Святой Георгий, покровитель земли Иверской, моли Бога о нас
Маленький экскурс в историю.
«Празднование дня св. Георгия установлено в 4 веке св. Ниной. Св. Георгий особенно популярен в нашей стране. 12 царей Грузии носили это имя. Ни одному святому в Грузии не построено столько церквей, сколько св. Георгию.
Миссионеры и путешественники (А. Сахаров, С. Белокуров, Шарден, А. Ломберти) свидетельствовали, что на 23 ноября в день своего колесования великомученик приводил чудесным образом быка в Илорскую церковь (р-н Очамчири, Абхазия), освященную на его имя. Быка потом забивали и угощали всех приходящих. Так длилось до 1853 года. (Журнал «Криалосани» №9, 2005)
В народной памяти хранится великое множество чудес, сотворенных по молитвам св. Георгия.
Я хочу внести свою малую лепту в это дело.
— ...Это было 40 лет назад, — рассказывает Циала, пенсионерка — инвалид. — Мой брат заболел менингитом. Лежал в больнице без сознания с температурой 41. Врачи не давали никакой надежды на выздоровление. Внезапно его состояние изменилось к лучшему. Температура сама собой спала, и вскоре он совсем поправился. Через какое-то время он рассказал, что было в ту ночь, когда температура достигла пика.
Знайте, — рассказывал он, что меня спас св. Георгий. Я его видел очень отчетливо, хотя мне трудно сказать было ли это на яву или во сне. Он вошел ко мне в палату, насыпал зерно мне на колени. Потом сам собрал рассыпанные зернышки и исчез. А я почувствовал себя намного лучше...
После менингита люди часто на всю жизнь остаются умственно отсталыми, но у моего брата не осталось никаких последствий.
Я думаю, чудес по молитвам св. Георгия у нас очень много, — все зафиксировать просто не возможно. Вот почему один из любимых тостов в Грузии
— За 365 церквей св. Георгия!
Каждый день — это престольный праздник в той или другой его церкви! — закончила рассказчица.
26.05.2006 г.
—...Один знакомый мой грузит меня по страшному, — рассказывала мне Лиля, удобно расположившись в кресле с сигаретой перед телевизором. Я же тем временем «использовала служебное положение в личных целях» — набирала на ее компьютере очередной рассказ после урока.
— По поводу чего грузит-то? — спрашиваю.
— Да верующий он. Вот и проповедует где надо — не надо. Мол, в церковь надо ходить, посты держать и все такое… Ему что, у него ни детей, ни зверей, а у меня один муж чего стоит. Сами видели.
Виденное впечатляло.
— У вас тяжелый крест, — сочувствую.
— А я про что? Я и так молюсь и получаю, что прошу. Как-то открыла для себя святого Георгия. Только к нему и хожу. Бабки в церкви все святого Николая советуют, но я только к Георгию Победоносцу обращаюсь.
Вот первое. Мне было 34 года. Жизнь, как мне казалось, прочно зашла в тупик. Впереди маячила одинокая старость. Зашла я в Кашветскую церковь, огляделась, вижу справа св. Георгий на белом коне и прямиком к нему. Помоги, дескать, выйти замуж. И что вы думаете, ровно на эту же Георгобу, 23 ноября, когда вся Грузия празднует, появился у меня в доме мой будущий муж. Пришел, как дед Мороз с подарками. Я сперва на него не среагировала, а потом …. Как видите…
Теперь второе. Смотрю, время идет, а я не беременею. «Эге, — думаю, — мне уже 35, а дело на мертвой точке». Снова побежала в Кашвети, опять к той же иконе. О чем тут говорить. Ровно на Георгобу через год я забеременела. Естественно, когда мой мальчик родился, я не хотела никакого другого имени, только Георгий.
Не надо быть особо верующим, чтобы понять, кто мне помогает. Да и вообще, во всех материальных делах я только к нему и обращаюсь. Не знаю, почему уж так у меня получилось. Может, потому что св. Георгий покровитель Грузии. Впрочем, я в религии человек не просвященный, и не знаю, как это объяснить.
6.07.2006 г.
Газета «Мревли» №6, 1997 г.
