Вы здесь

Православный пост

[1]  [2]  [3]  [4]  [5] 

«Как должно остерегаться пресыщения, так должно остерегаться и излишнего воздержания»[50]. Говоря о телесной стороне поста, необходимо понять, что главная задача — это сокрушить главу всех страстей телесных — чревоугодие. Сокруши главу змия, наступи на этого дракона чревоугодия и не давай, чтобы он пожирал тебя. « Кто победил свое тело? Тот, кто сокрушил свое сердце. А кто сокрушил свое сердце? Тот, кто отвергся себя самого: ибо как не быть сокрушенным тому, кто умер своей воле?»[51].

Пища сама по себе не есть зло, а чревоугодие есть зло великое. Помимо воздержания чрева к телесному воздержанию относится: воздержание во время поста от супружеской жизни (1Кор. 7:5), обуздание языка, очей, ушей, избегание пересудов, злоречия и т.п. Что пользы, если воздерживаемся от чревоугодия, а глаза не воздерживаем, погружаясь в прелюбодеяния?

«Воздержание состоит... в совершенном отречении от собственных желаний»[52]. Но все же не стоит думать, что этого достаточно. Вообще можно строго соблюдать по букве церковного устава телесный пост и в то же время не поститься. Св. Иоанн Златоуст говорит: «когда кто-нибудь воздерживается от яств, а не воздерживается от греха, как можно не постясь поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь не вкушает пищу, но услаждается грехом»[53]. И более сего, Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен, он служит причиною необыкновенного усиления душевных страстей»[54].

Неразумно кичатся те, которые соблюдают лишь одну сторону поста относительно тела, скрупулезно наблюдая, чтобы «кроха скоромной пищи не попала», при этом горделиво показывая, что он не «такой, как прочие люди», и это, может быть, мы с вами? Гордо, подобно фарисею, говорим пред людьми, пред собой, или Богу «пощусь два раза в неделю» (Лук.18,12). И этот фарисей-лицемер, живущий в нас, разрушает весь подвиг поста, причиняя огромный вред душе. «Если подвизаетесь, — говорит преподобный Исидор, — то не гордитесь, если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно есть мясо, как гордиться и надмеваться»[55].

Становится понятным, что телесный пост сам по себе — ничто.

Наши страсти, или грехи, или духовные болезни, коими душа наша немоществует, разделяются на три рода: грехи, относящиеся к телу и совершающиеся в нем, это суть: чревоугодие, пресыщение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякая прочая плотская нечистота; грехи, относящиеся к душе, это наши злые помыслы, исходящие из нашего сердца: зависть, славолюбие, гордость, властолюбие, превозношение и т.п. Грехи третьего рода, которые обнаруживаются через любостяжание — это суть следующие грехи: хищение, корыстолюбие, воровство, убийство и любого рода неправедные приобретения.

В Первом соборном послании Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы находим такое троякое разделение грехов: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Здесь похоть плоти относится к телу, похоть очес — к любостяжанию, к душе же относится гордость житейская и исцеление этих духовных болезней, коими душа наша немоществует, достигается тремя благими делами, касающимися души, тела и любостяжания. Врачевание (благотворение) душе — молитва, врачевание телу — пост, а любостяжанию — милостыня. Но это трёхсоставное лекарство против наших трёхчисленных язв действует только совместно со святой исповедью и покаянием. Потому для успешной борьбы со страстями телесный пост обязательно должен быть соединен с духовным постом и милостыней.

Истинный православный пост есть телесно-духовный. Святитель Тихон Задонский говорит: «Если хочешь, Христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда»[56].

Что же такое духовный пост? Это состояние совершенного отчуждения души от всякого зла, от греховных помыслов и тем паче пагубных действий. К ним относится злословие, зависть, тщеславие, гневливость, славолюбие, гнусные пожелания и всякая греховная похоть. И чтобы не развивалась она в страсть, тут же должна пресекаться. Первой ступенью духовного поста — внутреннего воздержания — является истребление страстных помыслов. Вторая ступень — исчезновение воспоминаний — достигается истреблением страстной похоти. Третья ступень — высота бесстрастия.

