такие святыни, как: гвоздь, которым распинали Иисуса Христа, честная глава апостола Фомы, Крест св. Нины, благодатный камень пр. Давида Гареджийского, мощи св. Георгия Победоносца и другие святыни.
[2] «В одну из суббот конца января — начала февраля григорианская церковь отмечает передвижной праздник св. Сергия (Сурб-Саркис) ... Празднику предшествует недельный пост... Святой Саркис считался одним из самых могущественных святых... В ночь на праздник армянские юноши и девушки не упускали возможности увидеть во сне спутника жизни. В пятницу вечером пеклись специальные соленые лепешки, которые тут же съедались с намерением вызвать жажду. Считалось, что тот, кто явится во сне и даст напиться, определен судьбой в женихи или невесты», — стр. 224, «Старый Тбилиси» Ю. Д. Анчибадзе, Н.Г. Волкова.
[3] Шалахо — армянский танец.
Опубликовано: 10/08/2007