«Среди множества построенных церквей св. Георгию одна из самых древних — церковь св. Георгия Шавнабада, о которой существует предание. Во время нападения врагов малочисленная грузинская армия ночью молилась у подножья горы, на вершине которой находилась эта церковь. Ожидая на следующий день битву, грузинские войны усердно молились св. Георгию о помощи. На рассвете все увидели всадника, который галопом спускался с вершины горы. Зрелище было настолько впечатляющим, что численно превосходящее войско противника побежало. Ободренные грузинские войны победили почти наполовину сократившуюся армию захватчиков. После победы военноначальник наградил черной буркой воина, который спустился с вершины горы и отличился своей храбростью в бою. Когда все поднялись в церковь, чтобы отслужить благодарственный молебен, тогда воин в черной бурке весь освятился необыкновенным светом и люди узнали в нем святого Георгия. После этого эту гору и церковь назвали Шавнабада. (Шавнабада — черная бурка (гр.)) В церкви Шавнабада совершилось множество чудес. Одно из них связанно с мусульманами.
Однажды двое татар оказались перед этой церковью. Один сказал другому, что если у этого места есть хоть какая-нибудь сила, то пусть туфли, которые сейчас на его ногах пусть не порвутся в течение 2-х лет. Как только этот человек пришел домой, у него отнялись ноги, и 2 года он был прикован к постели. За это время он испробовал разные лекарства, но все было напрасно. В конце концов, решил он «Пойду в Шавнабада, говорят, там происходят чудеса». Как только его доставили к церкви, он смог ходить. После этого чуда вся его семья приняла христианство. Потомки его и сегодня ходят молиться в Шавнабада».
13.08.06 программа «Дроэба» показывала кадры, которые невозможно смотреть без слез — о повседневной жизни иранских гурджи. Это потомки тех 300 тысяч грузин-пленников, кого 400 лет назад Шах Аббас I вывел из Грузии в Иран. Они приняли ислам, но сохранили язык и неизбывную тоску по родине.
Получасовый репортаж показывает, как женщины в чадрах пекут лаваш с изображением креста, мужчины на ломанном грузинском поют «Сулико», выращивают в своих садах по многовековой привычке виноград, но не имеют права попробовать вино, т. к. оно строжайше запрещено в Иране. Также они не имеют права давать своим детям христианские имена и указывать в документах настоящие грузинские фамилии. И то и другое только дома, в кругу семьи. Нет у них и церкви. По шариату за переход в христианство полагается смертная казнь. Раз в год они идут поклониться камню «Амаглеба»(Вознесение), который расположен у одной из деревень, где компактно проживают потомки пленников. Здесь зажигают самодельные свечи и молятся святому Георгию. Хотя сегодняшние гурджи смутно представляют себе кто это, но рассказывают своим детям старинную легенду о чуде, связанную с этим камнем. После смерти Шах — Аббаса Иран был захвачен неприятелем. Когда вражеское войско подошло к этой глыбе, то она треснула, и над ней возник весь в сиянии святой Георгий. Армия захватчиков не тронула грузинской деревни и отступила назад.
Завершающие кадры: маленькая девочка гурджи, которая внешне ничем не отличается от своих иранских сверстников прикрепляет свечу к огромному камню и, с трудом выговаривая слова грузинской молитвы, говорит:
«Святой Георгий, моли Бога о нас!»
Еще она верит в то, что рассказывала ей бабушка:
— Если кто пройдет под радугой после дождя — увидит Грузию!
Люди, читающие эти строки, помолитесь и вы о ней, а за одно и всех ее друзьях, кто с надеждой ждет радугу.
Трубку можно было держать на расстоянии полуметра от уха, такой из нее рвался крик.
—... Магарыч с тебя! Мне тут квартирант мой Ираклий такую историю про святого Георгия рассказал — прямо хит сезона! Завтра же приходи и записывай! У меня душа горит!
Что и говорить, кого при таком вступлении не одолеет любопытство. Тут и 40 градусная жара не была помехой, чтобы пойти на другой конец города за обещанным.
Вот, наконец, сижу я в крошечной кухне с давно облупившейся побелкой и в ожидании рассказа глазею в окно. Из открытого окна, сквозь заросли петрушки и кактусов в старых кастрюлях, виден общий захламленный двор, перегороженный веревками с бельем.
Кухня, как ничто другое, может многое сказать о вкусах своей владелицы.
На холодильнике пыльный магнитофон со стопкой замусоленных кассет с блатными песнями. В незакрывающемся пенале среди банок с солеными огурцами и бутылками с ткемали виднеется заткнутый наспех томик Есенина. Вера, бывая в дурном настроении, его время от времени перечитывает. А когда не помогают стихи, врубает хрипатых тюремных бардов и так лечит душевные раны.
Сама Вера наружность имеет внушительную — в толпе ее сразу узнаешь по объему и росту. И если для других лишние габариты — проблема нерешаемая, то Вера на это смотрит философски, считая, что хорошего человека должно быть много.