Сначала в духовном посте необходимо вести борьбу со страстями, научившись их обуздывать в себе. После — вести борьбу с похотями, ослабляя их, т.е. низводя на степень помыслов. И последнее — избежание любых греховных помыслов и всякой мечтательности. Очень наглядно показывает сущность духовного поста св. Иоанн Златоуст, говоря: «честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говорим, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню, если увидишь врага, примирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй, если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту... Ты не ешь мяса? Не вкушай же глазами нескромности. Пусть поститься и слух, а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»[57].

Пост телесный и духовный состоит в подавлении телесных и душевных страстей. Зная основные стороны православного поста, казалось бы, можно приступать к делу, но не стоит спешить. Имея как бы основной корпус поста, но, при этом, не имея крыльев, мы не сможем подняться ввысь. Как не мыслим полет без крыльев, так не мыслим пост без молитвы и смирения. «Кто молится постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра»[58]. «Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва»[59].

Истинная молитва не может быть без смирения, также и истинного поста нет без смирения. Нам известно из жизни св. Макария, как диавол говорил ему: «Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня. — Чем же? — Говорит ему авва Макарий. Смирением, — отвечал диавол».

Но и это еще не все, — для полноты православного поста необходима жизнь добродетельная, украшенная милостынею и добрыми делами. Соберем от издержек своих, не потраченных на скоромную пищу, и пойдем прямо к Господу, к алчущим, к жаждущим, к неимеющим одежды, к больным и заключенным в темницы, к странникам, дадим им есть, утолим их жажду, примем и оденем их. И чрез это приютим Его, утолим жажду Его, накормим Его, оденем Его, придем к Нему! — И Он придет к нам! И скажет: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25,40).

И это будет истинный пост: воздержание от греха, пребывание в покаянии, молитве и смирении с упражнением в добродетельной плодотворной жизни в Духе Святом.

Плоды поста

Плоды Духа Святого и плоды мира, греха и диавола

 

Плоды Духа Святого

Плоды мира, греха и диавола

Благоуханные плоды Святого Духа во всем обилии, красоте и зрелости являют нам светоносные лики мужей и жен, иерархов и священномучеников, просиявших постом и воздержанием — они «все Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»

Плоды мира, греха и диавола являем мы сами своими немощами и грехами, что особенно наглядно во время Масленицы, когда мир, грех и диавол дают нам свои шумные и веселые радости, затмевающие ложью и обманом незаметные радости Духа, ибо, какая бы улыбка не сияла на лице разгулявшегося в шумном веселье масленичном, в глубине души его лежит непреодолимая тоска. Собирающие эти плоды — миролюбцы, они только то и делают, что утучняют плоть, питают и разжигают свои страсти и похоти.

Первый и самый лучший плод Духа Святого — Любовь. Он созрел во всех преподобных мужах и женах, всех иерархах и священномучениках, и во всех святых Божьих человеках — это любовь к Богу, нашему Создателю, Промыслителю и Спасителю, любовь ко всему святому и богоугодному, любовь к горнему Отечеству нашему, любовь к ближним нашим, как к братьям.

В противоположность ему первый плод мира, греха и диавола есть ненависть и вражда против Бога, против ближних. Этот несчастный плод сначала принес Денница, а потом Каин. И сейчас история каждого грешника сопровождается и оканчивается враждой против Бога и ближних.

Радость о Духе Святом (Рим. 13, 17), что мы имеем в себе Духа Святого, что мы храм Духа Святого, что нас наполняет радость при совершении всего доброго с помощью Духа Святого, при совершении любого подвига, даже при перенесении всякого рода лишения и всякой скорби ради Господа, ради ближних.

За шумным весельем — тоска и уныние, ложь и обман.