Глаза у нее голубые — подарок от русской бабушки, нос, как и положено лицу кавказской национальности, красиво изогнут, волосы под цвет макарон крашеные на затылке кукишем собраны — вот и весь ее портрет. Прошу любить и жаловать.
Сегодня Вера в приподнятом настроении — с жаром рассказывает обещанный «хит сезона». Да на таком подъеме в курс дела вводит, что даже свой любимый сленговый фольклор не вставляет.
—... У Ираклия и Майи трое детей: два сына и дочь. В 1993 году старшему, Алеко, было 9 лет. Он прекрасно выступал в ансамбле народных танцев. И вдруг как-то, во время концерта он упал на сцене. Повезли в больницу, проверили, но ничего серьезного не обнаружили. «Железа в крови не хватает», — отмахнулся врач. Родители успокоились. Но не надолго. Через какое-то время мальчик внезапно потерял сознание в школе. Тут уже родители запаниковали — повезли его в институт переливания крови, чтобы все проверить досконально. Результат был ошеломляющим и не оставлял надежд: селезенка не вырабатывает красные тельца для крови. Фактически мальчик обречен.
Один старый врач сказал Ираклию, что берется за удаление селезенки, чтобы тем самым заставить костный мозг начать вырабатывать недостающие элементы и тогда у Алеко появится хоть какой-то шанс выжить. Ираклий дал согласие на операцию, не говоря об этом жене. Но в дело ввязался другой врач, из молодых да ранних, и, чтобы перебить клиента, сообщил матери диагноз сына.
Майе тут же стало настолько плохо, что ее с нервным расстройством уложили в больницу.
— Я, рассказывал Ираклий, сбился с ног. Сын без сознания на аппаратах в одной больнице, жена — в другой. 1993 год был ужасным для всей Грузии. Гражданская война, неразбериха, очереди за хлебом, не ходил транспорт, не работали аптеки. Все лекарства надо было доставать у евреев по двойным ценам.
В больнице, у дверей реанимации осталась дежурить бабушка, мать Майи и отпустила зятя домой — отдохнуть перед операцией. Ираклий, не спавший 3 ночи, тут же отключился. Сейчас он не может точно сказать — сон это был или явь. Только он как бы проснулся от того, что кто-то коснулся его плеча. Перед Ираклием стоял св. Георгий. Выглядел он именно так, как его изображают на иконах. «Следуй за мной!» — услышал измученный отец. Cв. Георгий поднялся в воздух и полетел, подымаясь, все выше и выше. Ираклий, к своему удивлению, тоже оторвался от земли и полетел следом.
«Какие краски открылись передо мной! — вспоминал он с восторгом. — Мы, живя на земле никогда не видим такого голубого неба, каким видел его я. Наверное, ни один художник не сможет передать того великолепия, которое открылось передо мной». Летя следом за великомучеником, Ираклий вскоре увидел преграду — узорные решетки и позвал: «Святой Георгий, я не смогу пролететь через них!» И услышал ответ: «Постарайся преодолеть их, я не могу вернуться за тобой». Ираклию с большим трудом удалось протиснуться через узорные переплетения и лететь дальше. Вскоре перед ним возникло второе похожее препятствие, но Ираклий миновал и его. Оглянувшись назад, Ираклий увидел всю Землю, как на ладони. Св. Георгий сказал ему: «Посмотри, как там хорошо! И сколько людей по своему неразумию стремятся покинуть такую красоту раньше данного им срока! Не понимают, бедные, что всему свое время».
Затем оба оказались в сумрачном зале с зажженными свечами. Здесь Ираклий увидел многих апостолов и святых, а среди них 2-ух отцов, чьи дети с диагнозом лейкоза лежали в той же больнице, где находился его Алеко. Здесь шло обсуждение участи этих детей.
— Твой сын будет жить! — успокоил св. Георгий Ираклия. — Он страдает из-за твоего деда Александра, в честь кого ты его назвал. Исправь то, что в свое время не сделал твой дед.
Ираклий слушал его с ужасом, не понимая в чем дело. Затем увидел он старый дедовский дом в деревне. В доме — туман, а внутри мать Ираклия. Из-под дома вытекает черная жижа.
— Мама, что это? — спрашивает Ираклий.
— Это, сынок, наш дом очищается....
На этом Ираклий проснулся и побежал в больницу, на предстоящую операцию. В вестибюле его встретила сестра жены, естественно, ничего не знавшая о сне.
— Ираклий, — бросилась она к нему на встречу. — Алеко выживет! Мне св. Георгий сегодня во сне обещал, обнадежил!