Мир и тишина в душе, благодаря примирению с Богом вследствие искупления смертью Единородного Сына Божия, мир и дружелюбие с ближними. Все это обнаруживается тихими и спокойными движениями духа, ясным, чистым взором, ласковой речью.

Брань, ссоры и драки. Стоит только посмотреть на общество нетрезвых мужей и жен.

Долготерпение и терпеливость в совершении трудных и долгих подвигов, в перенесении скорбей и бедствий с ожиданием воздаяния.

Нетерпеливость, раздражительность, слабость, малодушие, закостенелость в грехах и упорство в отступлении от Бога.

Благость — доброта — такое проявление любви, когда человек от избытка духовных и вещественных даров своих подает всякому обильно на потребу и на пользу, т.е. чем сам богат, сокровищами ли Духа или благами внешними: находим всем — и доброго и недоброго человека.

Жестокость, скудость, злость — вместо этой благости. Приглядевшись повнимательнее к себе и к другим людям, нетрудно увериться в этом.

Вера — совершенное познание и осуществление в жизни всех догматов христианской веры, выраженное в верности Христу.

Неверие, суеверие, вольнодумство, безбожие.

Кротость.

Дерзость.

Воздержание.

Невоздержание, объядение, пьянство, разврат.

Смирение.

Гордость и тщеславие.

Скромность.

Бесстыдство и раздражительность.

Радость о спасении другого.

Зависть счастью ближнего.

Исправление падшего человека духом кротости.

Презрение к падшему и отвращение от него.

Взаимное вспоможение и терпеливое снисхождение к немощи другого.

Горделивая насмешка над немощами другого, осуждение, пренебрежение другим.

Это — краткое указание плодов Духа Святого и плодов мира, греха и диавола. Более подробно об этом можно узнать, пристальнее приглядевшись к нашей жизни во время Масленицы и читая жития тех преподобных мужей и жен, иерархов и священномучеников, которых Святая Церковь прославляет в Сырную субботу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы видим пост, Богом заповеданный еще в раю как величайшее сокровище, на протяжении всей истории человечества сохранялся всеми любящими Бога. Ибо любящие Бога соблюдают заповеди Его. Сам Господь освятил пост, показал нам пример. Святая Православная Церковь установила посты для нашего блага и научила нас отличать истинный пост от ложного. Безумно поступают те, кто отвергает Православный пост. Святитель Василий говорит: «Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела»[60]. «Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни»[61]. И более этого: «Поелику мы не постились, то изринуты из рая, потому будем поститься, чтобы снова войти в рай».[62] Заканчивая слово о православном посте, прислушаемся к словам Святителя Иоанна Златоуста, который советует всем нам и говорит: «Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил от смерти, спас от искушений и привёл тебя к пристани Царства Небесного».[63]

[1]  [2]  [3]  [4]  [5] 

[50] Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.5. Приношение современному монашеству.3-е изд. СПб.,1905. С. 270.
[51] «Лествица» преп. Иоанна, Игумена Синайской горы. СПб., 1996. С. 137.
[52] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад, 1900. Часть 1, с. 233.
[53] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. 2-е изд., 1896. Том 2, с. 475.
[54] Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). 3-е изд. СПб.,1905. Т.2, с. 369.
[55] «Странник». 1895, № 3, с. 98.
[56] Святитель Тихон Задонский. Творения. М., 6-е изд. Т.4, с.182.
[57] Св. Иоанн Златоуст, Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 49.
[58] Св. Иоанн Златоуст, Творения. Т. 7. СПб., 1901. С.590.
[59] Игнатий Брянчанинов. Т. 1, с.135.
[60] Творение Св. Василия Вел . 4-е изд. Сергиев Посад, 1901. Ч.4. С.25.
[61] Там же.
[62] Творение Св. Василия Вел. 3-е изд. Ч.4. С.7-8.
[63] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского.2-е изд. СПб.1903 Т. 9. с.911.