Оба поспешили к операционной. Тут к ним подошла пожилая располневшая санитарка. «Я, — говорит, — много чего видела на своем веку. Скажу только, что у вашего мальчика болезнь имеет не физическую причину, а духовную». Тут она закрыла глаза и стала говорить, как бы не от себя.
«...В 1914 году твой дед ушел на германскую войну и пропал без вести. Твой прадед сказал: «Я чувствую — мой сын жив. Вот я покупаю белого теленка специально для того, чтобы, когда он вернется, заколоть его в дар святому Георгию!" Прошло 7 лет. Теленок превратился в огромного белого быка. Вернулся твой дед Александр из плена. Он ничего не знал о клятве своего отца. Придя домой и увидя, что его родители тяжело больны, тут же продал этого быка, чтобы достать деньги на лекарства. Теперь ты, Ираклий, должен сделать то, что в свое время твой прадед обещал святому Георгию. Езжай в деревню, найди белого быка 7-летка, заколи его и раздай мясо людям». Сказав это, санитарка пошла по своим делам.
Ираклий еще не до конца осмыслил услышанное, как ему сообщили, что операция началась. Через какое-то время вышел из палаты врач и сообщил родственникам: «Селезенка удалена. Я сделал все, что мог. Но ребенок весь горит от температуры и не приходит в себя. Если жар упадет, он выживет, а если нет...».
Ираклий тут же развернулся и побежал из больницы на автовокзал, торопясь в дедовскую деревню. Первое, что он увидел, подъехав к деревне, был огромный бык, который пасся на поле. Ираклий, как завороженный, пошел за ним следом. Бык вскоре привел его к дому брата деда. Видя всю эту цепь совпадений, Ираклий, не сомневаясь, мог сказать, что это тот самый бык семилеток, за которым он приехал из города. Так оно и вышло.
— За сколько продашь? — спросил он у брата деда, не собираясь ни торговаться, ни рассказывать с чего это вдруг ему, городскому человеку, понадобился бык.
—А, возьми за 200 рублей, — отмахнулся старик.— Мне он не нужен.
В тот же день быка зарезали и раздали вареное мясо всем при этом присутствовавшим. Ираклий, закончив все дела в деревне, поехал в Тбилиси, в больницу. Врач встретил его радостной новостью:
— Температура снижается. Мальчик зовет вас.
Ираклий бросился в реанимацию и услышал от сына неожиданное.
— Папа, я видел св. Георгия. Он сказал, что я буду жить...
...Вера закончила и в ожидании бурных восторгов нетерпеливо спрашивает.
—Ну, как?
Помня о предупреждениях святых отцов в отношении всякого рода сновидений, я сомневаюсь.
— На детектив смахивает.
Табуретка жалобно скрипит — Вера в справедливом гневе поворачивается ко мне всем корпусом и, переходя на свой обычный стиль, выдает:
— Ты что, нюх потеряла?! Я, атеистка, верю, а ты нет?! Ираклий не такой человек, чтоб лапшу на уши вешать! Он, прикинь, после всего этого уверовал! А ты...
— Молчу, молчу...
— То-то же...
Может, кому из вас Верин рассказ выдумкой покажется, но, думаю, люди многоопытные со мной согласятся: в жизни и не такое бывает. Вот, например, в газете «Квирис палитра» от 12 июня 2006 г., сообщается следующий исторический факт.
В 13-ом веке Джалал-эд-Дин с 2-ух сторон напал на Грузию и увел в плен 7000 арагвийцев. пленники взяли с собой мтиульскую святыню — икону св. Георгия Гзованского. По преданию эта икона вызвала невиданную засуху в стране захватчиков. Султан обратился за помощью к предсказателям. Те объяснили, что причиной бедствия является «икона из Гурджистана». «Сожгите ее в печи», — тут же приказал султан. Приказ попытались выполнить, но неповрежденная икона поднялась в воздух и опустилась затем на рога белого быка. Бык до тех пор не тронулся с места, пока султан не приказал освободить всех 7000 пленников. Бык с иконой на рогах и толпа освобожденных двинулись к Грузии. Вернувшись на родину, белый бык, ко всеобщему удивлению не поднялся на Гзованскую гору, а пошел по крутой тропинке не вершину хребта, разделяющего Ксанское и Арагвийское ущелья и там испустил дух.
На этом месте построили церковь. Т .к. быка звали Ломи ( в переводе «Лев»), то и церковь освятили во имя св. Георгия Ломисского. Престольный праздник этой церкви — четверг после Пятидесятницы.
Опубликовано: 15/08/2007